Найти в Дзене

Мотив и его функции.

ЧТО ТАКОЕ МОТИВ? МОТИВ — это АФФЕКТИВНО ЗАКРЕПЛЁННЫЙ ПРЕДМЕТ ПОТРЕБНОСТИ, КОТОРЫЙ НАПРАВЛЯЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Это означает, что у человека есть ПОТРЕБНОСТЬ, и он эмоционально («АФФЕКТИВНО») привязывается к какому-то ПРЕДМЕТУ, который может эту потребность удовлетворить. Этот предмет и становится тем, что направляет всю его активность — ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ: В этом определении подчёркнута ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СТОРОНА МОТИВАЦИИ. Мы не просто действуем, чтобы что-то получить — мы эмоционально вовлечены. ЛЕОНТЬЕВ не соглашался с таким подходом. Он не считал эмоции первичными и базовыми, особенно у животных, и не включал эмоциональную сторону в определение мотива. Он говорил: МОТИВ — это ОДНОВРЕМЕННО ПРЕДМЕТ ПОТРЕБНОСТИ И ПРЕДМЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО? Потому что в МОТИВЕ сходятся две стороны жизни человека:  1. ПОТРЕБЛЕНИЕ БЛАГ — когда человек получает то, что нужно (МОТИВ как ПРЕДМЕТ ПОТРЕБНОСТИ),  2. ПРОИЗВОДСТВО БЛАГ — когда человек действует, чтобы этого добиться (МОТИ

ЧТО ТАКОЕ МОТИВ?

МОТИВ — это АФФЕКТИВНО ЗАКРЕПЛЁННЫЙ ПРЕДМЕТ ПОТРЕБНОСТИ, КОТОРЫЙ НАПРАВЛЯЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Это означает, что у человека есть ПОТРЕБНОСТЬ, и он эмоционально («АФФЕКТИВНО») привязывается к какому-то ПРЕДМЕТУ, который может эту потребность удовлетворить. Этот предмет и становится тем, что направляет всю его активность — ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ:

В этом определении подчёркнута ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СТОРОНА МОТИВАЦИИ. Мы не просто действуем, чтобы что-то получить — мы эмоционально вовлечены.

ЛЕОНТЬЕВ не соглашался с таким подходом. Он не считал эмоции первичными и базовыми, особенно у животных, и не включал эмоциональную сторону в определение мотива.

Он говорил:

МОТИВ — это ОДНОВРЕМЕННО ПРЕДМЕТ ПОТРЕБНОСТИ И ПРЕДМЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО?

Потому что в МОТИВЕ сходятся две стороны жизни человека:

 1. ПОТРЕБЛЕНИЕ БЛАГ — когда человек получает то, что нужно (МОТИВ как ПРЕДМЕТ ПОТРЕБНОСТИ),

 2. ПРОИЗВОДСТВО БЛАГ — когда человек действует, чтобы этого добиться (МОТИВ как ПРЕДМЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ).

Так МОТИВ соединяет внутреннее желание и внешнюю активность.

ФУНКЦИИ МОТИВА.

МОТИВ находится на стыке двух сфер:

 • ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ (что человеку нужно),

 • СФЕРЫ НАПРАВЛЕННОЙ АКТИВНОСТИ (что он делает).

Именно поэтому у МОТИВА две функции:

1. ПОБУЖДАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ.

ПОБУЖДАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ означает: МОТИВ побуждает человека к действию.

Сначала побуждает сама ПОТРЕБНОСТЬ,

но как только появляется ПРЕДМЕТ, побуждение переходит к МОТИВУ.

ПРИМЕР:

Человек голоден — это потребность. Он видит еду — это становится мотивом.

Теперь не просто чувство голода, а еда (мотив) заставляет его действовать: пойти, приготовить, съесть.

ВАЖНО:

Существует ЗАКОН ОПТИМАЛЬНОГО ПОБУЖДЕНИЯ.

Мы его не будем подробно разбирать, но вот суть:

 • При ЛЁГКИХ ЗАДАЧАХ сильное побуждение — хорошо.

 • При СЛОЖНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧАХ — лучше СЛАБОЕ ПОБУЖДЕНИЕ.

ПОЧЕМУ?

Потому что сильное давление может перегрузить психику, и человек растеряется, даже если он способен решить задачу.

ПРИМЕР:

Телевизионная игра «ПОЛЕ ЧУДЕС»:

Ведущий контролирует мотивацию игрока — делает так, чтобы она немного зашкаливала,

и в результате даже простая задача кажется трудной, но человек остаётся вовлечённым.

2. СМЫСЛООБРАЗУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ.

СМЫСЛООБРАЗУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ означает: МОТИВ наделяет смыслом действия человека и даже условия, в которых он действует.

МОТИВ ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОС: ЗАЧЕМ Я ЭТО ДЕЛАЮ?

Если побуждение роднит нас с животными,

то смыслообразование — это уже чисто человеческая способность.

ПРИМЕР:

Виктор Франкл, логотерапевт, говорил:

«Когда человек понимает смысл своего бытия, смысл собственных действий, он может выдержать любое страдание.»

КАК ЭТО РАБОТАЕТ НА ПРАКТИКЕ?

В конце 40-х годов в СССР был эксперимент:

Детям 4–5 лет предлагали стоять по стойке смирно. Они выдерживали несколько секунд.

Но если действие наделить смыслом, результат меняется.

ПРИМЕР:

Сюжетно-ролевая игра «ФАБРИКА И ЧАСОВОЙ»:

 • Одни дети «клеят коробочки» — работают на фабрике.

 • Другие дети стоят по стойке смирно в роли ЧАСОВОГО, охраняющего мирный труд.

Тот же ребёнок теперь может стоять долго, потому что его действие наполнено смыслом.

ВЫВОДЫ.

 • МОТИВ — это не просто потребность, а ПРЕДМЕТ, который с ней связан эмоционально и который направляет действия.

 • Он одновременно связан с тем, что человек хочет (ПОТРЕБНОСТЬ), и с тем, что он делает (ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ).

 • У мотива две функции:

 • ПОБУЖДАЮЩАЯ — заставляет действовать,

 • СМЫСЛООБРАЗУЮЩАЯ — объясняет, зачем действовать.

 • Сильное побуждение не всегда хорошо — важно оптимальное.

 • Когда действия наделены смыслом, человек может делать даже трудные или скучные вещи — и делать их надолго и качественно.