Показанный на Каннском кинофестивале фильм Кирилла Серебренникова «Исчезновение Йозефа Менгеле» основан на одноимённой книге французского писателя Оливье Гёза (она получила в 2017 году престижную французскую литературную премию «Ренодо»). Фильм Кирилла Серебренникова встретил хороший приём у русскоязычных кинокритиков. В России он пока недоступен (но его несомненно стоит увидеть любителям кино), поэтому пока пришлось обратиться к литературному источнику фильма – книге Оливье Гёза (в 2024 году вышла в издательстве «Книжники» в переводе Дмитрия Савосина). Книга производит сильное впечатление и достойна отдельной статьи. Мы же обратим внимание лишь на один фрагмент «Исчезновения», где рассказывается о том, как бондиана в середине 60-х помогла мифологизировать образ Менгеле: «Государства, зависимые от превратностей «реалполитик» выдвигают на передовую журналистов и охотников за нацистами, привлеченных запахом славы, громкой сенсации и денег. Они тоже рыщут по всему Парагваю и сочиняют леге