Чтобы гениально сыграть монстра, нужно либо самому нести в себе частичку тьмы, либо... досконально эту тьму изучить.
Герои нашего сегодняшнего расследования не просто изучили. Они заглянули в самую бездну человеческой жестокости и безумия. А бездна, как известно, имеет свойство смотреть в ответ.
Но сегодня мы раскроем их главный профессиональный секрет.
Что на самом деле объединяет тихого британского интеллектуала и самого безжалостного нацистского коменданта в истории кино?
И как вышло, что самый пугающий из всех злодеев оказался самым большим добряком?
Ответ изменит ваше отношение к этим фильмам навсегда.
Архитектор ужаса, который боится обидеть человека
Рэйф Файнс, 62 года
Слева — комендант концлагеря Амон Гёт. Ледяной, мертвый взгляд и спокойная, почти бытовая жестокость, от которой стынет кровь. Справа — интеллигентный, застенчивый британский актер с добрыми, немного печальными глазами.
В "Списке Шиндлера" Файнс не играл злодея. Он стал им. Его Амон Гёт — это не карикатурный нацист, а пугающе реальное воплощение зла. За эту роль он получил номинацию на "Оскар", всемирную славу и репутацию актера, способного на всё.
В реальной жизни Рэйф Файнс — полная противоположность своим самым известным ролям. Он — патрон ЮНИСЕФ, тихий интеллектуал, который избегает публичности и посвящает себя театру и авторскому кино. Его знают как невероятно вежливого, мягкого и ранимого человека.
Во время съемок одна из выживших узниц Аушвица, Мила Пфефферберг, приехала на площадку. Увидев Файнса в полном обмундировании, она начала неконтролируемо дрожать. Она сказала Спилбергу, что увидела не актера, а настоящее воплощение того ужаса, который она пережила.
Файнс воплотил реальное, документальное зло. Но следующий наш герой создал зло другого порядка — элегантное, харизматичное и дьявольски обаятельное.
Террорист с душой поэта
Алан Рикман (1946–2016)
Слева — хитрый, циничный и безупречно одетый Ханс Грубер из "Крепкого орешка", эталонный кинозлодей. Справа — сам Алан Рикман, с его фирменной мудрой и теплой полуулыбкой.
Роль террориста Ханса Грубера была дебютом Рикмана в Голливуде и мгновенно сделала его звездой. Он создал архетип "умного злодея", на которого потом будут равняться десятилетиями. Его харизма была настолько велика, что зрители порой симпатизировали ему больше, чем герою.
За маской циничных и холодных персонажей (включая профессора Снейпа) скрывался невероятно верный, щедрый и добрый человек. Он был известен своей преданностью друзьям, тонким чувством юмора и готовностью всегда прийти на помощь молодым актерам. Он прожил с одной женщиной почти 50 лет, с 19-летнего возраста.
На протяжении многих лет Рикман каждый раз, обедая с актрисой Руби Уэкс, тайком оплачивал ее счет. Она узнала об этом только после его смерти, когда ее психотерапевт сказал ей: "Не знаю, как вам это сказать, но ваш друг больше не сможет платить за ваши обеды". Это был его тихий, незаметный акт дружбы.
Рикман был британским джентльменом, игравшим зло. А вот наш следующий герой — настоящий русский артист, который сыграл персонажа настолько сложного, что мы до сих пор спорим, злодей он или нет.
Беспредельщик из "Брата", который нашел Бога
Виктор Сухоруков, 73 года
Слева — Виктор Багров, он же Татарин. Дикий, непредсказуемый киллер с безумным огоньком в глазах, старший брат, ставший для Данилы проводником в мир криминала. Справа — глубокий, театральный актер с пронзительным взглядом мыслителя.
Роль в дилогии "Брат" сделала Сухорукова иконой 90-х. Его герой — это чистая, концентрированная энергия хаоса и разрушения, персонаж, который одновременно и пугает, и гипнотически притягивает.
