В Ростове-на-Дону по адресу Пушкинская, 148 находится Зональная научная библиотека имени Юрия Андреевича Жданова Южного федерального университета. Это здание известно как особняк купца Парамонова.
Золото в реке или притча о мудрых сыновьях
Среди представителей делового мира Ростова-на-Дону конца XIX — начала XX веков особое место занимает донская купеческая династия Парамоновых.
Про них говорили, что они ведут дела «на американский манер»: внедряют технологии для увеличения производительности труда, мгновенно реагируют на изменения конъюнктуры на рынке, порой едут подписывать сделку посреди ночи, пока все остальные спят, увеличивают не личное состояние, а капитал своей компании, да и вообще шокируют других, порой ретроградных купцов.
Основателем династии был Елпидифор Трофимович Парамонов. Затем его дело продолжили сыновья, Петр и Николай. Именно на деньги младшего брата, Николая, и был построен знаменитый особняк на Пушкинской.
Елпидифор Парамонов родом из станицы Нижне-Чирской на Верхнем Дону двадцать лет торговал мукой и хлебом, чтобы накопить первый капитал — 150 тысяч. На них он приобрел пароход и шесть деревянных барж. Так на зерновом рынке возник новый влиятельный игрок – купец первой гильдии Парамонов.
Ходили легенды, что Елпидифор нашел своё богатство в реке, однако можно с уверенностью сказать, что свой капитал он заработал тяжелым трудом. Богатство в реке — это скорее метафора о том, какой выгодной была торговля по Дону, по которому ходили парамоновские пароходы. К началу ХХ века Парамоновы имели уже 3 морских парохода, 23 речных и 109 буксирных барж.
В 1887 году Парамонов-старший получил разрешение на строительство своей первой паровой мельницы на Набережной реки Дон и по Нижне-Бульварной улице между Державинским и Грибоедовским переулком (позже Береговая). Благодаря ей Ростов-на-Дону по выработке муки занял второе место среди городов России. Мельницу по праву считали второй по мощности в стране.
Вообще предприятия Парамоновых имели много направлений бизнеса: хлебная промышленность, свеклосахарная плантация, рудники, кирпичный завод, брикетная фабрика, феноловый завод, подковный завод, гвоздильный завод. Своим рабочим Парамоновы платили по сравнению с другими купцами более высокую заработную плату.
Сыновья всегда были при отце и в семейный бизнес включались с охотой и азартом. В 1909 году Елпидифор Трофимович умер и поделил наследство между старшим и младшим сыновьями шестьдесят к сорока процентам.
Однако братья поступили ещё благоразумнее! Делить капиталы отца не стали вовсе, а основали товарищество «Парамонова сыновья в Ростове-на-Дону» и все деньги вложили в него.
Старший брат Пётр Елпидифорович Парамонов стал управляющим зерновыми ссыпками, мельницей, пароходством и банком. Но человеком он был тихим, скромным, поэтому с радостью уступил место лидера в бизнесе младшему брату.
Николай Елпидифорович Парамонов был, как сказали бы сейчас, инфлюенсером, пассионарием и большим любителем всего нового и прогрессивного. Поскольку семейный бизнес прекрасно работал и приносил доход и без ежедневного вмешательства, он мог себе позволить быть меценатом всевозможных искусств и издателем книг.
Его издательство «Донская речь» печатало в основном лучшую российскую и зарубежную беллетристику социального содержания. В числе авторов были Горький, Короленко, Куприн, Андреев, Толстой, Бунин. Позже появились работы К. Маркса, К. Либкнехта, Ф. Лассаля. При больших тиражах цены были низкими – по копейке за книжечку.
Выполняя волю отца, Николай построил на Пушкинской здание мужской и женской гимназии.
Но и в бизнесе Николай Парамонов преуспевал. Например, в 1911 году он купил и запустил плавучий пневматический элеватор, что значительно ускорило разгрузку вагонов с зерном. Он умело распределял торговлю на внутреннем рынке и на экспорт: торговля с зарубежными странами составляла 13% оборота торговли компании Парамоновых.
