Выпуск по творчеству Владислава Крапивина (в видео- и текстовых вариантах) получил немало откликов, спасибо всем огромное! И так как тема наследия Командора была в нем раскрыта далеко не в полном объеме – сегодня хочу продолжить рассказ о книгах Владислава Петровича, а еще порассуждать о том, как раньше воспитывалась привычка к детскому чтению и почему сейчас с этим не все так хорошо. А жаль.
Хотя сегодня достаточно много других источников информации и развлечений. Но всё-таки, на фоне ценностного кризиса в западной кинопродукции и ещё не до конца сформировавшегося нашего кинорынка – у классических и современных детских книг, и их авторов есть все шансы на внимание молодого читателя.
Хотя всё равно понятно, что всякие компьютерные игры и прочие пожиратели времени так просто не сдадутся.
Поколение детей, которое застало эпоху советского общества, читало часто и с увлечением. По крайней мере, у нас в классе приключениями и фантастикой зачитывались многие.
Конечно, в СССР имелись и другие форматы детского досуга. Это и футбол, и велосипед и прочие игры во дворе, музыкальные и художественные школы, для особо продвинутых — кружки авиа и прочего моделизма и картинга на станциях юных техников.
Даже редкие мультики и детские передачи по телевизору, тоже нет-нет, да отвлекали от книг. Ну то есть нельзя сказать, что большинство детей прямо только читало и ничем больше не занималось. В том числе и я – дома появлялся на поесть-поспать да уроки сделать.
Короче, спасибо Советскому союзу за счастливое детство! И кстати, счастье было не в грамотах, а в самой жизни, которая была тогда проще, светлее и добрее.
Но вот однажды я заболел, причём серьёзно – так что пропустил половину учебного года. Все детские развлечения разом сократились до размеров квартиры. Но! В моей комнате был книжный шкаф, с большой и интересной библиотекой книг.
Это было не то, чтобы редкостью – мы же с вами знаем, что СССР был одной из самых читающих стран. Но интересные и хорошие книги всё-таки были дефицитом, а их покупка — настоящим событием.
А ещё на действительно хорошие книги надо было заранее сдать макулатуру и получить специальные талоны, просто так их было особо и не купить.
Домашняя библиотека собиралась тщательно и становилась предметом гордости. Так что – будучи обладателем такой коллекции книг и разных энциклопедий, я мог считать себя везунчиком, даже несмотря на случившуюся в четвертом классе изоляцию по здоровью.
Помню, одной из первых книг, которые я прочитал тогда – была повесть Анатолия Алексина «В стране вечных каникул» - где главный герой, пионер, так увлёкся участием в новогодних утренниках, что в последний день детских Ёлок взял и попросил у Деда Мороза, чтобы праздники никогда не кончались.
А тот взял, да и исполнил желание школьника! Только вот парень не учёл, что жизнь не стоит на месте и в Стране Вечных Каникул он окажется... единственным жителем. Понятно, что вскоре у главного героя началась тоска и желание сбежать с бесконечных каникул.
Побывав к тому времени на разных сменах в знаменитом лагере «Орлёнок», а также поучаствовав в новогодних спектаклях и ёлках — я тоже отлично понимал, что основные воспоминания в жизни, учёбе — происходят от общения и реальных дел!
Отмечу, что в советской литературе и кино в часть применялись замаскированные воспитательные сюжеты.
Это когда в силу наивности или полагаясь на «волшебный авось» главный герой оставался один, отрываясь от коллектива.
Подобным образом самоизолировался, кстати, и персонаж книги Юрия Томина «Шёл по городу волшебник».
Едва получив возможность выполнять любое своё желание – он так и не сумел добиться главного — найти себе верных друзей.
По этой книге была снята неплохая сказка под названием «Тайна железной двери».