Виктор Сухоруков — полная противоположность своему экранному образу. Это глубоко верующий, рефлексирующий человек, философ. Он служит в театре, ведет почти аскетичный образ жизни и в своих интервью говорит о душе, вере и поиске гармонии. Он сознательно отказывался от похожих ролей, чтобы не стать заложником этого образа.
После тяжелого периода в жизни, связанного с алкогольной зависимостью, Сухоруков дал обет трезвости и держит его уже много лет. Роль безумного Виктора Багрова он играл, уже будучи человеком, который сознательно отказался от хаоса в своей собственной жизни.
Сухоруков сыграл человеческий хаос. А следующий наш герой воплотил на экране хаос цифровой, бездушный и абсолютно неотвратимый.
Матричный Агент, который любит тишину
Хьюго Уивинг, 65 лет
Слева — Агент Смит. Бесстрастное лицо, холодный голос, абсолютная уверенность в своей правоте. Воплощение бездушной системы, вирус, который хочет уничтожить человечество. Справа — улыбчивый, немного эксцентричный австралийский актер в шляпе.
"Матрица" сделала Хьюго Уивинга всемирно известным. Его Агент Смит — это не просто злодей. Это философская концепция, идея порядка, доведенная до абсурда. Его знаменитые монологи стали визитной карточкой фильма.
Уивинг — крайне закрытый человек, который живет на ферме в Австралии и редко дает интервью. Он обожает независимое кино, театр и тихую семейную жизнь. Он активно занимается благотворительностью, в частности, является послом австралийского фонда помощи больным эпилепсией (диагноз, который был у него в юности).
Получив мировую славу и огромные гонорары за "Матрицу", Уивинг не купил особняк в Голливуде, а вложил деньги в небольшую театральную компанию в Сиднее, чтобы поддержать молодых драматургов и актеров.
Агент Смит был холоден и расчетлив. Но наш следующий злодей — это чистое, иррациональное, наслаждающееся каждой секундой безумие.
Психопат из "Леона", который в жизни — образец профессионализма
Гэри Олдмен, 67 лет
Слева — коррумпированный коп Норман Стэнсфилд. Безумный взгляд, нервные подергивания, любовь к Бетховену и наркотикам. Он не просто убивает, он дирижирует бойней. Это пик экранного психоза. Справа — элегантный британский актер, живая легенда, "хамелеон", способный на любое перевоплощение.
Роль в "Леоне" закрепила за Олдменом статус главного кинозлодея поколения. Его Стэнсфилд настолько ужасен и в то же время притягателен в своем безумии, что сцена с его криком "Bring me EVERYONE!" стала культовой. (Гэри Олдман, играющий коррумпированного полицейского по имени Норман Стэнсфилд, произносит фразу "Приведите мне всех!", требуя привести к нему всех, кто находится в здании, после того, как он убил семью главной героини, Матильды)
Олдмен известен как "актер для актеров". Он — перфекционист, который полностью растворяется в своих ролях (будь то Черчилль, Дракула или комиссар Гордон). В жизни он спокойный, преданный семье человек, который обожает фотографию и музыку. Он преодолел алкогольную зависимость и сегодня является примером для многих.
На съемках "Леона" Олдмен так сильно импровизировал и входил в образ, что юная Натали Портман была по-настоящему напугана. Его знаменитый крик "ВСЕХ!" был чистой импровизацией и застал врасплох всю съемочную группу, но именно эта дублированная сцена вошла в фильм как самая мощная.
Безумие Олдмена было человеческим. Но что, если зло нечеловеческое? Что, если у него нет лица, а только неумолимая цель?
Жидкий терминатор, который возглавляет клуб байкеров
Роберт Патрик, 66 лет
Слева — Т-1000. Пустые, холодные глаза хищника. Ни одной лишней эмоции. Он не бежит, но всегда догоняет. Идеальная машина для убийства, сделанная из жидкого металла. Справа — харизматичный мужчина с хитрым прищуром, в кожаной жилетке, настоящий американский байкер.
