Оусли, он же Уильям Риз Оусли III, выходец из семьи алабамских провинциальных музыкантов с доходами выше среднего, еще в детстве загорелся стать рок-звездой. Считается, что представители верхней прослойки американского среднего класса (неужели все?) прививают детям завидное трудолюбие, самодисциплину, целеустремленность, умение располагать к себе людей. Из родительского дома Оусли выпорхнул техничным гитаристом с опытом работы в местных рок-группах, брата и собственной, и ощущением полной бесперспективности в выступлениях в алабамских ночных клубах и студенческих барах.
Покорять мир Оусли отправился в "музыкальный город", "столицу кантри" - город соседнего штата Теннесси Нэшвилл, благо что от мамы с папой в 5 часах неспешной езды на авто. Число музыкальных звезд мирового и американского уровня на душу населения там явно зашкаливает, учитывая, что по географическим характеристикам Нэшвилл - это что-то типа нашего Саратова или Ставрополя. А еще меня удивило, что в городе более 700 церквей, я думаю, что у нас в Питере столько не наберется, хотя по населению Нэшвилл раз в десять меньше. И я уже хвалил группу Swag - она формально тоже из Нэшвилла. Еще в Нэшвилле тех лет не закончил свой творческий путь Чет Аткинс - кумир и икона для Оусли, к нему как раз приехал еще один великий гитарист и поклонник - австралиец Томми Эммануэль, записал со стариком его последний диск, поселился недалеко и дружил с Четом до его смерти. Мне неведомо, удалось ли лично молодому Оусли засвидетельствовать свое почтение столь звездным персонам, но уже вскоре после недолгого музицирования у местного успешного музыканта Джадсона Спенса тот представил парня своей землячке Эми Грант, уже получившей статус «Королева христианской музыки», несколько премий Грэмми и даже возглавившей Billboard Top 100. Уилл сумел так понравиться диве, как музыкант и интересный человек, что с ходу получил предложение захватить гитару и сообща податься на ближайшие гастроли. Но ни работа у Спенса, ни туры с Эми Грант не соответствовали его давней мечте. "Королева" получила отказ.
The Semantics
От Джадсона Спенса Оусли ушел, но прихватил младшего брата Джоди Спенса, который в группе получал навыки барабанщика. Нэшвилльский музыкальный предприниматель, "охотник за талантами" Скотт Симиан щедро предоставил время в собственной студии перспективному, с его точки зрения, дуэту для работы с их собственными сочинениями. Другой дуэт Симиан выдернул из соседнего штата: Бена Фолдса и Милларда Пауэрса, и тоже запустил в студию. Не успели Уилл и Джоди познакомиться с Пауэрсом, который разделял с ними тягу к нестандартной поп-музыке, вдохновленной XTC, как трое уже писали песни вместе, причем так много, что в течение месяца у них был записан целый альбом демо. Назвав себя "Спенс, Пауэрс и Оусли", трио начало выступать в Нэшвилле, тестируя на публике свое южно-жареное звучание пауэр-попа. В конце концов, "Спенс, Пауэрс и Оусли", стремясь обрести репутацию независимой группы, сменили свое название на более звучащее — "The Semantics". Бен Фолдс иногда выступал с группой, но у него в дальнейшем своя богатая музыкальная судьба. Ребят заметили, а Geffen Records подписала контракт с Semantics. Осталось найти продюсера. Пока искали, Джоди Спенс покинул группу. А заменил его Зак Старки, сын Ринго Старра.
Зак по папиным связям быстро нашел продюсера - Питера Эшера. Это его сестра Джейн Эшер была помолвлена с МакКартни, у мамы, профессора в Школе музыки и драмы Гилдхолл, учился Джордж Мартин, а сам он получил мировую известность как участник дуэта "Peter and Gordon". Он даже жил 2 года в родительском доме вместе с МакКартни, когда тот женихался с сестричкой. За причиненные неудобства получил в качестве компенсации несколько непринятых Битлами песен Макки, которые с Гордоном загнал в мировые хиты. Самая первая "A World Without Love" стала №1 в рейтинге по обе стороны Атлантики. Как продюсер и звукорежиссер он может не был популярнее маминого ученика Джорджа Мартина, но не менее плодовитым. Перед приглашением в Semantics Эшер работал с Ринго над альбомом "Time Takes Time", получилось как то по семейному.
Сформировался такой состав для записи, при другом стечении обстоятельств назвали бы звездным:
- Owsley (William Reese Owsley III): electric guitar, background vocals, talk box, lead vocals, 12-string electric guitar, acoustic guitar, Mellotron, piano, bass, writer, producer
- Millard Powers (Avery Millard Powers III, похоже, что в Европе нумеруют королей, а штатах - детей): background vocals, bass, lead vocals, acoustic guitar, electric guitar, piano, Hammond organ, harpsichord, rhythm guitar, Mellotron, writer, producer
- Zak Starkey: drums, percussion, writer
- Peter Asher: producer, percussion
Стоит добавить в соавторы Джоди Спенса, большинство песен для альбома - его творчество.
Альбом "Powerbill" в 2003 году был подготовлен Эшером к публикации и отправлен в Geffen Records. И вот тут история принимает мрачный оборот. Лейбл сверхуспешно издавал гранж-группу Nirvana, в очереди стоял "In Utero", закупались лопаты для загребания бабла. А тут какой то дебютник в жанре, где сверхприбыль была очень давно, да и рентабельность негарантирована на 100%. The Semantics были исключены из лейбла. Лишь спустя 3 года в Японии удалось напечатать 20 000 экземпляров "Powerbill" в Alfa International, но это точно не для бизнеса и мировой славы, скорее крест на могиле группы, которая уже разбежалась в слезах и с пустыми карманами.
