Найти в Дзене

От фэнтези до постапокалипсиса: как устроены ролевые игры живого действия

Оглавление

Ролевые игры живого действия (РИЖД, англ. LARP) – это вид ролевых игр, в которых участники сами физически воплощают своих персонажей. Как отмечает Википедия, РИЖД «характеризуется непосредственным отыгрышем действий персонажа», при этом каждый игрок не остаётся «наблюдателем», а действует в реальном пространстве в соответствии с образом героя. Такие игры близки к театру, но здесь нет заранее написанного сценария – сюжет во многом задают мастера игры, а игроки наполняют ситуацию своими поступками. Важной частью антуража РИЖД являются костюмы, реквизит и оформление локаций, которые помогают создать нужную атмосферу.

ПРИ «Однажды в Павии»
ПРИ «Однажды в Павии»

Основные форматы

РИЖД бывают разных форматов, главным образом отличающихся масштабом и местом проведения.

Полевые ролевые игры (её ещё называют «полигонки») проходят на открытой местности – в лесу, поле или на специально подготовленном полигоне. Это самый масштабный формат: на них может собираться от нескольких десятков до нескольких сотен человек, а иногда даже тысячи. Игроки носят полные костюмы и используют муляжи оружия; часто строятся укрепления, готовится еда и обустраиваются лагеря. Например, эти игры могут быть стилизованы под средневековое фэнтези (мечи, доспехи и «рыцарские турниры»), историческую реконструкцию, научную фантастику («техногенные» сюжеты) и даже балы и светские рауты.

ПРИ "Dies Irae"
ПРИ "Dies Irae"

Павильонные (камерные) ролевые игры проводятся в помещении – чаще всего в большом зале или даже в условном «замке» (павильоне). Это игры меньшего размера: от нескольких десятков до полутора сотен участников, обычно на один день без ночёвки. Здесь антураж проще – многое моделируется словами, и не всегда нужны сложные декорации. Зато возрастает темп игры: из-за ограниченного времени участники действуют интенсивно и часто в замкнутом пространстве (например, в зале). Любой жанр возможен, от балов и аристократических интриг до шпионских и фантастических сюжетов, ведь требования к реквизиту ниже, чем на полевых играх.

РИ Warhammer 40000 "Мстительный Дух"
РИ Warhammer 40000 "Мстительный Дух"

Городские ролевые игры проходят прямо в городской среде. Они делятся на два типа: локальные городские игры (съёмные «городские походы» на 2–3 дня, 100–200 участников) и игры реального времени (когда действие идёт параллельно с повседневной жизнью по всему городу, 10–100 участников). Локальные городские квесты похожи на полевые, но ограничения города влияют на боёвку и декорации. Игры реального времени охватывают широкий город как игровую площадку и часто происходят постепенно в течение дней, практически без привязки к конкретной локации.

РИ «Горец» 2025
РИ «Горец» 2025

Организация и проведение

Любая ролевая игра живого действия строится по схеме «мастера – игроки». Организаторы (мастера) заранее придумывают общую ситуацию и правила, а участники регистрируются с персонажами и приходят действовать в образе. В отличие от компьютерных или настольных игр, в РИЖД почти всё происходит «здесь и сейчас»: мастер задаёт завязку, и игроки сами творят историю своими поступками. В идеале не должно быть «игроков вне игры»: всё, что происходит в рамках сценария, воспринимается как события мира игры. Чаще всего мастера договариваются об игровых правилах заранее (например, правила боя или последствия «смерти персонажа»), а в ходе игры контролируют процесс. В полевых играх обычно формируются команды (отряды), участники сами приходят с полным снаряжением, а «полигонные команды» строят декорации и готовят быт.

Таким образом, организация РИЖД – это сплав сценарной работы мастеров и творчества самих игроков. Игры чаще всего проходят некоммерчески – организаторы посвящают им свободное время; участие большинства – добровольное. Именно поэтому РИЖД часто называют «любительским движением»: ремесло организаторов и умения мастеров привлекает энтузиастов, которые готовы вкладываться в подготовку сценария, костюмов и правил.

Die! Ant World - ПРИ 2025 | coreteam
Die! Ant World - ПРИ 2025 | coreteam

Значимость РИЖД: культура, образование, достижения

Ролевые игры живого действия не только развлекают, но и укрепляют сообщества и культуру. В них объединяются фанаты фантастики, истории, музыки – как это происходит, например, на крупнейшем российском фестивале «Зиланткон». Этот конвент в Казани, который проводится с 1991 года, собирает более 2000 человек ежегодно. На Зилантконе есть секции и по практике, и по теории РИЖД, проводятся презентации новых игр и мастер-классы. Более того, там вручаются литературные премии «Большой Зилант» и «Малый Зилант» за лучшие фантастические произведения – тем самым ЛАРП связывается с литературной культурой. Также на фестивале отмечаются лучшие ролевые проекты наградами «Дюрандаль» и «Самая популярная игра».

Таким образом, РИЖД влияет на развитие навыков участников: они учатся работать в команде, актёрскому мастерству, ораторскому искусству и основам истории и творчества. Многие школы и университеты отмечают, что игровые технологии позволяют эффективнее усваивать знания: дети и студенты через ролевые приключения лучше «вживаются» в материал (будь то средневековый быт или языковые навыки). Хотя научные исследования образовательно-развивающего эффекта РИЖД развиваются, практика показывает – участие в ролевых играх развивает креативность, инициативность и эмпатию.

Достижения в России. Ролевое движение в стране активно растёт. Помимо Зиланткона ежегодно проводятся десятки полевых и городских игр, региональных фестивалей и локальных встреч. Например, уже к 2010 году конвент «Зиланткон» прошёл в двадцатый раз и признан «безусловным лидером среди игровых конвентов России». Подсчитать общее число участников сложно, но по оценкам энтузиастов тысячников по несколько в год собирают сотни участников. Так что в России ролевые игры живого действия вышли из подвала хобби и стали заметным культурным явлением, интегрированным в фестивали фантастики и туризма.

«Зиланткон». Другой мир
«Зиланткон». Другой мир

Будущее РИЖД и новые тренды

С развитием технологий и популярной культуры меняются и ролевые игры. Во многих проектах уже используются элементы виртуальной реальности, мобильные приложения для квестов и сложные визуальные эффекты. Расширяются темы: если раньше в фаворе были историческое фэнтези и Толкин, то теперь появляется всё больше городских игр в жанрах стимпанк, постапокалипсис (например, по мотивам игры «Fallout») и даже научная фантастика. Также растёт интерес взрослых «косплееров» – людей 20–40 лет, которые участвуют в РИЖД как в серьёзном хобби.

В будущем можно ожидать, что ролевые игры будут всё шире применяться не только в любительских, но и в образовательных и бизнес-проектах: как метод тимбилдинга, тренинга коммуникативных навыков и творческого мышления. Интернет-сообщества и видеостримы игр делают ЛАРП более открытым и знакомым массовой аудитории. В целом направления РИЖД обещают сохранить «синтетический» подход – сочетание разных увлечений и технологий – как это заложено с первых Зилантконов.

ВРИ «Лес»
ВРИ «Лес»