Дайте Эбергу ресурсы, и он перенесёт вас в античность
Далеко не каждый ростовский купец мог позволить себе отстроить особняк. Куда чаще строили доходные дома: трёх-пяти этажей для сдачи помещений в аренду: первый этаж — лавки, остальные — квартиры. Архитектура доходных домов была функциональной и относительно скромной, декор, порой очень красивый, располагался у них только на фасаде. Даже Главный корпус ЮФУ — это бывший доходный дом, хоть и довольно роскошный.
Особняков же на весь город было не более полусотни, а после Гражданской и Второй мировой войн их и вовсе можно пересчитать по пальцам. Но уж если у кого и были деньги на особняк, так это у Парамоновых.
Чуть больше ста лет назад улица Пушкинская уже была одной из самых престижных в городе, сюда люди приходили погулять и хорошо провести время. Здесь располагались доходные дома, построенные лучшими архитекторами, а на первых этажах этих доходных домов — рестораны и магазины.
Но Николаю Парамонову не нужен был доходный дом, ему был нужен особняк, предназначенный для жизни одной богатой семьи с прислугой и приёма гостей. Как и положено особняку — он должен был стоять особняком, а не вплотную к соседним зданиям, а вокруг него должна была благоухать территория подворья с садом и фонтаном.
Воплотить эту мечту в жизнь взялся выпускник высшего московского училища живописи, ваяния и зодчества, архитектор Леонид Федорович Эберг. Эберга ещё в училище окрестили одним из самых талантливых выпускников, но доказал свой талант он здесь, создав в 1914 году один из самых красивых домов Ростова-на-Дону.
Величественный аттик, классический карниз с прямоугольными зубчиками и окна с наличниками будто переносят гостей особняка в эпоху Древней Греции и Рима. Главная роскошь — это парадный вход главного фасада здания, его высокая лоджия с колоннадой и великолепной четырёхмаршевой лестницей, которая была ограждена балюстрадой, состоящей из тумб, кувшинообразных балясин, орнаментированных окантованным листом. Такого в Ростове еще не видели.
Архитектурные элементы, придающие зданию античные черты, украшают особняк не только с северного фасада, а со всех четырёх сторон. В центре южного фасада располагалась центральная открытая терраса, заключенная между боковыми крыльями здания и продолжающаяся за плоскостью фасада. На неё из сада вела одномаршевая лестница с балюстрадой, аналогичная балюстраде главного входа. Такой же балюстрадой ограждена выступающая часть террасы.
Боковые участки фасада оформлены изумительными пилястрами. Над окнами приковывали внимание украшения в форме прямоугольных ниш с горельефами грифонов и маской Медузы Горгоны в центре. Необычной была композиция западного фасада с выходом на небольшую террасу с балюстрадой. Здание завораживало разнообразием лепных украшений.
Подворье, на котором находился особняк, тоже было необычным. Оно было окружено ограждением, состоящим из кирпичных оштукатуренных столбов на невысоком цоколе и ажурной литой решёткой, украшенной геометрическим рисунком с медальонами и растительным орнаментом в центре. Столбы ограждения с пилястрами и нишами завершались соответствующими карнизами.
В 1971 году по распоряжению Кировского райкома КПСС, в связи с благоустройством ул. Пушкинской, было принято решение о снесении «забора». В результате «войны с заборами» ограда была уничтожена.
Обращения директора университетской библиотеки в вышестоящие инстанции не помогли предотвратить этой утраты. Снесённая ограда была произведением кузнечного искусства начала ХХ века и являлась неотъемлемым элементом садового комплекса. Как говорят теперь специалисты-архитекторы, уничтожение ограды привело к нарушению облика архитектурного ансамбля, и здание, к сожалению, «оголилось».
Большую часть территории занимал сад, где был установлен фонтан, к которому вели дорожки с тырсовым и асфальтовым покрытием. Фонтан имел бетонный бассейн сложной конфигурации и переливную чашу. Нынешний фонтан не относится к историческому прошлому. Вокруг особняка были разбиты цветочные и ковровые клумбы.
Парадный вестибюль поражает красотой декора. Зал оформлен колоннадой сложной композиции с лепными украшениями в виде розеток и растительных вставок. Стеклянный потолок здания — большая редкость.
При жизни Парамоновых в центральном зале ещё и светил встроенный зенитный фонарь пирамидальной формы. Верхний свет проникал через остеклённый потолок, украшенный крупной расстекловкой геометрического рисунка. Потолок вестибюля и карнизы стен украшали декоративные кессоны.
