Найти в Дзене
Школа Жизни

«Анна Каренина»: стоит ли жалеть главную героиню романа?

Оглавление
    Кадр из фильма «Анна Каренина», киностудия «Мосфильм», 1967 г.
Кадр из фильма «Анна Каренина», киностудия «Мосфильм», 1967 г.

Есть книги, которые входят в список «обязательно к прочтению», а потом — в список «не помню, о чём, но было серьёзно». «Анну Каренину» читали почти все. Или пытались. В школе — по диагонали, с чувством долга. И запомнили, как правило, главное: женщина влюбилась, семья рухнула, поезд, трагедия. Ах, бедная Анна. Ах, как жалко. А Лев Толстой — великий.

Но если перечитать роман не глазами школьника, которому задали, а глазами взрослого, который уже видел разные формы страданий, любви и эгоизма — картина начинает меняться. Анна больше не выглядит такой уж жертвой. А жалость к ней — не самая честная эмоция. Возможно, ей она бы даже не понравилась.

Кого именно мы жалеем?

Анну в массовом сознании часто приравнивают к образу трагически влюблённой женщины. Её история превращается в мелодраму: сердце, чувства, муж-тиран, любовь как ураган, общество — злобное. А в конце всё, как в греческой трагедии.

Но Толстой писал не бульварный роман. И если читать внимательнее, становится ясно: Анна вовсе не просто «погибшая от любви». Она — человек, который совершает выбор. Много раз. И каждый раз — не из страха, а из страстного желания.

Она не жертва обстоятельств. Она их создатель. И чем дальше в текст, тем ощутимее: её поступки — не всегда о смелости, но часто о разрушении. В том числе других людей.

Что скрывалось под маской любви?

Эгоизм. Да, Анна страдала. Но вокруг неё — тоже люди. Муж, которого принято списывать в тираж как «холодного чиновника», на деле оказался способным на прощение и заботу о сыне, когда Анна уже не могла даже объяснить свои чувства. Вронский, которому с самого начала важно было больше жалеть себя, чем её. И в итоге он остаётся с пустотой, как и сама Анна.

Но главное — её отношение к окружающим. Чем дальше, тем больше в её любви не свободы, а отчаянного требования: «Ты должен быть весь мой». Сказано не о равноправии и не о самоотдаче. Говорится про контроль. Про страх быть забытой, покинутой, не признанной.

   Кадр из фильма «Анна Каренина», кинокомпания Working Title Films, 2012 г.
Кадр из фильма «Анна Каренина», кинокомпания Working Title Films, 2012 г.

И вот тут уже становится трудно жалеть. Потому что это не трагедия судьбы, а трагедия саморазрушения, за которую платят и те, кто рядом.

Жалость — тоже выбор. Жалость предполагает, что кто-то стал жертвой чего-то внешнего. Но Анна не была загнана в клетку. Она сама её построила, сама заперлась — и потом в отчаянии металась по прутьям, требуя от других ключей. Можно сочувствовать, даже пытаться понять. Но жалость в данном случае — скорее способ уйти от дискомфортных вопросов.

Почему мы склонны жалеть Анну?

Потому что иначе придётся признать: иногда страсть — не спасение, а путь к гибели. Иногда человек рушит себя не потому, что его не поняли, а потому, что он отказывается видеть последствия.

   Кадр из фильма «Анна Каренина. История Вронского», киностудия «Мосфильм», 2017 г.
Кадр из фильма «Анна Каренина. История Вронского», киностудия «Мосфильм», 2017 г.

Перечитывать классику — как смотреть на старый портрет в новом свете. Что-то знакомое, но вдруг — взгляд другой. Анна Каренина — не только героиня. Она зеркало. В ней отражаются и наше представление о любви, и страх одиночества, и эгоизм, замаскированный под порыв.

Перечитайте роман. Не чтобы искать виноватых, а чтобы почувствовать, как хрупка грань между свободой и бегством, между страстью и разрушением. И, возможно, жалеть захочется меньше. А понимать — больше.

Автор — Алекс Грант

Источник — ШколаЖизни.ру