Вы давно мечтаете сделать свою настольную игру, но не знаете, с чего начать? В этой статье я, Екатерина Тен – гейм-дизайнер и разработчик более 50 игр – расскажу, как пройти путь от идеи до готового экземпляра всего за 5 шагов. Без сложных терминов, только практика и опыт.
Шаг 1. Идея
Всё начинается с идеи. Иногда она приходит неожиданно – из книги, фильма, случайного разговора. А иногда вдохновение для идеи нужно создать.
Идея для настольной игры может быть разной:
- Тематической (например, детектив, хоррор, фэнтези, sci-fi, пираты, зомби и т. д.). Здесь мы ориентируемся на создание определенной атмосферы, соответствующей выбранному сеттингу или сюжету, и разрабатываем механики вокруг заданной темы.
- Механической (например, карточная игра на декбилдинг, игра с полем на броски кубов, управление ресурсами, драфт и т. д.). Вы опираетесь на желаемую механику игры, ее геймплей, а тема становится вторичной, нарратив создается на последних этапах.
- Даже визуальной (например, необычные игровые компоненты, башни, часы, кубы или какие-то отдельные изображения). Иногда достаточно маленькой детали, за которую может уцепиться мозг, чтобы впоследствии создать целый игровой мир.
Полезный вопрос:
«Что в вашей игре самое интересное для игроков?»
Если вы ответите на него – это уже половина успеха.
Шаг 2. Прототип
Когда идея найдена, пора делать прототип. Не пугайтесь: это не финальный продукт, а лишь «черновик», на котором вы будете тестировать механику.
Прототип может включать:
- Распечатанные компоненты игры (поле, планшеты, карточки и т. д.)
- Простые жетоны, кубики и фишки
- Рукописные поля или блокноты
- Текст первых игровых правил
💡 Совет: не тратьте много времени на прорисовку дизайна. На данном этапе игра может еще много раз поменяться прежде, чем прийти к финальному виду. Главное — чтобы в прототипе всё работало и было понятно игрокам. Вставляйте схематичные простые изображения, если того требует механика игры, а если нет, то можно обойтись просто текстом на карточках или других компонентах игры.
Шаг 3. Плейтест
Тестирование – это сердце разработки. Важно не просто придумать игру, а сделать так, чтобы в нее было интересно играть другим людям.
Как можно тестировать:
- Самим (соло-плейтест)
- С друзьями или семьей (удобство правил, интересность)
- С посторонними (насколько понятна игра без ваших подсказок)
Во время тестов обязательно:
- Записывайте замечания
- Обращайте внимание на скучные или затянутые моменты
- Меняйте и улучшайте правила
🎯 Ваша цель – сделать игру увлекательной и понятной. Тестируйте и редактируйте правила и игровые компоненты столько раз, сколько потребуется!
Шаг 4. Дизайн
Когда механика отработана – самое время сделать игру красивой. Как я уже упоминала выше, отрисовку стоит начинать только подготовки финального прототипа настольной игры.
Что важно в дизайне:
- Тематика и стиль, соответствующие идее
- Читаемые шрифты
- Понятная графика
- Удобство для игрока
Можно делать дизайн самостоятельно или обратиться к специалисту. Главное – не перегружать визуал и помнить, что он должен помогать, а не мешать играть.
Шаг 5. Печать
Финальный этап – производство.
У вас есть два варианта:
- Печатать вручную – дешевле, годится для маленьких тиражей, внутреннего использования или подарков.
- Типография – если хотите сделать профессиональный или коммерческий продукт.
Перед печатью важно:
- Подготовить макеты компонентов
- Подумать о размерах буклета правил, компонентов, коробке, о защитных чехлах или пакетиках для хранения, если необходимо
- Собрать пробный экземпляр
📦 Совет: начните с малого – сделайте копию игры в готовом дизайне и протестируйте вживую.
Итог
Создать настольную игру – это не так сложно, как кажется на первый взгляд. Подходите к процессу системно и не забывайте про каждый из пяти шагов: идея, прототип, плейтест, дизайн, печать.
И да, сделать свою игру может каждый – главное начать! В следующих статьях я подробнее расскажу о каждом этапе разработки.
📩 А если у вас уже есть идея?
Я провожу консультации для авторов настолок – помогу разобраться с механикой, оформить игру, подготовить к изданию или краудфандингу. Напишите мне, и мы вместе сделаем вашу игру сильнее.
📲 Подписывайтесь на мой блог, чтобы не пропустить новые материалы о геймдизайне, разработке и продвижении настольных игр.