Если бы нас попросили выбрать одну шляпу, которая олицетворяет собой весь шик, аристократизм и традиции прошлого, то, скорее всего, мы бы представили именно цилиндр. Эта высокая блестящая шляпа — не просто элемент гардероба, а настоящий исторический символ элитного мужского стиля.
Сегодня цилиндр чаще вызывает ассоциации с фокусниками или костюмированными балами. Но ещё пару столетий назад его носили исключительно представители элиты — политики, промышленники, богатые землевладельцы.
Так почему же мужчины начали носить эти странные на вид головные уборы?
История цилиндра — это не просто хроника моды. Это рассказ о социальных сдвигах, технологических прорывах и даже исчезновении целых видов животных.
Давайте разберемся, как и зачем мужчины начали носить эту эксцентричную шляпу, и почему она внезапно исчезла с голов сильных мира сего.
Скандальное появление цилиндра
Как и многие элементы моды, цилиндр заявил о себе очень громко, мы бы даже сказали, скандально.
Всё началось из-за английского джентльмена Джона Хетерингтона в 1797 году. Он впервые вышел на улицу в цилиндре и буквально вызвал панику.
Женщины падали в обморок, дети визжали, собаки лаяли. Один мальчик даже сломал руку, упав от испуга толпы. Итог — Хетерингтона арестовали за «появление на публике с пугающим предметом на голове».
Ему назначили штраф в 500 фунтов — огромную сумму на то время. Если перевести ту сумму в современные деньги с учётом инфляции, то это около 50 000 фунтов или ~ 5 миллионов рублей.
Об этом происшествии даже существует вырезка из газеты The Hatter's Gazette, датируемая 1797 годом (в этой газетной вырезке впервые упоминается цилиндр):
Некоторые считают эту историю выдумкой, но факт остаётся: именно с конца XVIII века цилиндры начали уверенно входить в мужскую моду.
Но если опустить шутки, как цилиндр стал обязательной частью гардероба джентльмена?
В XIX веке цилиндр стал почти обязательным аксессуаром для любого уважающего себя мужчины. И значительную роль в этом сыграл Джордж Браммелл — икона стиля, друг короля Георга IV и главный модный авторитет эпохи Регентства.
Именно цилиндры Джордж Браммелл считал достойной заменой устаревшим треуголкам, которые плохо гармонировали с новыми строгими мужскими костюмами. Благодаря его дружбе с будущим королём Георгом IV и статусу главного законодателя моды того времени, цилиндры стремительно вошли в моду и в разных вариациях были приняты мужчинами всех социальных слоёв.
Кроме того, именно Джордж Браммел является создателем современного делового образа, который мужчины носят более двух веков.
Исходя из этого в те годы цилиндры стали обязательным атрибутом любого события с хотя бы минимальной степенью формальности. На бал, в театр или оперу джентльмен был обязан явиться в смокинге и цилиндре, однако после входа в зал шляпу следовало снять.
Нередко внутри цилиндров присутствовали дополнительные кармашки, где можно было хранить мелкие банкноты, мелочь, какие-то документы или что-то в этом роде.
Проблема неудобства, связанная с ношением цилиндра в руках, побудила французского шляпника Антуана Жибюса в 1840-х годах создать настоящую сенсацию в мире головных уборов — складную оперную шляпу, известную как «шапокляк». В отличие от традиционного цилиндра, она имела металлический каркас с пружинами и легко складывалась в плоский диск, что позволяло удобно убирать её под мышку или в багаж.
Цилиндр могла позволить себе только элита
Первоначально цилиндры делались из дорогого бобрового фетра.
Этот материал не только выглядел роскошно, но и был водонепроницаемым. Шляпа сохраняла свою форму даже в дождь.
Стоимость такого цилиндра доходила до 40 шиллингов — при том, что умелый шляпник зарабатывал около 2 шиллингов в день. А представители среднего класса — такие, как юристы, врачи и другие специалисты в 1860-х годах зарабатывали от 300 до 500 фунтов стерлингов в год.
40 шилингов в 1800 году в Великобритании примерно эквивалентны £160–£200 в современных фунтах стерлингов, что составляет примерно 18 000–23 000 рублей по курсу на 2025 год.
То есть такие деньги на одну лишь шляпу мог позволить себе только очень богатый человек.
Однако для среднего класса существовали упрощённые версии цилиндров пошитые из кроличьего фетра — они стоили в 4 раза дешевле, но быстро теряли форму.
Позднее бедняки тоже начали копировать моду богатых и носить цилиндры из дешёвого войлока или даже клеёнки, пришитой на каркас из марли.
Как мода на цилиндры почти уничтожила бобров?
Из-за огромного спроса на бобровый фетр (поскольку лишь такая шляпа источала яркий блеск на расстоянии и выделяла богатых людей из толпы) популяция бобров в Европе была практически уничтожена.
Из-за этого производство цилиндров (европейское) массово переместилось в Северную Америку. Но к 1900 году мода на цилиндры едва не стерла бобров и с лица американского континента — в дикой природе их оставалось всего несколько сотен.
Это вызвало запреты на охоту и переход к новому материалу — шёлковому плюшу. Данный материал придавал цилиндрам блеск, схожий с бобровым мехом, и стал основным вариантом для производства в XX веке.
Интересный факт: при изготовлении шляп массово применялась ртуть, что вызывало серьёзные отравления у мастеров. Отсюда пошло выражение «безумный как шляпник», которое позже вошло в литературу — например, в «Алисе в Стране чудес» Льюиса Кэрролла.
Почему цилиндры вышли из моды?
К концу XIX века цилиндр достиг пика популярности, но вскоре начал стремительно сдавать позиции. Причин было несколько:
- Изменение моды: молодёжь начала выбирать более удобные и компактные головные уборы — котелки, трилби, федоры.
- Появление транспорта: ездить в трамваях, поездах и особенно в автомобилях в высокой шляпе было крайне неудобно.
- Упрощение этикета: общество постепенно отказывалось от строго формализованных дресс-кодов.
Цилиндр окончательно утратил массовую популярность и остался лишь в официальной одежде дипломатов, судей, королевских лакеев и, конечно, иллюзионистов
Цилиндр — это не просто часть модного гардероба прошлого. Это целая эпоха, отражающая вкусы, статус и даже уровень технологий своего времени. От скандалов до инноваций, от моды до угрозы животному миру — путь цилиндра в истории был насыщенным и неоднозначным. И хотя сегодня мы видим его лишь в театре или на сцене, за этим аксессуаром стоит по-настоящему удивительная история.