Но всё внеклассное чтение вдруг отошло для меня на второй план, когда в руки ко мне впервые попала книга… писателя Владислава Крапивина «Мушкетёр и Фея». О ней подробнее я уже рассказал в первом выпуске о творчестве Крапивина обратите внимание, кто не видел, вот ссылка на неё (также продублиную тот выпуск в финале этой статьи).
Именно в тот год я и в реальной жизни практически побывал на месте главного героя – Джонни Воробьёва. А именно — сам стал мушкетёром на новогоднем вечере и даже прекрасная фея ко мне в пару — тоже нашлась!
Думаю, чуткость и понимание важных этапов детской и школьной жизни, и позволяли Крапивину до конца своей жизни быть молодым душой и писать интересные книжки.
Отдельно, в конце этой публикации, расскажу о самом последнем произведении Владислава Крапивина, которое вошло в школьную программу по внеклассному чтению. Но особенной эта книга стала не только поэтому.
Но сейчас вернёмся в эпоху творческого расцвета Владислава Крапивина! Некоторые говорят, что его книги излишне романтичны, учат детей сопротивляться жестокому миру взрослых.
Это не совсем так. Произведения Владислава Петровича, прежде всего, учат быть настоящими людьми, чуткими и внимательными не только к себе и своим «хотелкам».
И да, в какой-то мере они помогают различать жизненные ситуации и правильно оценивать опасность, исходящую от некоторых взрослых.
К счастью, детская жизнь не состоит из одних взрослых конфликтов и опасностей.
Главное в ней — это возможность самому услышать и понять гармонию и мелодию своей жизни!
Об этом рассказывает крапивинская повесть под неприметным названием «Болтик».
Итак, главный герой — школьник Макс Рыбкин – должен выступить на концерте детского хора в качестве солиста. Для этого он заранее надел красивую пионерскую форму с пилоткой и в таком виде отправился на запись концерта.
Действительно, зачем портить отглаженный костюм верхней одеждой, хотя на улице ещё ранняя весна и ещё холодновато?
Понятное дело — по дороге на концерт, где он должен спеть главную песню, Максима на улице поджидает немало самых разных приключений.
Признаюсь, что и тут я угодил в самый центр целевой аудитории, потому что как и главный герой также занимался музыкой и пел в хоре!
Также отмечу редкий для Крапивина литературный приём –
в романе «Мальчик девочку искал…»
Сюжет сразу начинается со сказки. Однажды в одну необычную страну эффектно прилетает девочка Звенка. Она успевает подружиться с местными пацанами Авкой и Гуськой.
Но так как Звенка свой летающий гравитоплан взяла без спросу, да ещё и полёт ни с кем не согласовала, её приходится очень скоро вернуться домой, на другой континент. Однако Звенка понравилась мальчику Авке! Сначала ради нее он рискнул проникнуть в подземную страну — чтобы побольше узнать о её родине. А потом уговорил стаю из трёх разумных китов подвезти его к городу Звенки, на другое полушарие!
В повести «Дырчатая луна» Владислав Петрович подробно приоткрывает загадку безлюдных пространств. Это особые места, где привычная нам реальность как бы расслаивается на несколько уровней. Они частенько встречаются на страницах книг писателя.
Итак. Главная героиня, которую зовут Галька, а по детскому прозвищу – просто Гайка, неожиданно находит потайной спуск на пляж. Это место, где никто не бывает и ничего не происходит. Кроме одного момента! Дорогу к морю первым открыл её одноклассник Лесь.
Он наблюдает здесь за особыми золотыми кузнечиков, которые питаются солнечным светом.
Ну вот с ними ребята и заводят дружбу, точнее даже первый контакт – потому что солнечные кузнечики существа непростые и явно смышлёные.
Одновременно мы узнаём, что отец мальчика служит военным моряком и находится в горячей точке. Однажды, вывозя на своём корабле беженцев, отец Леся даже сбивает заходивший на атаку вертолёт. В этом эпизоде автор показывает читателю собирательный образ локальных конфликтов прошлого и, увы, настоящего.
