Найти в Дзене
Бегущий по кинолезвию

Бондиана и мифологизация злодея

Показанный на Каннском кинофестивале фильм Кирилла Серебренникова «Исчезновение Йозефа Менгеле» основан на одноимённой книге французского писателя Оливье Гёза (она получила в 2017 году престижную французскую литературную премию «Ренодо»). Фильм Кирилла Серебренникова встретил хороший приём у русскоязычных кинокритиков. В России он пока недоступен (но его несомненно стоит увидеть любителям кино), поэтому пока пришлось обратиться к литературному источнику фильма – книге Оливье Гёза (в 2024 году вышла в издательстве «Книжники» в переводе Дмитрия Савосина). Книга производит сильное впечатление и достойна отдельной статьи. Мы же обратим внимание лишь на один фрагмент «Исчезновения», где рассказывается о том, как бондиана в середине 60-х помогла мифологизировать образ Менгеле: «Государства, зависимые от превратностей «реалполитик» выдвигают на передовую журналистов и охотников за нацистами, привлеченных запахом славы, громкой сенсации и денег. Они тоже рыщут по всему Парагваю и сочиняют леге

Показанный на Каннском кинофестивале фильм Кирилла Серебренникова «Исчезновение Йозефа Менгеле» основан на одноимённой книге французского писателя Оливье Гёза (она получила в 2017 году престижную французскую литературную премию «Ренодо»).

Фильм Кирилла Серебренникова встретил хороший приём у русскоязычных кинокритиков. В России он пока недоступен (но его несомненно стоит увидеть любителям кино), поэтому пока пришлось обратиться к литературному источнику фильма – книге Оливье Гёза (в 2024 году вышла в издательстве «Книжники» в переводе Дмитрия Савосина).

Книга производит сильное впечатление и достойна отдельной статьи. Мы же обратим внимание лишь на один фрагмент «Исчезновения», где рассказывается о том, как бондиана в середине 60-х помогла мифологизировать образ Менгеле:

«Государства, зависимые от превратностей «реалполитик» выдвигают на передовую журналистов и охотников за нацистами, привлеченных запахом славы, громкой сенсации и денег. Они тоже рыщут по всему Парагваю и сочиняют легенду о сверхгнусном типе, неуловимом как Голдфингер, поп-символе зла, непобедимом, коварном и баснословно богатом, - он-де раскидывает преследователей и выходит без единой царапины из самых опасных передряг. Сейчас, в самой середине 60-х, с экранов триумфально улыбается Джеймс Бонд, и доктор Менгеле становится жупелом. Одно лишь упоминание его имени леденит кровь, заставляет подскакивать тиражи книг и журналов: это архетип хладнокровного нацистского убийцы, чудовища и садиста» (с.151).

К середине 60-х годов вышло четыре фильма о Джеймсе Бонде: «Доктор Ноу» (1962), «Из России с любовью» (1963), «Голдфингер» (1964), «Шаровая молния» (1965).

Реальная жизнь Менгеле, о которой рассказывает захватывающая и страшная книга Оливье Гёза, не имеет ничего общего с образом, который сложился в том числе и под влиянием характерных, запоминающихся злодеев ранней бондианы (злодеи в фильмах о Бонде запоминаются так же, как и его красотки). Вот так кино искажает действительность, создаёт свой мир. Правда становится известной спустя десятилетия.

-2

Обложка книги Оливье Гёза «Исчезновение Йозефа Менгеле» в переводе Дмитрий Савосина, вышедшая в издательстве «Книжники» в 2024 году.

Послужила основой для сценария одноимённого фильма Кирилла Серебренникова.