Найти в Дзене
Русская и мировая живопись

Макс Либерман: лидер немецкого движения импрессионистов

Макс Либерман (1847 — 1935) широко известен как предшественник немецкого импрессионизма и основатель влиятельного авангардистского объединения «Берлинский сецессион». Опираясь на технику французских импрессионистов и голландской Гаагской школы, его натуралистическая живопись отошла от традиционных методов и жанров академического немецкого искусства. Вдохновленный работами Эдуара Мане и Эдгара Дега, он начал все больше экспериментировать со светом и цветом на холсте. Либерманн всегда оставался верен повествовательным традициям немецкого искусства. Его творчество охватывало широкий круг сюжетов: от тягот тяжелого физического труда до досуга буржуазного немецкого общества. Макс Либерман, второй ребенок из четырех, родился в 1847 году в Берлине в семье Луи Либермана, богатого еврейского фабриканта, банкира и советника. В 1860 году семья Либерманов купила "Данненбергскую каттунскую фабрику", одну из ведущих компаний по производству хлопка в Европе. Его родители были видными представителями

Макс Либерман (1847 — 1935) широко известен как предшественник немецкого импрессионизма и основатель влиятельного авангардистского объединения «Берлинский сецессион». Опираясь на технику французских импрессионистов и голландской Гаагской школы, его натуралистическая живопись отошла от традиционных методов и жанров академического немецкого искусства. Вдохновленный работами Эдуара Мане и Эдгара Дега, он начал все больше экспериментировать со светом и цветом на холсте. Либерманн всегда оставался верен повествовательным традициям немецкого искусства. Его творчество охватывало широкий круг сюжетов: от тягот тяжелого физического труда до досуга буржуазного немецкого общества.

Макс Либерман: автопортрет с кистью, 1913, х.м.
Макс Либерман: автопортрет с кистью, 1913, х.м.

Макс Либерман, второй ребенок из четырех, родился в 1847 году в Берлине в семье Луи Либермана, богатого еврейского фабриканта, банкира и советника. В 1860 году семья Либерманов купила "Данненбергскую каттунскую фабрику", одну из ведущих компаний по производству хлопка в Европе. Его родители были видными представителями немецкого делового мира, и их сын получил отличное образование.

По настоянию родителей Либерман поступил в Берлинский университет изучать право и философию. Однако он был увлечен искусством и между 1866 и 1868 годами тайно учился у Штеффека. Либерман чувствовал, что не получает полного художественного образования, и поступил в Веймарскую художественную школу, где с 1868 по 1872 год изучал рисунок и живописные работы. В 1871 году в Голландии он по-настоящему обрел свое призвание художника.

Одним из главных вдохновитетелей Либермана был Жан-Франсуа Милле, сооснователь французской Барбизонской школы. У него он перенял живописные принципы натурализма, пронизывающие его ранние картины о жизни сельских крестьян и тяготах ручного труда в «работных домах».

Важные произведения Макса Либермана

1. «Женщины, ощипывающие гусей», 1871

«Женщины, ощипывающие гусей», 1871 Холст, масло. Национальная галерея, Берлин
«Женщины, ощипывающие гусей», 1871 Холст, масло. Национальная галерея, Берлин

На этой картине изображена темная комната, в которой несколько женщин ощипывают гусей. Рядом с ними стоят корзины с перьями. Чувство стоицизма пронизывает комнату, которая кажется довольно бедной и грязной, с сеном и перьями на полу.

Эта работа стала «прорывной» картиной Либермана, хотя она была широко раскритикована и принесла ему прозвище «апостол уродства». Картина свидетельствует об увлеченности Либермана голландской культурой, где он провел много летних месяцев; она также знаменует рождение немецкого модернизма, который черпал значительное влияние из голландской и фламандской живописи XVI и XVII веков. Либерман был очарован обыденностью и скромностью сельской жизни в Голландии и многие годы пытался уловить ее суть в своих картинах. Однако эта работа не передает умиротворения, которое Либерман, должно быть, чувствовал в голландской сельской местности. На самом деле, работа обладает некоторой безрадостностью; работающие женщины кажутся перегруженными и уставшими.

Макс Либерман: Дочка сапожника, 1871
Макс Либерман: Дочка сапожника, 1871

2. «Автопортрет на кухне с натюрмортом», 1873

«Автопортрет на кухне с натюрмортом», 1873 Холст, масло. Муниципальный музей, Гельзенкирхен
«Автопортрет на кухне с натюрмортом», 1873 Холст, масло. Муниципальный музей, Гельзенкирхен

На этой картине изображен сам улыбающийся Либерман (в поварском колпаке). Эта работа значительно темнее некоторых других ранних картин Либермана.

