С вами Михаил Акимов. Здравствуйте!
Да, Юрий Антонов поработал с очень многими ансамблями и оркестрами. В своей статье я беру по одной его песне от каждого значительного музыкального объединения. Но некоторые из коллективов – всё же остаются за бортом статьи.
Обычно первым местом работы Антонова называют «Поющие гитары», куда Васильев пригласил его в качестве клавишника. Однако ещё до «Поющих» Юрий два года работал музыкальным руководителем в инструментальном ансамбле «Тоника» Виктора Вуячича, а также записывался как вокалист с оркестром под управлением Анатолия Кролла.
С них и начнём.
У берёз и сосен
Анс. под управлением А. Кролла
В 1973-м году, когда вышла эта песня, многие записали Антонова в плагиаторы, который обворовал не более-не менее – Битлз! Сходство в проигрыше с песней A Day In The Life, бесспорно, прослеживается. Однако Антонов просто вставил «нотную цитату» в свою уникальную мелодию. И от этого песню вряд ли можно безапелляционно записывать в разряд «уворованных хитов».
Использовать мелодию The Beatles Антонову посоветовал Кролл:
Это было специально придумано и сделано именно мной и являлось как бы символическим музыкальным дружеским «рукопожатием» между замечательными мелодиями «Битлз» и прекрасными мелодиями Юры Антонова.
Автором слов к песне является поэт Игорь Шаферан.
Песня исполнялась и другими ВИА, которые, к слову говоря, не включали в свои аранжировки битловский проигрыш.
Нет тебя прекрасней
Поющие гитары
Собственно, с «Поющими» у Антонова только две песни: эта и «Аэропорт» (не путать с песней Барыкина):
Аэропорт, аэропорт,
Ночное зарево огней.
Лечу за борт, лечу за борт
Любви моей, любви моей.
Караоку «Нет тебя прекрасней» я приводил совсем недавно в статье про «Поющие гитары» и рассказывал историю её создания. Так что, если кому-то захотелось спеть её вновь, просто привожу ссылку, чтобы не пришлось искать.
О добрых молодцах и красных девицах
Добры молодцы
В начале 70-х мы всем составом нашего институтского ВИА пришли на их концерт. Группу я знал ещё по временам, когда они назывались «Авангард», был на их концертах раза три в разные годы, поэтому был просто поражён, как поменялся имидж группы и её репертуар.
Всё это благодаря Антонову. Он пришёл в «Авангард» не с пустыми руками, а с песней о добрых молодцах. Она стала заглавной у ансамбля, и название группы изменили под неё. И не только.
«Авангард» - название безликое, и таким же был их репертуар: исполнять могли всё подряд. Став «Добрыми молодцами», они включили в репертуар большое количество русских народных песен в современной обработке. Нам очень понравилось, как они исполнили «Лапти мои»: в юмористической подаче и с очень красивым риффом.
Словом, взяли мы у них эту песню и стали исполнять в их аранжировке. В частности, спели на конкурсе вокально-инструментальных ансамблей города. После этого меня и вокалиста вызвали на разборки. На нас набросился один из членов жюри, который назвал это «хулиганством на сцене». «Вы видели, в зале люди смеялись, когда вы её пели!» - орал он. А я сидел и недоумевал: а чем плохо, что люди смеялись во время исполнения шуточной песни?
Антонов на концерте пел, естественно, «Добрых молодцев», а ещё Oh Darling. А все вместе молодцы наикрасивейше пели на голоса. Начали концерт с акапелла «Вечерний звон» из-за занавеса (или второе отделение – сейчас уже не помню).
«О добрых молодцах» мы тоже пели. И сама песня очень понравилась, и понравилось, что она легко раскладывается на голоса. Кроме того, наш гитарист Миша в последнем куплете свободно пел фальцетом в октаву – словом, всё, как в аранжировке «Добрых молодцев».
Автор текста – Олег Жуков.
Зеркало
Аракс
Аракс – на мой взгляд, сильнейшая группа из всех, с которыми сотрудничал Антонов.
