Потомственный дрессировщик и наездник, он впервые вышел на манеж в 7 лет и всю жизнь, более 60 лет, проработал в цирке – в его трудовой книжке была только одна запись. В архиве Казанского цирка есть афиша Бориса Манжелли, наставника многих современных дрессировщиков, знаменитого артиста, прославившегося мягкой манерой дрессуры лошадей, грандиозными номерами и трюками, которые долго никто не мог повторить.
Рожденный в опилках
Настоящая фамилия Бориса Манжелли – Шевченко. Его папа, Павел Афанасьевич Манжелли учился у дрессировщика Жижетто Труцци. Сына он начал обучать цирковым наукам с пяти лет. Первое выступление маленького Бориса заняло меньше минуты и состоялось в Киеве в цирке Киссо в 1925 году. Тогда ему было всего семь – он станцевал танец «Казачок», проскакал перед публикой на допель-пони и был чрезвычайно горд собой. Позже вместе с братьями Алексеем и Владимиром начал выступать как вольтижер и жокей-наездник.
Молодые артисты очень эффектно делали трюк со стойкой в тройной плечевой колонне на скачущем коне. Голова верхнего находилась на уровне более семи метров. «Жокеи – братья Манжелли» – эта надпись на афишах со стройными, удалыми красавцами притягивала публику как магнит.
В 1938 году Борис представил собственный номер, выйдя на манеж с лошадьми отца.
Ой, вы кони мои, кони
Собственная конюшня у Бориса Павловича появилась во время Великой Отечественной войны, в 1943 году. Как так получилось, если каждая лошадь была на счету? Сначала Борис попросил Евгения Михайловича Кузнецова, художественного руководителя Ленинградского цирка, разрешить ему сделать с женой номер акробатов-эксцентриков. А тот сказал, что для фамилии Манжелли это мелковато. Война все равно закончится, пусть большой артист займется большим цирковым делом – и помог ему.
От "Карусели" до Светящихся лошадей"
Дрессура Бориса Манжелли была в настолько мягком стиле, что зрителям казалось: лошади работают самостоятельно! Впрочем, иногда так и было. Один такой случай Борис Павлович рассказал сам в интервью журналу "Советский цирк" в 1968 году.
Однажды вышло так, что в роли дрессировщика выступили... лошади; а я был исполнителем их воли. Случилось это так. Во время войны в Ростове погибла конюшня моего отца и мне передали лошадей дрессировщика М. Анисимова. Их бывший хозяин подробно записал в блокноте репертуар своих питомцев, все команды и жесты дрессировщика. Но блокнот вместе с сундуком, где он лежал, пропал в дороге. Представьте мое положение... Нужно репетировать, а я не знаю, что умеют делать лошади, и не знаю, что должен делать я – дрессировщик. И тогда я предоставил им полную самостоятельность. Животные показывали мне свои возможности и даже то, как я должен поступать. Мы как бы поменялись ролями.
Первым большим номером Манжелли стала «Карусель» в Ленинградском цирке – в ней участвовало 36 лошадей, которые стояли на трёхъярусном круговом станке, 4 шотландских пони и кордебалет. За ней последовали конно-балетное ревю "Мексиканский карнавал" с элементами высшей школы верховой езды, конная сюита "Восточная фантазия" и конно-балетная пантомима "Бахчисарайская легенда", где Манжелли играл роль Гирея.
Были даже необыкновенные «Светящиеся лошади» – восемь лошадей становились на манеже по две в четыре угла, шли по барьеру, выключался свет, и в темноте начинал светиться ковер и сбруя лошадей. Затем лошади вставали в грациозных позах, проходили по манежу, свет выключался и лучезарные красавцы уходили за кулисы. В этом номере участвовал приемный сын Бориса Павловича Юрий Ермолаев, которого он обучил всем премудростям своего ремесла и дал дорогу в большое цирковое будущее. Ученицей стала и его супруга Антонина Манжелли, до этого не имевшая ничего общего с цирком,а также многие звезды конной дрессуры.
Борис Павлович стремился объединить классику конного цирка, фигурную езду на лошадях, вольтиж, конную акробатику, высшую школу верховой езды и балет.
Известными сольными номерами Бориса Манжелли стали «Лошадь в ресторане», «Лошадь в кровати» и многие другие.
Лошадиные истории
Чего-то только не случалось за долгую творческую жизнь Бориса Манжелли с лошадьми на манеже! В 1957 году его любимый конь Гарик, будучи не в настроении, набедокурил по полной программе, а потом спрятался среди ящиков со старым реквизитом – еле нашли! В другой раз подрался с конем-«коллегой», ускакал и свалился в яму. Но Борис Павлович все ему прощал – любил!
А еще у него была лошадь Герой, настолько талантливая, что ее держали без привязи. По ночам Герой часто выходил на манеж и делал все трюки, которые входили в представление. Он дожил до преклонных тридцати трех лошадиных лет.
«Меня без цирка нет, цирк на манеже это моя жизнь», – говорил о себе Борис Павлович Манжелли. Он закончил свой земной путь в Костроме, и последние годы сотрудники местного цирка ухаживают за его могилой, отдавая дань уважения тому, кто отдал свою жизнь цирковому искусству.