Парочка песен с альбома авторства Оусли
Coming Up Roses - яркая битлеск-баллада с меллотроном, потом Вилл перезаписал ее на своем дебютнике
Life Goes On - скорее всего у меня ассоциируется с Jellyfish, хотя я не уверен, что Оусли даже знал о такой группе. Подход очень похож.
Сольное творчество.
Еще до японского микротиража "Powerbill" разошелся по Нэшвиллу в подпольном кассетном варианте методом "народного" копирования. Кассетку раздобыла Эми Грант, разыскала Уилла, которого не встречала несколько лет, с намерением похвалить альбом. А может просто соскучилась. Как вспоминал Оусли для Nashville Scene : «Она спросила меня, что я делаю. Я сказал ей, что собираюсь перерезать себе вены. Поэтому она попросила меня поехать с ней в тур в качестве ее гитариста».
На этот раз желание Эми Грант сбылось. Суицид откладывается.
Первый полуторагодичный гастрольный тур позволил Оусли на заработанные деньги приобрести собственный дом в элитном районе Нэшвилла. Боль от выходки Geffen Records утихла, Уилл решил организовать в подвале звукозаписывающую студию. Его вдохновила история Тома Шольца из группы Boston, который самостоятельно подготовил свой первый сольник для тиражирования звукозаписывающей компанией. Чтоб купить интересующее его винтажное оборудование, он ненадолго устроился гитаристом к Шанайе Твейн, «Королеве кантри-попа». Работа у "королев" оплачивалась тоже по "королевски", и в достаточно короткие сроки студия была оснащена на таком уровне, что первый дебютник Оусли был номинирован на «Грэмми» именно за звукорежиссерскую работу. Но я несколько опережаю события.
Несколько извилистым путем Уилл подошел записи своего дебютного сольника в октябре 1995 года. Помимо записи всех вокальных и гитарных партий, Уилл продемонстрировал свое мастерство игры на басу, фортепиано Wurlitzer, меллотроне, органе Hammond B-3 и Chamberlin во многих из одиннадцати треков альбома. Среди приглашенных музыкантов были коллега по Semantics Миллард Пауэрс, известные сессионные музыканты из Нэшвилла Крис Макхью (ударные) и Спенсер Кэмпбелл (бас-гитара), а также бэк-вокалистка Ребекка Уокер, которая в ходе работы над альбомом стала женой Уилла.
Запись растянулась еще на два с половиной года. Позже Уилл скажет, что это был альбом, над которым «я потел всю жизнь».
Наступать на грабли, разбросанные на полянах звукозаписывающих лейблов - распространенная забава многих талантливых музыкантов, наступать дважды - это как подтверждение класса. Оусли отдал релиз с незамысловатым названием "Owsley" в Giant Records, диск начал печататься и продаваться, Уилл сколотил группу и отправился в гастрольный тур для поддержки дебютника. Насколько хорошо Оусли продвигал себя на гастролях, настолько же плохо шли дела у лейбла. По возвращению из тура перед Уиллом предстало надгробие Giant Records. Дисков покойник нашлепал столько, что проект с дебютником даже принес скромную прибыль, но мечта о мировой популярности опять не сбылась. Объявление о поиске новой звукозаписывающей компании никого не заинтересовало. Зато прокатилась волна "широкой известности в узких кругах". Номинация музыкантов Оусли и Пауэрса на «Грэмми» с этим альбомом за звукорежиссерскую работу в качестве звукооператоров и продюсеров - случай не исключительный, но достаточно редкий. Напомню, что студия была домашняя и оборудование винтажное. Я думаю, что во время работы в "The Semantics" с Питером Эшером тот дрючил пареньков, как сержант новобранцев, ради качественной записи. А вот тут муштра и пригодилась. Музыкальную сторону альбома эксперты «Грэмми» проигнорировали, зато музыкальные платформы, отслеживающие пауэр-поп, инди- и альтернативный рок приняли дебют с градациями от "неплохо" до "кандидат в топ-10 года". А еще Оусли записали в перечень битлеск-исполнителей.
Набор понравившихся экспертам треков оказался настолько разнообразным, что решил выключить собственную субъективность и предложить весь альбом.
Пока шли безуспешные поиски очередной звукозаписывающей компании, Оусли набросал три десятка новых песен, выбрал десяток с возможным коммерческим потенциалом и приступил к записи нового альбома. На этот раз студия располагалась в новом доме в пригороде, куда из Нэшвилла молодой папаша вывез семью. Альбом под названием The Hard Way был выпущен в 2004 году компанией Lakeview Entertainment, которая занималась всей рекламой и продвижением Owsley. Мнения экспертов о The Hard Way разделились. Все сошлись во мнении, что стилистически это продолжение дебютника, но часть порадовалась, что маэстро исполнительское мастерство не пропил, зато другие рассмотрели отход от искренности первого релиза в пользу неочевидной коммерциализации. Если резюмировать, то получился крепкий середнячек пауэр-попа, которые ни больших денег, ни большого признания обычно не приносят, что собственно и случилось. Поход за мировой славой третий раз потерпел фиаско.
Но один яркий битлеск я там услышал.
Rainy Day People
По уже сложившейся традиции жизнелюбивый в прошлом Уилл впал в затяжную депрессию, что привело сначала к распаду семьи и, в конечном итоге, суициду. Гордыня - очень нехороший грех. Уж лучше бы Owsley забухал: во первых - это иногда излечивается, во вторых - я давненько писал о мировых легендах цыганского джаза, которые еще не состарившись, виртуозили в французских провинциальных ресторанчиках буквально за стакан вина и благодарили Бога за счастливую судьбу.