Найти в Дзене
Полифония онлайн

Хук, как незавершённый гештальт ⍻ 🔂 ♾

Существует мнение, что незаконченные дела, повисшие где-то там, незаметно отнимают у нас энергию и немного подсознательно подпаривают. Хотя, вообще, степень этого «немного» зависит от сроков дедлайна и перспективы выбора вариантов поощрения между испанским сапогом и железной девой. В первом случае сроки ещё могут сдвигаться с «завтра», «до конца месяца» и «когда выпадет снег», а во втором, пожалуй, придётся не поспать несколько ночей или недель. 🔸А я, тем не менее, про песни и аккорды. Незаконченная гармоническая последовательность работает также, как незавершённый гештальт, музыкальная фраза повисает на неустойчивой гармонии и словно задаёт вопрос. Это делает с нашим мозгом странную штуку. 🧠Мозг направляет внимание на неё и начинает прокручивать в голове уже самостоятельно, пытаясь довести неустойчивую гармонию до тоники. А в припеве, как правило, разрешение неустойчивости отсутствует — гармония балансирует и вновь НЕ приходит в тонику, хук повторяется снова и снова, а завершённост

Существует мнение, что незаконченные дела, повисшие где-то там, незаметно отнимают у нас энергию и немного подсознательно подпаривают. Хотя, вообще, степень этого «немного» зависит от сроков дедлайна и перспективы выбора вариантов поощрения между испанским сапогом и железной девой.

В первом случае сроки ещё могут сдвигаться с «завтра», «до конца месяца» и «когда выпадет снег», а во втором, пожалуй, придётся не поспать несколько ночей или недель.

🔸А я, тем не менее, про песни и аккорды. Незаконченная гармоническая последовательность работает также, как незавершённый гештальт, музыкальная фраза повисает на неустойчивой гармонии и словно задаёт вопрос. Это делает с нашим мозгом странную штуку.

🧠Мозг направляет внимание на неё и начинает прокручивать в голове уже самостоятельно, пытаясь довести неустойчивую гармонию до тоники.

А в припеве, как правило, разрешение неустойчивости отсутствует — гармония балансирует и вновь НЕ приходит в тонику, хук повторяется снова и снова, а завершённости, которой так хочется, не даётся.

Таков принцип устройства хуков и припевов в огромном количестве эстрадных песен.

Думаю, это одна из причин привязчивости некоторых треков и явления под названием «earworm» ( букв. англ. — "ушной червь").

В качестве иллюстрации привожу песню Тейлор Свифт «Shake it off», одного из самых прилипчивых хитов по данным опросов.

Что же тут происходит?
🔹Аккорды четырёхтактового припева «Cause the players gonna play…»: Am-С-G-G, по аккорду на такт, соответственно.

✅Эта гармоническая последовательность амбивалентна, то есть, «тоникой» может быть ЛЮБОЙ из аккордов. Однако автор так и не даёт слушателям представление о том, где тоника, а просто переходит к повтору припева! 👯‍♀️

✅Последовательность аккордов, что важно, втиснута в жёсткую квадратную метрическую структуру.

✅Мотив в мелодии повторяется 6 раз и 2 раза с варьированием.

Три этих фактора: гармонический, метрический и мелодический и дают желаемый (или нет😅) эффект незавершённого гештальта и играют с нашим мозгом, который воспроизводит припев самостоятельно, без участия внешнего источника.

Hook — крючок для того и нужен, чтобы зацепить. А вот как пользоваться этим приёмом и в какой мере каждый автор решает сам.


А вы замечали подобный эффект? Напишите, пожалуйста, в комментариях:)