В этой работе есть несколько символических коннотаций. Затененный фон может намекать на чувство неуверенности, которое он испытывал на раннем этапе своей карьеры. Работа представляет интересное противопоставление его подхода к «высокому искусству» через сюжет «низкого искусства» (а именно кухонный натюрморт), и его натюрморты следуют гордой традиции голландской натюрмортной живописи. Картина также могла отражать самовосприятие Либермана как ремесленника и творческого художника, подобно тому, как в то время воспринимали поваров. Кроме того, кухонная обстановка может быть данью уважения его матери, которая любила готовить.

Макс Либерман: Сбор урожая картофеля, 1875
Макс Либерман: Сбор урожая картофеля, 1875

Макс Либерман: Пловцы, 1875-1877, холст, масло, 180.9 х 225 cм
Макс Либерман: Пловцы, 1875-1877, холст, масло, 180.9 х 225 cм

:Заготовки на зиму", 1879
:Заготовки на зиму", 1879

Макс Либерманн: Детская школа в Амстердаме, 1880
Макс Либерманн: Детская школа в Амстердаме, 1880

Макс Либерман: Свободное время в Амстердамском детском доме, 1881
Макс Либерман: Свободное время в Амстердамском детском доме, 1881

Макс Либерман: Мюнхенский пивной сад, 1884
Макс Либерман: Мюнхенский пивной сад, 1884

Макс Либерман: улица голландской деревни, 1885
Макс Либерман: улица голландской деревни, 1885

Макс Либерман: Жена художника (Марта Либерман) Спит (ок. 1885) Картон, масло, 20,50 х 29 см
Макс Либерман: Жена художника (Марта Либерман) Спит (ок. 1885) Картон, масло, 20,50 х 29 см

3. «Прядильщицы льна», 1887

«Прядильщицы льна», 1887    Холст, масло. Национальная галерея, Берлин
«Прядильщицы льна», 1887 Холст, масло. Национальная галерея, Берлин

Эта работа, еще одно его размышление о сельском труде, изображает группу сирот, работающих в запущенной ткацкой мастерской. Некоторые показаны протягивающими нить, другие сидят в ряд, каждый за своим веретеном, прядут лен. Комната мрачная, как и настроение сирот, которые все одеты в темную, невзрачную одежду. Тем не менее, некоторая надежда присутствует в солнечном свете, проникающем в комнату через окна.

Каждая фигура настолько погружена в свои мысли, что кажется почти роботизированной, как будто винтики в большой машине. Они одеты в одинаковую одежду, что подчеркивает единообразие и порядок фабричного ручного труда. Индустриализм работы подчеркивается использованием Либерманом строгих горизонталей, а также безрадостных синих и серых тонов, доминирующих в работе. Темнота внутри комнаты, с единственным светом из окон, показывает, как теплота и неторопливый ритм сельской жизни были отняты, возможно, намекая на наступающую индустриальную волну.

Макс Либерман: Женщина с козами в дюнах, 1890
Макс Либерман: Женщина с козами в дюнах, 1890

4. «Человек с попугаями», 1902

«Человек с попугаями», 1902 Холст, масло. Музей Фолькванг, Эссен
«Человек с попугаями», 1902 Холст, масло. Музей Фолькванг, Эссен

«Человек с попугаями» Либермана изображает смотрителя в солнечном и теплом Берлинском зоопарке. Он держит трех попугаев: одного в поднятой правой руке и двух ниже в левой руке. Еще один (красный) попугай сидит на его кепке. Сам человек с попугаями одет в рабочую «униформу»: черную кепку, синюю куртку и коричневые брюки.

Зенит немецкого импрессионизма пришелся на десятилетие после основания Берлинского сецессиона (в 1898 году). Среди самых важных работ были картины Либермана — «Человек с попугаями» и «Прогулка с попугаями» — и ряд пляжных сцен. Его выбор сюжета отражает его погружение в досуг и культуру Берлина и Амстердама. К тому времени он был известным художником и политическим активистом, выведшим Берлин на передний край европейского модернизма. Его более разнообразное использование цвета и менее определенные мазки указывают на это; они бросают вызов более реалистичным, монохромным образам, характерным для его ранних работ.

Макс Либерман: Самсон и Далила, 1902
Макс Либерман: Самсон и Далила, 1902

5. «Терраса ресторана Якоб в Ниенштедтене на Эльбе», 1902

 «Терраса ресторана Якоб в Ниенштедтене на Эльбе», 1902 Холст, масло. Гамбургский кунстхалле
«Терраса ресторана Якоб в Ниенштедтене на Эльбе», 1902 Холст, масло. Гамбургский кунстхалле

На этой картине изображена оживленная сцена на открытом воздухе в ресторане. Посетители в яркой одежде общаются друг с другом, и между ними ощущается чувство общности. Столы и стулья выкрашены в белый цвет, и в целом картина выполнена в светлой цветовой палитре.

Эта работа демонстрирует смену вектора внимания Либермана на рубеже веков: от сцен сельской жизни рабочего класса в Голландии к досугу, которым наслаждаются берлинские буржуа. В работе есть несколько характеристик, отмечающих разительный контраст между двумя периодами. Во-первых, все фигуры на этой картине одеты в легкую, воздушную и разнообразную одежду, тогда как на ранних работах Либермана фигуры одеты в темную, однообразную одежду. Кроме того, фигуры на этой картине наслаждаются обедом на реке, общаясь друг с другом; любое подобное социальное взаимодействие было намеком на роскошь, отсутствующую в таких работах, как «Женщины, ощипывающие гусей».