Понятно, что на фоне беспокойного мира взрослых — дети из повести «Дырчатая луна» больше, чем в других книгах Крапивина, предоставлены самим себе.
Вот и Лесь придумал фантастическую теорию, что если солнечные кузнечики появляются после преломления лучей света в трещинах скал, то можно «поймать особый луч», который во время солнечного затмения найдёт через трещину или полость в луне! Чтобы вывести большого солнечного кузнечика ребята, как это водится обретают новых друзей, преодолевают всякие трудности и в итоге осуществляют свою сказочно-астрономическую операцию!
В предыдущем обзоре о творчестве Владислава Крапивина, я рассказывал про книгу «Голубятня на жёлтой поляне», где простая детская игра смогла открыть настоящий портал между разными мирами.
Но у этого романа есть продолжение, «Праздник лета в Старогорске».Эта часть подхватывает идею силы детской дружбы и продолжает фантастические приключения.
Автор переносит нас на провинциальную железнодорожную станцию «Старые Горы». Там, в тупичке за водокачкой спрятался старый товарный вагон. Это штаб-квартира необычной компании — мальчишек Гельки, Юрки, Янки, робота Еремы и журналиста Глеба Вяткина.
В жизни каждого из них имеется и свой подвиг, и своя тайна...
И да, они тоже знают о мирах великого Кристалла, а также о тех, кто стремится разрушить все дороги между ними…
Завершает эту трилогию повесть «Мальчик и ящерка».
В ней автор расскажет о встречах всех, кого судьба раскидала по разным граням Кристалла. Появляется новая проблема «Кольцо времени» — глобальный эксперимент «тех, которые велят».
Враги стремятся создать Разумную Галактику, не осознавая, что каждый человек — сам по себе уже целая Вселенная.
Непростой ценой, через поражения и потери, в итоге команда героев из Старогорска успевает разорвать это петлю времени и сорвать безжалостные планы тех, кто велят...
Одним из знаковых произведений Крапивина, безусловно, стал роман «В ночь большого прилива».
Возможно многие, кто впервые прочитает эту книгу, сравнит некоторые её ходы с романом «Ловец сновидений» Сергея Лукьяненко.
Однако пальма первенства тут, безусловно, принадлежит Владиславу Петровичу – кто бы что ни говорил!
Жил-был взрослый парень, внештатный литератор местного ТЮЗа по имени Сергей. Готовился к свадьбе. Но однажды затянуло его в очень непростой, но реальный сон. В нём Сергей оказался в странном городке Северо-Подольске. Возле железнодорожных путей у туннеля электричек он встречает двух ребят, лет десяти-двенадцати.
И вдруг понимает, что и сам «помолодел» до такого же возраста! Всё по канону фентези и фантастики одновременно.
Сергей помогает найти Валерке и Братику найти особые часы – машину времени, добыть особый меч и возможность вернуться во сне, в их прошлое! В город, осаждаемый злыми рыцарями донаторами.
И всё бы ничего, но память об этом сне у него останется и потом не раз напомнит о себе! Как раз в тот момент, когда наш герой узнает, что его подруга Галка бросила его и осталась в Москве.
Однако важно понимать, что Владислав Крапивин создавал не только одну фантастику. Со временем он показал себя как крепкий писатель историко-приключенческого жанра.
Роман «Давно закончилась осада…» — отличная историческая проза для воспитания настоящих мужчин. И это правда!
Действие происходит в шестидесятые годы девятнадцатого века, в Севастополе и в Петербурге, вскоре после окончания первой крымской войны.
Главный герой Колька Лазунов мечтает стать моряком! К своей цели он идёт через учёбу в Петербургском морском кадетском корпусе, потом через возвращение на службу в Севастополь.
Там, со своими новыми друзьями Колька начинает поиски клада с корабля «Македонец».
В книге есть строки и о былой войне, когда бывалый матрос-канонир Маркелыч рассказывает, как сам «…палил из своей пушчонки в сторону врагов, а потом лазал собирать трофейные нарезные штуцера на поле боя».