По свидетельству современников, в дни семейных торжеств посреди танцевального зала открывался люк и из цокольного этажа на лифте поднимался празднично накрытый стол. Эта техническая новинка производила огромное впечатление на гостей. Да и сейчас бы, увидев такое вживую, мало кто остался бы равнодушным.
Проживал Николай Парамонов в доме вместе со своей женой Анной Игнатьевной и детьми четыре года. И жену, и дочь купца звали Аннами, поэтому особняк называли особняком двух Аннушек.
Без хозяина дом сирота
Революция 1917 года стала для Парамоновых ударом. В Гражданскую войну Николай Парамонов был заведующим отделом пропаганды Особого совещания при Деникине, а свой особняк подарил городу.
Осенью 1919 года, когда в Ростов уже собиралась войти конница Буденного, семья Парамонова успела на поезде выехать в Новороссийск, а позже на своём пароходе отправилась в Турцию. Потом Парамоновы обосновались в Германии. Там Николай Елпидифорович купил незастроенные участки земли и начал строительство гаражей и мастерских для автомобилей, ведя этот бизнес до своей смерти в 1951 году. Потомки династии Парамоновых до сих пор живут в Германии.
Когда семья Парамоновых эмигрировала, их особняк стал переходить из рук в руки: в 1917 году здесь разместился штаб Донской белогвардейской Добровольческой армии, о чём свидетельствует установленная на здании мемориальная доска.
А в 1918 году тут работал Ростовско-Нахичеванский революционный комитет. Об этом тоже есть мемориальная доска. Власть Советов просуществовала в городе только 74 дня, и с 1919 года в особняке снова обосновались уцелевшие части белой гвардии.
Особняк пережил пожар и долго стоял полуразрушенным. Здание отремонтировали только в 1923 году. В нём, сменяя друг друга, размещались Клуб строителей, Институт переливания крови и Областной музей краеведения.
В годы Великой Отечественной войны, во время немецкой оккупации города, фашисты музей разграбили. Наиболее ценные предметы были взяты гестапо, остальное разобрали немецкие солдаты и просто мародёры. В 1943 году незадолго до отступления немцы взорвали и само здание музея. В пожаре и под обломками погибли фонды, архивы и библиотека музея.
В доме известного книгоиздателя поселились книги
В 1947 году восстановить здание взялся Ростовский государственный университет, которому нужна была библиотека.
До войны РГУ пользовался фондами Научной библиотеки, которая находилась на месте современного ЦУМа и обслуживала все вузы Ростова-на-Дону. Эта библиотека была наследницей библиотеки Варшавского императорского университета.
12 июля 1942 года нацисты сбросили на здание библиотеки зажигательную бомбу, уничтожив верхний этаж здания. 14 июля Люфтваффе вернулись закончить начатое — на этот раз от прямого попадания сразу нескольких фугасных бомб здание сгорело целиком.
Из-под обломков извлекли только 3500 книг, их Ростовский государственный университет увёз с собой в эвакуацию в киргизский город Ош. После возвращения университета из эвакуации началось трудное восстановление библиотечного фонда.
2 февраля 1944 года ректор Белозёров подписал приказ о возобновлении работы библиотеки. Новым директором стала Наталья Клавдиевна Павлова.
В её распоряжении оказались сторож Фомин, уборщица Исакова, одна аудитория с выбитыми окнами в здании на Горького, 88, печка-времянка и десять тысяч книг: что-то из спасённого, что-то из подаренного Гослитфондом.
Именно тогда, в условиях послевоенной разрухи, сошлись линии судьбы особняка Николая Парамонова 1914 года постройки и научной библиотеки РГУ с более чем столетней историей. В фондах библиотеки всё ещё хранились несколько уцелевших книг, изданных «Донской речью» Парамонова.
В 1947 году ректор РГУ Семён Белозеров и директор библиотеки Наталья Павлова обратились в исполком ростовского Горсовета и попросил передать Университету для восстановления разрушенное в войну здание музея краеведения по ул. Пушкинской, 148, так как оно расположено недалеко от университета, достаточное по площади, и находится в стороне от уличного движения и городского шума.
Через годы ожидания это великолепное здание было восстановлено. Решением ростовского Облисполкома оно получило статус памятника местного значения.