Однако вот какой казус: слушал их с песнями других композиторов – не впечатлила вообще ни одна. А ведь ребята – очень сильные инструменталисты и вокалисты. Вот мне и удивительно: чего ж они при таком составе не смогли найти сильного композитора после того, как ушёл от них Антонов?
Слова песни «Зеркало» написал Михаил Танич. Они очень понравились его жене Лидии Козловой, и она была просто в шоке, когда увидела, что муж отдаёт их совершенно ей неизвестному молодому композитору. «Что такой может написать?» – думала она.
Антонов пришёл к ним утром, сказал: «Я написал», сел за фортепиано и начал играть. Лидия Козлова: «И мы понимаем: всё... сердце оборвалось и упало».
В этой песне Антонову прекрасно удалось сохранить деликатность по отношению к лирике и одновременно привнести в музыку энергичные эстрадные ритмы.
Споры вызвало лишь извечное требование Антонова к благозвучности текстов. Композитор считал, что слова «Гляжусь в тебя, как в зеркало, до головокружения...» прочитать внятно нелегко, не то, что пропеть. Однако авторитет Танича в данном случае победил...
А ведь до этого Таничу уже отказали как раз из-за этого слова! Он показал стихи Броневицкому, считая, что тот напишет музыку, а споёт, естественно, Пьеха. Броневицкий сказал: "Миша, ты не понимаешь, что "до головокружения" спеть невозможно, никто не сможет написать музыку, хотя моя музыка вроде подходит, но Эдита не сможет спеть "до головокружения".
Моё мнение: так и хорошо, что музыку написал Антонов!
Несёт меня течение
Магистраль
В этом коллективе Антонов играл на клавишных и занимался вокалом.
С 1975 по 1977 годы ВИА «Магистраль» был самостоятельным ансамблем при Московской областной филармонии, где Юрий Антонов работал музыкальным руководителем.
В дискографии ансамбля есть пластинки с песнями Юрия Антонова и Давида Тухманова. Некоторые композиции, которые исполняли Юрий Антонов и ВИА «Магистраль»: «Несёт меня течение», «Нет, не я», «Любимая, помни», «Отчего», «Это Москва», «Всё на совесть» и другие.
Текст песни написал поэт Виктор Дюнин, и для него это стихотворение связано с нелёгким моментом жизни. Дюнин написал его накануне свадьбы, а после этого ему позвонила подруга невесты и сказала, что та ему неверна. Утром он объявил бывшей невесте, что свадьбы не будет.
Антонов в это время жил у него (спал на раскладушке). Дюнин показал стихотворение ему, Антонов взял текст, а через пару дней позвонил и дал прослушать магнитофонную запись. Песня прошла худсовет.
Многим понравилось гитарное соло на первой записи, но так сейчас и неизвестно, кто его исполнял. Никто из участников «Магистрали» этого сказать не мог. Была версия, что соло исполнял Константин Никольский, но он сам это опровергает.
Я иду тебе навстречу
Синяя птица
Эта песня – ещё один плод работы тандема Антонов – Дюнин. Исполнял её сам Антонов и музыкант «Синей птицы» Сергей Дроздов. До сих пор слушатели спорят, чьё исполнение лучше.
С «Синей птицей» Антонов не выступал (есть какие-то упоминания о совместных гастролях, но точно этого не знаю). Дело в том, что как раз в это время Антонов создал группу «Аэробус» для концертов и гастролей. Однако у них есть совместный диск, так что это вполне укладывается в концепцию моей статьи. А если учесть, что на диске такие песни, как «Белый теплоход» и «Жизнь» («Жизнь играет с нами в прятки»), все вопросы о том, было ли сотрудничество, отпадают.
Песни, записанные Антоновым на диске с «Синей птицей», исполнялись им в составе Аэробуса».
Когда писал статью и подбирал материал, постоянно наталкивался на реплики разных читателей, которые писали, что просто обожают песни Юрия Антонова. Надеюсь, и вам понравилось.
Всего вам самого доброго!