Утешал при этом себя мыслью: «Нет, меня не убьют! Это ж только больших убивают! А убитых юнгов я ж разве где видал?
До поры, до времени эта беспечная вера в бессмертие поддерживала его на войне.
Но вот однажды среди поверженных солдат противника Маркелыч увидел своего ровесника — юного французского барабанщика… И светлые невидящие глаза парнишки, лежавшего рядом с пробитым барабаном — запомнились ему на всю жизнь, показав всю реальность войны.
Одним словом, при всём многообразии творчества Крапивина — роман «Давно закончилась осада» занимает особое место в категории книг, которые необходимо вовремя прочитать детям, желательно в младшей и средней школе.
Когда идёт первая оценка и осмысление взрослой жизни, прививаются понятия чести, доброты, умения мыслить и желания действовать.
Роман «Бриг «Артемида» также вернёт читателя к событиям истории России в середине девятнадцатого века. С секретным поручением из Архангельска на Кубу отправляется военный бриг с особым заданием от императора Николая Первого.
Но, как это водится в приключенческой литературе, на борту брига «Артемида» попадает неучтённый пассажир — мальчик-сибиряк по имени Гриша.
Именно ему предстоит стать свидетелем и невольным помощником команды в опасной и дальней океанской миссии. Добавлю, что «Бриг «Артемида» вполне может понравиться тем, кто прочтёт и оценит книгу «Давно закончилась осада».
Также в эту подборку рекомендую ещё один исторический роман-трилогию Владислава Крапивина под названием «Острова и Капитаны».
Читатель побывает в путешествии с первой кругосветной экспедицией Крузенштерна, снова окажется в центре военных сражений разных эпох и на себе ощутит непростую историю нашей страны.
Владислав Петрович продолжал писать и в 21 веке. В этом этапе его творчества особо заметен роман «Семь фунтов брамсельного ветра».
В тексте заметны современные реалии, правда лишь как декорации эпохи. Характеры и поступки главных героев остаются крапивинскими, и это, по-моему, прекрасно!
Снова перед нами компания увлечённых детей, которые ещё не «пропали в интернете», успевают делать свой театральный фильм-спектакль и рассуждать о море и походах под парусами.
Главная особенность книжки – вместо типичного «крапивинского мальчика», главной героиней здесь становится девочка — семиклассница Женя Мезенцева. Также в сюжете есть и детективная линия, когда к Жене попадает диск с важной информацией, за которой охотятся самые настоящие оборотни в погонах. В целом «Семь фунтов брамсельного ветра» — весьма хороший образец творчества позднего Крапивина. Признаюсь, замечая попытки автора воспроизвести и додумать подростковый сленг нулевых годов 21 века — в некоторых местах можно снисходительно улыбнуться. Но это по-доброму, конечно!
Повесть «Дагги Тиц» расскажет читателю о жизни более привычного крапивинского мальчика, можно сказать даже технаря- ботаника по имени Иннокентий Гусев.
Он растёт самостоятельно, потому что родители постоянно находятся в разъездах и командировках.
Иннокентий одинок и печален, стесняется своего имени и однажды придумывает себе другое – Инки! По аналогии с целым племенем индейцев Южной Америки!
И тут оказывается, что магия имени, да ещё с такой особой «историей», и в самом деле поможет изменить его характер и всю жизнь!
Однажды Инки находит старинные часы-ходики. Поясню для тех, кто не знает что это такое.
Ходики — это настенные или напольные часы, которые работают благодаря особой системе цепочек с гирьками и маятником, как в механизмах башенных часов. А поверх циферблата имеется дверца с кукушкой – которая каждый час подаёт сигналы.
Инки, разумеется, починил эти часы. И вот, как только маятник ходиков начал выстукивать свой особый ритм со звуком «Дагги-Тиц, дагги-тиц» – жизнь и судьба героя неуловимо, но волшебно начинает меняться к лучшему!