После завершения архитектурно-строительных и восстановительных работ коллектив библиотеки подключился к расчистке и благоустройству территории. Вместе с директором Павловой работали все, в том числе библиотекари. Они освобождали подвалы от строительного мусора, переносили тяжёлые обломки разрушенных частей здания, грузили их на машины для вывоза.
И вот наступил долгожданный 1955 год — год переезда в здание библиотеки. Для того чтобы перевезти книжный фонд объёмом 540 тысяч экземпляров книг, около 30 тысяч экземпляров периодических изданий, более 30 тысяч экземпляров литературы на иностранных языках, нужны были средства, транспорт и люди.
Министерство в выделении средств отказало, транспорт добывали с трудом. Все работы по уборке здания, упаковке, погрузке и разгрузке книг, имущества и охрана здания легли на плечи сотрудников библиотеки. На помощь приходили преподаватели, студенты, служащие, рабочие.
Торжественное открытие читального зала в новом здании состоялось 28 ноября. Библиотеке определили статус учебно-научного вспомогательного учреждения университета. В новом здании библиотека получила значительные преимущества в размерах площади — 2000 квадратных метров.
Библиотека освоила здание целиком: здесь появились два читальных зала для студентов, читальный зал для профессорско-преподавательского состава, кабинеты научных работников. В цокольном этаже здания разместили следующие отделы: книгохранение, студенческий абонемент, массовый сектор, переплётная мастерская.
Выделили помещение для фонда редких отечественных и иностранных книг, а также диссертаций, защищённых в университете. Отдельное помещение предоставили для зала каталогов. Служебные помещения получили все функциональные отделы библиотеки.
Библиотека богатством фондов привлекала всё большее количество читателей. Её всё чаще студенты называли «палочкой-выручалочкой».
Наши дни
В 2010 году библиотека была закрыта для реконструкции здания, которая заняла восемь лет. Библиотеку торжественно открыли в октябре 2018 года.
С тех пор именно в этом здании в летнее время находится Приёмная комиссия ЮФУ, и поступление в Южный федеральный университет ассоциируется у абитуриентов с этим величественным памятником архитектуры.
В библиотеке проходят учебные занятия, студенты также могут прийти и ознакомиться с необходимой литературой. Кроме того, у сотрудников и студентов университета есть возможность записаться на экскурсию в библиотеку, увидеть уникальные, редкие издания, прикоснуться к богатой истории отечественной и зарубежной науки и литературы.
Для этого в библиотеке работает Музей редкой книги — постоянно действующая выставка по истории русского и зарубежного книгопечатания.
Хронологические рамки изданий, хранящихся в фонде, достаточно велики: рукописные книги, кириллические и западноевропейские издания 16-18 веков, краеведческая литература, издания первых лет Советской власти, издания военных лет, миниатюрные издания и книги-образцы полиграфического искусства, а также репринтные и факсимильные издания.
Общий объем фонда насчитывает более десяти тысяч единиц хранения.
В коллекции западноевропейских изданий хранится труд Эвклида «Начала» на латинском языке 1645 года. Выдающийся математик 20 века Дмитрий Мордухай-Болтовской сделал свой перевод этой книги на русский язык и учил по ней студентов РГУ.
Здесь можно найти прижизненные издания великих мыслителей эпохи Просвещения: Дени Дидро, Жан-Жака Руссо и Вольтера.
Самыми раритетными изданиями в коллекции являются рукописи 16 века: палеотип Франсуа Рабле «…о жизни и подвигах Гаргантюа и Пантагрюэля…» на французском языке, «Космография…» Петера Апиана, исправленная Геммой Фризиусом, снабженная картами, гравюрами и рисунками на латинском языке, и «Книги и писания…» Парацельса на немецком языке.
В коллекции русских рукописных и старопечатных книг кириллического и гражданского шрифтов сохранились «Уложение царя Алексея Михайловича» 1649 года, прижизненные издания Николая Новикова, Михаила Ломоносова, Василия Тредиаковского и многих других известных русских ученых и мыслителей.
Поскольку Зональная научная библиотека им. Ю.А. Жданова ЮФУ—памятник архитектуры федерального значения, который также является одновременно и музеем, сотрудники бережно относятся к книгам и убранству внутри и снаружи здания и призывают к этому своих посетителей.