Как появилась цензура в русском кинематографе и Голливуде — читайте в моем 2-томном справочнике "С Оскаром и рядом".
В этой статье я расскажу о важном водоразделе, который Голливуд однажды (а именно в первой половине 1930-х годов) перешел в своем цензурном регулировании, и как это повлияло на голливудское, да и на всё мировое кино, поскольку Голливуд в те годы уже был законодателем киношных мод.
С приходом Pre-Code в Голливуд эпоха морально-этической свободы закончилась, началась другая эпоха.
Pre-Code
Эпоха Pre-Code в Голливуде охватывает период с конца 1920-х годов, когда звуковое кино (т. н. «talkies») стало стандартом и до середины 1934-го года, когда начал строго применяться Кодекс производства фильмов (Motion Picture Production Code, также известный как Кодекс Хейса).
- Важно понимать, что сам термин "pre-code" в те годы не применялся.
Этот термин (Pre-Code или Precode) введён в обиход в 1980-х годах кинокритиком Брюсом Гольдштейном и обозначает время, когда цензура была слабой, и кинематографисты наслаждались относительной свободой в выборе тем и их воплощении.
В 1929-м году, после выхода фильма «Певца джаза» — официально первого полнометражного звукового фильма, — киноиндустрия пережила революцию. Звуковое кино открыло новые возможности для диалогов, музыки и сюжетов, что привело к экспериментам с провокационными темами. Великая депрессия (1929–1933) также повлияла на содержание фильмов: студии, стремясь привлечь зрителей, создавали ленты с откровенным содержанием, включая сцены секса, насилия и морально неоднозначные сюжеты.
Особенности фильмов Pre-Code
Фильмы эпохи Pre-Code отличались смелостью и реализмом.
Они затрагивали темы, которые позже стали табу:
- Сексуальность и гендерные роли: Сильные женские персонажи, такие как героини Барбары Стэнвик в «Baby Face» (1933) или Мэй Уэст в «She Done Him Wrong» (1933), использовали свою сексуальность для достижения целей, что было немыслимо в более поздние годы.
- Преступность и моральная амбивалентность: Гангстерские фильмы, такие как «Общественный враг» (1931) и «Лицо со шрамом» (1932), изображали преступников как харизматичных антигероев.
- Социальные проблемы: Ленты вроде «Я — беглец с каторги» (1932) критиковали несправедливость системы, поднимая вопросы о тюрьмах и капитализме.
- Табуированные темы: В фильмах затрагивались гомосексуализм, межрасовые отношения, наркотики и аборты, что позже стало запрещено.
Эти фильмы были популярны, так как отражали цинизм и разочарование общества в годы экономического кризиса. Однако их откровенность вызывала протесты со стороны религиозных групп, особенно католиков, которые в 1933–1934 годах начали кампанию против «аморальности» кино.
Code (Кодекс Хейса)
- Это было рождение строгой цензуры в Голливуде.
Кодекс Хейса — это свод правил, разработанный в 1930-м году под руководством Уилла Хейса, президента Ассоциации производителей и дистрибьюторов кино (MPPDA).
Кодекс был создан как мера саморегуляции индустрии, чтобы избежать государственного вмешательства и успокоить общественные группы, возмущённые содержанием фильмов.
Кодекс, официально названный Motion Picture Production Code, включал строгие запреты на:
- Наготу, откровенные сцены и «похотливые» поцелуи.
- Положительное изображение преступлений, включая безнаказанность злодеев.
- Критику религии, правительства или брака.
- Межрасовые отношения и упоминание гомосексуализма.
- Употребление наркотиков и грубую лексику.
Хотя Кодекс был принят в 1930-м году, до 1934-го года его соблюдение было необязательным. Студии часто игнорировали правила, так как провокационные фильмы приносили прибыль.
Ситуация изменилась в июле 1934-го года, когда была создана Администрация Кодекса производства (PCA) во главе с Джозефом Брином.
С этого момента все фильмы должны были получать сертификат одобрения PCA, что ознаменовало конец эпохи Pre-Code.
Влияние Кодекса Хейса на кино
После 1934-го года Голливуд изменился:
- Сюжеты стали предсказуемыми: Зло всегда наказывалось, а добро торжествовало. Это правило, названное Брином «компенсирующей моральной ценностью», требовало, чтобы любой «грех» в фильме искупался к финалу.
- Ограничение женских ролей: Сильные, независимые героини уступили место более традиционным образам. Например, Мэй Уэст, чьи фильмы славились дерзкими диалогами, была вынуждена смягчить свой стиль.
- Социальная критика исчезла: Фильмы стали избегать острых тем, таких как коррупция, рэкет или экономическое неравенство, чтобы не нарушать Кодекс.
Кодекс действовал до 1968-го года, когда его заменила система возрастных рейтингов (PG, R и т. д.), что, в принципе, дало режиссёрам немного больше свободы.
Pre-Code как флаг действительно независимого кино
- Почему Pre-Code важен сегодня?
Эпоха Pre-Code остаётся уникальной в истории кино благодаря своей смелости и честности. Фильмы этого периода предлагали зрителям взгляд на реальную жизнь — с её сложностями, пороками и амбивалентностью.
Фильмы Pre-Code эпохи заложили основы для многих жанров, включая гангстерский фильм и романтическую комедию.
Сегодня фильмы Pre-Code, такие как «Baby Face», «Freaks» или «The Divorcee», изучаются киноведами и восхищают зрителей своей современной чувственностью и социальной остротой. Они напоминают нам о том, как искусство может бросать вызов нормам и отражать дух своего времени.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПОМОЩИ
Кому нужны свои книги или сценарии, новые, или их редактирование и перевод — пишите на имейл:
- nechitat.ph@gmail.com (тема — книги)
- scriptbridge@gmail.com (тема — сценарии)
Облако хэштегов
#Code #Precode #цензура #Т #БТ #книга #новаякнига #заказатькнигу #перевестикнигу #продатькнигу #редактироватькнигу #издатькнигу #нонфикшн #напечататькнигу #нуженавтор #нуженредактор #верстка #дизайн #концепт #верстка #корректура #перевод #публикация #ИздательскийДомНеЧитать #PublishingHouseDoNotRead #ОлегЛубски #OlegLubske #книгоиздание