Недалеко от старинного села Павловская Слобода в Истринском районе расположен коттеджный поселок Княжье Озеро с церковью Александра Невского. Храм был возведен в 2010 году, и уже больше 15 лет в этой сравнительно новой церкви хранится одна из старейших почитаемых в России икон Божией Матери - Торопецкая. Этот образ был написан в XIV столетии, а, может быть, и ранее. Торопецкую икону Божией Матери называли также Корсунской, так как, по преданию, она некоторое время находилась в Крыму.
Торопецкая икона Божией Матери, по преданию, прибыла на Русь в XII веке из византийского города Эфес благодаря преподобной княжне Евфросинии Полоцкой. По пути из Эфеса икона более года пробыла в Корсуни – так называли раньше Херсонес. Отсюда возникло и еще одно название Торопецкой иконы - Корсунская. Преподобная Евфросиния поместила икону в Спасском монастыре города Полоцка. Но судьба чудотворного образа в дальнейшем оказалась связана с городом Торопец.
В документе 1796 года, составленном жителями Торопца и адресованного императору Павлу, история чудотворного образа Богородицы описывалась так:
Соборная церковь наша <города Торопец> была ознаменована и почтена бывшем в ней бракосочетанием великого прародителя вашего, благоверного князя Александра Невского с княжною Полоцкою Параскевою Брячиславною. Эта княжна принесла с собой из Полоцка помянутую чудотворную икону Божией Матери, принесенную святою княжною Евфросиниею из Эфеса. Сия икона с того самого времени здесь обретается и достолепно почитается.
Торопчане подчеркивали родственную связь царя Павла Петровича с князем Александром Невским, несмотря на принадлежность их к разным династиям. Традиция соединять обе династии восходила еще ко временам царствования Алексея Михайловича Романова, который тоже называл Ивана Грозного своим "прародителем", хотя прямой родственной связи не было. Так или иначе, свадьба князя Александра Невского и полоцкой княжны Параскевы в городе Торопец - это исторический факт.
Образ Божией Матери из Полоцка в XVI веке спас Торопец от разорения во время похода царя Ивана Грозного на Новгород. В то время отряды царя разгромили Новгород и наводили страх на другие города. Торопчане ожидали, что Иван Грозный увезет в Москву их любимую икону, поэтому решили прибегнуть к хитрости – в городском соборе на видном месте поставили точную копию иконы. Подлинную же икону спрятали в алтаре. Однако эта осторожность оказалась излишней: Иван Грозный вернулся из Новгорода в Москву, не заезжая в Торопец.
В 1812 году армия Наполеона наступала на Торопец со стороны Смоленска. Горожане обнесли икону вокруг развалин старой крепости и молились перед ней на въездах в город. Прошел слух о приближении французов, и торопчане покинули город, взяв с собой и чудотворную икону. Они собрались у некоего "Студеного колодца" за городом и горячо молились Божией Матери. В это время пришла весть о том, что французы повернули обратно на Смоленск. Опасность миновала.
Спасала Божия Матерь Торопец и от нашествия литовцев и поляков в 1611 году. Это оставило больший след в памяти людей. Захватчики расположились лагерем у села Конищево в 30 верстах от Торопца и готовились к штурму. В летописи говорилось:
Страшно и ужасно начали бить в остроге из многих пищалей, самопалов и луков. Испустили на град пульки и стрелы, будто дождь сильный шел три часа… от грома их пищалей все дома содрогались.
Неожиданно штурм закончился, в битве произошел чудесный перелом:
В один час бессильные сильных одолели, малочисленные множество побило, но не городским войском такое множество побили, а ангельской помощью.
У местных крестьян долго еще был обычай кидать к холмику, где предположительно стояли лагерем поверженные литовцы в селе Конищево, немного овса. Считалось, что там погребен литовский богатырь и "подкармливать" его нужно, чтобы избежать беды.
Столько чудес было явлено в Торопце, пока в нем была древняя икона Божией Матери. Но в XX столетии святыня покинула Торопец. В 1930-е годы закрыли Корсунско-Богородицкий собор, где икона хранилась много столетий. Святыня сначала попала в местный музей. Затем Торопецкую икону перевезли в Ленинград в Русский музей, где в послевоенные годы была проведена неудачная реставрация. Торопецкую Божию Матерь поместили в подвальные хранилища-фонды. Там образ и находился вплоть до 2009 года, доступный только сотрудникам музея.
В 2009 году произошла передача иконы из Русского музея Церкви, которая вызвала неоднозначную реакцию в музейном сообществе и СМИ. Одни были рады восстановлению исторической справедливости: тому, что святыня вновь станет доступной для верующих. Других смущало, что икона "вернулась" не в тот храм, откуда была в свое время изъята. Вызывало опасение и то, смогут ли в церкви обеспечить правильное хранение столь значимого и древнего памятника искусства.
Предприниматель и автогонщик Сергей Шмаков построил на свои средства храм Александра Невского в подмосковном поселке Княжье Озеро в Истринском районе. Он и был инициатором передачи иконы из Русского музея в построенный им храм. Шмаков также известен тем, что выкупает на зарубежных аукционах русские иконы и безвозмездно передает их Церкви. На сегодняшний момент таких икон уже больше 200. Вопрос о дальнейшей судьбе Торопецкой иконы открыт: вернется ли она в музей или будет передана в Корсунско-Богородицком собор в город Торопец? Пока же у верующих Москвы и Подмосковья есть возможность помолиться у этого чудотворного образа в церкви поселка Княжье Озеро.