Макс Либерман: На реке Альстер в Гамбурге, 1910
Макс Либерман: На реке Альстер в Гамбурге, 1910

Макс Либерман: Сад художника в Ванзее, 1918
Макс Либерман: Сад художника в Ванзее, 1918

Рихард Штраус (1864-1949), немецкий композитор, 1918
Рихард Штраус (1864-1949), немецкий композитор, 1918

6. «Внучка художника за столом», 1923

 «Внучка художника за столом», 1923 Холст, масло - Государственный музей, Шверин
«Внучка художника за столом», 1923 Холст, масло - Государственный музей, Шверин

На этом полотне изображена внучка Либермана Мария, склонившаяся над столом. Она, кажется, рисует или пишет. Картина излучает настроение расслабленности и небрежности.

Эта картина написана в конце карьеры Либермана на его вилле в Ванзее. Она весьма характерна для этого позднего периода: почти все картины Либермана написаны в пастельных тонах. Это контрастирует с насыщенной цветовой гаммой его работ времен Берлинского сецессиона. Либерман, больше не подвергавшийся критике, преследовавшей его большую часть карьеры, ощущал чувство тихого удовлетворения и уединения в Ванзее. Он писал свою дочь и внучку с большой теплотой и нежностью. Эта смена тематики намекает на его уход с лидерской роли в немецком художественном истеблишменте; ситуация, спровоцированная приходом к власти нацистской партии, которая демонизировала его искусство и подвергала его деятельность пристальному вниманию. Его портрет внучки Марии отмечает художника как «затворника», который, будучи активным членом общества в прежние годы, теперь отстранился, став тихим наблюдателем за следующим поколением.

7. «Березовая аллея в саду Ванзее», 1926

«Березовая аллея в саду Ванзее», 1926
«Березовая аллея в саду Ванзее», 1926

В 1910 году Либерман начал работу над летней резиденцией на берегу озера Ванзее к юго-западу от Берлина. Дизайн виллы и ее садов отражал принципы орнаментальной архитектуры, дизайна интерьера и ландшафта, пропагандируемые движением модерна (ар-нуво). Либерман и его семья жили на вилле в период с апреля по октябрь вплоть до его смерти в 1935 году. Сады задумывались как место отдыха и «мастерская под открытым небом» (было создано около 200 картин). Архитектура, дизайн интерьера и ландшафт работали в полной гармонии, но именно лабиринт изгородей, сады и березовая роща предоставили художнику множество живописных мотивов.

Согласно философии ар-нуво, березовая роща символизировала весну и цветение юности. Живописная "Березовая аллея" Либермана отличается тесной компоновкой, которая обыгрывает геометрическую динамику вертикальных стволов берез и дорожку между деревьями, выступающую в качестве обрамляющего элемента для вида на архитектурное великолепие виллы. Либерман использует густые импрессионистические мазки натурального цвета, иногда наносимые шпателем, чтобы передать форму и текучее движение листвы.

После его смерти семья Либермана была вынуждена покинуть виллу. Третий рейх её взял под нужды почтового отделения. После войны вилла вошла в состав больницы Ванзее, а студия Либерманна была переоборудована в операционную. Только в конце 1990-х годов Общество Макса Либерманна добилось присвоения объекту статуса «исторического памятника» и предприняло реконструкцию сада и дома как музея, который открылся для публики в 2006 году.

Макс Либерман: Альфред фон Бергер, 1905, холст, масло, 111 х  92 cм,
Макс Либерман: Альфред фон Бергер, 1905, холст, масло, 111 х 92 cм,

Либерман известен как портретист. За свою жизнь он выполнил более 200 заказных портретов выдающихся деятелей из мира бизнеса, науки и политики. Его самыми известными моделями были всемирно известный физик Альберт Эйнштейн и второй президент Веймарской республики Пауль фон Гинденбург.

Макс Либерман: Альберт Эйнштейн, 1922
Макс Либерман: Альберт Эйнштейн, 1922

Либерман многими считается одним из самых значительных поборников художественного и политического модернизма в Германии. Его ставят в один ряд с Курбе, Моне, Мане и Дега как важного представителя раннего модернизма и импрессионизма в Европе. Его техника, мастерство и талант вызывали восхищение на протяжении всего XX века. Его вклад позволил Берлину стать влиятельным художественным центром на рубеже XX века.

Работы Либермана можно найти в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, Метрополитен-музее в Нью-Йорке и музее д'Орсе в Париже и многих других. Они считаются основополагающими для развития импрессионизма в Германии и Европе, а Либерман остается видной фигурой в пантеоне современных европейских художников.

🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне интересно знать ваше мнение.