Рассказывая о книгах, нередко получаю комментарии – что всё это хорошо, но вот только современных детей читать уже практически не заставить.
Всё так! Не только жизнь изменилась, скорость подачи информации также значительно возросла. Какие-то книги действительно по динамике уже устарели. Какие-то достойные произведения оказались в тени модных конкурентов-однодневок.
Цензуры почти нет, поэтому найти качественные издания или даже просто даже найти и выбрать хороший фильм или сериал становится всё труднее. Куда уж тут простой книге угнаться за таким прогрессом.
Конечно имеются аудиокниги, которые могут скоротать время на чтение в пробках или перед сном. Но это всё уже взрослые проблемы.
А как воспитать потребность к чтению у ребёнка, хотя бы с начальной школы?
Расскажу на своем примере. Для лучшего понимания прочитанного, возможности осмыслить и сделать свои выводы — я вёл «Книжный вахтенный журнал».
Заполнять надо было пункты:
Номер по порядку, Дата прочтения, Имя автора, Название книги, Краткое содержание, и, самое важное — Моё мнение. Своеобразный мини-комментарий.
Помню, как мы обменивались впечатлениями и «мерились» этими «книжными вахтенными журналами».
Особенно ценилось, если кто-то «находил» редкую и крутую книгу и запускал её в круговорот читающих! Так, многие интересные книги я подсмотрел в журналах друзей, а они, в свою очередь, что-то брали из моих рекомендаций. Был некий элемент соревновательности и даже азарта – что «заставляло» меня и моих друзей читать больше.
После таких непрерывных книжных открытий каждому получилось составить любимую «золотую полку приключений и фантастики».
Авторы и книги из этого книжного хит-парада держали популярность почти всю вторую половину 20 века.
Конечно, не буду утверждать, что подобных дневников чтения сейчас не существует!
Например, в дебрях полузабытого Живого Журнала до сих пор активно существует сообщество под названием «Что читать?», а во ВКонтакте имеется неплохая группа под названием «Подростки читают».
Жизнь (в том числое и читательская) продолжается! Будем верить, что в нашей жизни всегда будет надежда на возрождение лучшего образования, настоящих ценностей и искренней дружбы.
Именно об этом рассуждает Владислав Крапивин в своем последнем романе «Переулок капитана Лухманова», который был написан в 2013 году.
В сюжете его книги жизнь современных подростков своеобразно пересекается с жизнью мальчишек первых послевоенных лет.
Вспоминая забытые игры, как сейчас принято называть, на сплочение коллектива — дети решают самые важные задачи жизни! В этом компании ребят-героев сюжета, помогает сам капитан Лухманов и «Тайный экипаж корабельщиков».
Настоящая дружба и ответственность за товарищей, постепенно становятся для нынешних ребят такими же важными и необходимыми, как и для их сверстников из далекого одна тысяча девятьсот сорок шестого года.
Конечно, автору и читателю немного грустно, что это их последнее свидание. Но главную идею своего последнего романа Крапивин всё-таки донёс до всех будущих читателей.
Важно жить, общаться и дружить «здесь и сейчас», тогда будет понятно — откуда в мире начинается зло и для чего необходима привычка к добру.
Расскажите, а какие книги в юности читали именно вы? О каких ваших любимых изданиях вы хотите вспомнить вместе с нами в следующих выпусках?
P.S. Группа «Маяка Истории» вконтакте а также наша группа для любителей ретро (20 век и не только)
Предыдущая статья о Командоре:
Детство. Приключения. Крапивин.
https://dzen.ru/a/Z_4Yf1VlZ1AGRAlU
Видеовыпуски «Маяка истории» можно смотреть и на других площадках:
- https://www.youtube.com/@lighthouse_history
- https://rutube.ru/u/lighthouseofhistory/
Наш сайт: https://lighthouseofhistory.ru/
ps Рубрика «Смотритель Маяка» (ранний доступ к передачам и обзоры кино-новинок, ностальгия и прочий бонусный контент).