В "Терминаторе 2" Патрик создал образ, который перевернул представление о злодеях. Он был страшнее Шварценеггера из первого фильма, потому что его нельзя было уничтожить. Его спокойная, плавная походка стала символом неотвратимой угрозы.
Роберт Патрик — полная противоположность своему герою. Он страстный мотоциклист, совладелец дилерского центра Harley-Davidson и активный участник байкерского движения. Он много лет поддерживает благотворительные заезды в помощь ветеранам и больным детям.
Чтобы добиться той самой нечеловеческой пластики, Патрик тренировался бегать спринты, не меняя выражения лица и не открывая рта, чтобы не было видно тяжелого дыхания. А для сцен стрельбы он научился стрелять из пистолета, не моргая.
Т-1000 пугал взрослых своей неумолимостью. Но следующий наш герой стал ночным кошмаром для целого поколения детей.
Клоун-убийца, который не теряет чувства юмора
Тим Карри, 79 лет
Слева — Пеннивайз. Жуткая улыбка, мертвые глаза и красный шарик в руке. Воплощение всех детских страхов, монстр, живущий в канализации. Справа — актер в инвалидном кресле, но с несломленным, ироничным и живым взглядом.
В телефильме "Оно" 1990 года Тим Карри создал настолько мощный и травмирующий образ, что миллионы детей по всему миру на всю жизнь стали бояться клоунов. Он сделал это без помощи компьютерной графики, исключительно за счет своего таланта.
В 2012 году Карри перенес тяжелый инсульт, который приковал его к инвалидному креслу. Но он не сдался. Он продолжает работать как актер озвучки, его голос можно услышать во многих мультфильмах и аудиокнигах. Он регулярно посещает фанатские конвенции, где общается с поклонниками с неизменным британским юмором и достоинством.
На съемочной площадке "Оно" Карри был настолько предан своему образу, что часто оставался в костюме Пеннивайза даже между дублями. Однако он делал это не для устрашения, а наоборот — чтобы дети-актеры привыкли к нему и перестали бояться, что позволило им лучше играть свои роли в сценах с ним.
Пеннивайз — это иррациональный ужас. Но самый страшный злодей — тот, кто абсолютно рационален. Тот, кто может проникнуть в ваш разум одним лишь словом.
Людоед-интеллектуал, который в жизни — само очарование
Сэр Энтони Хопкинс, 87 лет
Слева — доктор Ганнибал Лектер. Неподвижный, всепроникающий взгляд. Хищная грация и ум, который одновременно восхищает и ужасает. Справа — улыбающийся, немного чудаковатый дедушка, который танцует для своих подписчиков в соцсетях и играет на пианино для своего кота.
Роль в "Молчании ягнят" принесла Хопкинсу "Оскар" и бессмертие. Он был на экране всего 16 минут, но этого хватило, чтобы создать величайшего злодея в истории кино. Его Ганнибал Лектер — это чистое интеллектуальное зло.
Сэр Энтони Хопкинс сегодня — это живое воплощение любви к жизни. Он пишет музыку, рисует картины, каждый день играет на рояле. Его соцсети — это источник позитива и мудрости. Он откровенно говорит о своей победе над алкоголизмом и о том, как важно ценить каждый день.
Тот самый знаменитый немигающий взгляд Лектера Хопкинс позаимствовал, изучая поведение рептилий. А идею носить белую одежду он предложил сам, начитавшись о том, что в реальной жизни люди боятся врачей и дантистов в белых халатах. Он сам сконструировал наш страх.
Финал. Разгадка
Так что же объединяет всех этих добрых, интеллигентных и ранимых людей с монстрами, которых они сыграли? Ответ — эмпатия, доведенная до предела. (объясняю в комментариях)
Дальше: 7 историй о том, как одна роль становится последней. И маска навсегда прирастает к лицу.
#актеры #кино #злодеи #90-е #какизменились #спустягоды #фильмы