Найти в Дзене
VITA NUOVA

«БЕГУЩИЙ ПО ЛЕЗВИЮ»: КНИГА И ФИЛЬМ

Научно-фантастический роман Филипа К. Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» был опубликован в 1968 году и посвящен еще свежей на тот момент теме искусственного интеллекта и нового самоопределения человека – человека, который сам стал способен творить себе подобных. Спустя 14 лет, в 1982 году, вышла его экранизация – фильм «Бегущий по лезвию». Его режиссером стал Ридли Скотт, известный на тот момент как создатель фильма «Чужой». Однако книгу он так и не прочитал, удовольствовавшись пересказом сюжета от кого-то из своих коллег по съемочной команде. Да, оказывается, так тоже можно. Поэтому история претерпела большие изменения, и фильм превратился не в полноценную экранизацию, а скорее в фантазию по мотивам. О пользе или вреде подобных изменений судить сложно, однако некоторые находки сценария пошли истории на пользу. Создатели кинопроизведения вычеркнули образы и сюжеты, способные перегрузить повествование, ограниченное хронометражом, и запутать зрителя. Обострился основной конфликт

Научно-фантастический роман Филипа К. Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» был опубликован в 1968 году и посвящен еще свежей на тот момент теме искусственного интеллекта и нового самоопределения человека – человека, который сам стал способен творить себе подобных. Спустя 14 лет, в 1982 году, вышла его экранизация – фильм «Бегущий по лезвию».

Постер к выходу фильма «Бегущий по лезвию»
Постер к выходу фильма «Бегущий по лезвию»

Его режиссером стал Ридли Скотт, известный на тот момент как создатель фильма «Чужой». Однако книгу он так и не прочитал, удовольствовавшись пересказом сюжета от кого-то из своих коллег по съемочной команде. Да, оказывается, так тоже можно. Поэтому история претерпела большие изменения, и фильм превратился не в полноценную экранизацию, а скорее в фантазию по мотивам.

Кадр со съемок к/ф «Бегущий по лезвию», Ридли Скотт и Хариссон Форд
Кадр со съемок к/ф «Бегущий по лезвию», Ридли Скотт и Хариссон Форд

Вот примерный список изменений, которые сходу можно вспомнить:

  • Заглавные электроовцы исчезли полностью, и название пришлось менять. Итоговое название «Бегущий по лезвию» было позаимствовано Ридли Скоттом из книги Уильяма Берроуза, не имеющей отношения к первоисточнику;
  • Вместе с искусственными животными пропало и множество других антиутопичных мотивов — например, прибор, меняющий настроение, и культ похожего на божество Мерсера;
  • Книжные андроиды в фильме называются репликантами;
  • «Пустоголовый» Изидор, сочувствующий андроидам, превратился в специалиста по генной инженерии Себастьяна, оперная певица Люба Люфт – в танцовщицу Зору;
Кадр из к/ф «Бегущий по лезвию» (1982), реж. Ридли Скотт
Кадр из к/ф «Бегущий по лезвию» (1982), реж. Ридли Скотт
  • главный герой Рик Декард в исполнении Харрисона Форда стал напоминать не полицейского с необычными функциями, а героя нуарных фильмов, мрачного и одинокого;
Кадр из к/ф «Бегущий по лезвию» (1982), реж. Ридли Скотт
Кадр из к/ф «Бегущий по лезвию» (1982), реж. Ридли Скотт
  • образ предводителя репликантов Роя Батти (в книге он занимает всего несколько эпизодов) расширился до полноценного антагониста, который даже встретился со своим создателем.
Кадр из к/ф «Бегущий по лезвию» (1982), реж. Ридли Скотт
Кадр из к/ф «Бегущий по лезвию» (1982), реж. Ридли Скотт

О пользе или вреде подобных изменений судить сложно, однако некоторые находки сценария пошли истории на пользу. Создатели кинопроизведения вычеркнули образы и сюжеты, способные перегрузить повествование, ограниченное хронометражом, и запутать зрителя. Обострился основной конфликт и важнейшие мотивы: противостояние человека и искусственного интеллекта, самоопределение и поиск свободы.

Кадр из к/ф «Бегущий по лезвию» (1982), реж. Ридли Скотт
Кадр из к/ф «Бегущий по лезвию» (1982), реж. Ридли Скотт

Вместе с этим стал ярче образ Роя Батти, предводителя репликантов, который в книге появился лишь в немногих сценах. В фильме он получил собственную сюжетную арку и попеременно принимал черты то Иуды, то Христа, то ницшеанского сверхчеловека. Актера Рутгера Хауэра утвердили на эту сложную роль без всяких проб, Ридли Скотт даже не встречался с ним лично до съемок. Легендарный предсмертный монолог своего персонажа Рутгер Хауэр редактировал лично и по итогу считал эту роль лучшей в своей карьере.

Сам автор Филип Дик ревностно следил за попытками экранизации своего романа и горячо критиковал предыдущие идеи киновоплощений. «Бегущего по лезвию» он успел увидеть незадолго до смерти и… остался доволен. Он заявил, что Ридли Скотт показал будущее таким, каким он его себе и представлял, и на экране он увидел свой внутренний мир. Также отдельной похвалы удостоились главные актеры.

Филип Киндред Дик
Филип Киндред Дик

Несмотря на это, изначально фильм провалился в прокате. Вероятно, повлияло несоответствие ожиданиям: вместо детектива и динамичного экшена с погонями зритель получил неторопливые сцены и долгие планы залитых дождем и неоновым светом трущоб.

Однако время расставило все на места. Сейчас «Бегущий по лезвию» 1982 года считается классикой кинематографа и одним из первых фильмов в жанре киберпанка, а многие сцены и кадры из него знакомы даже тому, кто его не смотрел. Именно благодаря ему в нашей культуре закрепились мрачные футуристичные города с огромными неоновыми рекламами. А вопрос о том, как отличить искусственное сознание от человека и заслуживают ли андроиды сочувствия, сейчас все более актуален.

🖇️ Материал подготовлен лектором Vita Nuova, Алёной Павловой

Кадр из к/ф «Бегущий по лезвию» (1982), реж. Ридли Скотт
Кадр из к/ф «Бегущий по лезвию» (1982), реж. Ридли Скотт