Найти в Дзене

Иванов Александр Васильевич (9 июня 1919, Клуколово, Новгородский уезд, Новгородская губерния – 30 декабря 1942 (23 года

Иванов Александр Васильевич (9 июня 1919, Клуколово, Новгородский уезд, Новгородская губерния – 30 декабря 1942 (23 года), Кабардино-Балкария) — военный лётчик, Герой России. Командир бомбардировочной эскадрильи 6-го дальнебомбардировочного авиационного полка 132-й бомбардировочной авиационной дивизии 5-й воздушной армии, старший лейтенант. В августе 1936 года по спецнабору был призван в ряды Красной Армии и направлен в лётное училище. В 1940 году окончил Энгельсскую школу лётчиков. Здесь встретил начало Великой Отечественной войны. Из-за удалённости от западных границ страны в боевые действия включился не сразу. В августе 1941 года был переведён в 454-й дальнебомбардировочный полк, в составе которого 7 декабря 1941 года совершил первый боевой вылет. Экипаж лейтенанта Иванова летал на бомбардировщике ДБ-3. Бомбовыми ударами обеспечивал действия войск в Керченско-Феодосийской десантной операции, в тяжёлых боях на Керченском полуострове в январе – мае 1942 года, в оборонительных сражен

Иванов Александр Васильевич (9 июня 1919, Клуколово, Новгородский уезд, Новгородская губерния – 30 декабря 1942 (23 года), Кабардино-Балкария) — военный лётчик, Герой России. Командир бомбардировочной эскадрильи 6-го дальнебомбардировочного авиационного полка 132-й бомбардировочной авиационной дивизии 5-й воздушной армии, старший лейтенант.

В августе 1936 года по спецнабору был призван в ряды Красной Армии и направлен в лётное училище. В 1940 году окончил Энгельсскую школу лётчиков.

Здесь встретил начало Великой Отечественной войны. Из-за удалённости от западных границ страны в боевые действия включился не сразу. В августе 1941 года был переведён в 454-й дальнебомбардировочный полк, в составе которого 7 декабря 1941 года совершил первый боевой вылет. Экипаж лейтенанта Иванова летал на бомбардировщике ДБ-3. Бомбовыми ударами обеспечивал действия войск в Керченско-Феодосийской десантной операции, в тяжёлых боях на Керченском полуострове в январе – мае 1942 года, в оборонительных сражениях на Кубани и Северном Кавказе 1942 года. За два месяца, к февралю 1942 года совершил 6 боевых вылетов на нанесение бомбовых ударов по скопления мотомеханизированных частей гитлеровцев в Крыму, по железнодорожным узлам. В январе 1942 года был ранен, но остался в полку и продолжал летать.

В мае 1942 года старший лейтенант Иванов переведён командиром звена в 6-й дальнебомбардировочный полк. К концу июня 1942 года на его боевом счету было уже 44 боевых вылета, из них – 29 ночью.

На счету героического лётчика имеются 10 самолётов врага за один вылет, бомбя вражеский аэродром на предельно малой высоте под сильным зенитным огнём. Летом 1942 года его экипаж нашёл и уничтожил переправы врага через Дон и Северский Донец. В одном из вылетов его бомбардировщик атаковали два истребителя, но экипаж отбил атаки, сбив один из них. Был лучшим по числу ночных вылетов, затем стал командиром звена и эскадрильи.

В ноябре 1942 года командир полка представил Иванова к званию Героя Советского Союза. К этому времени на личном счету летчика было уже 134 боевых вылета, из них 98 ночью, с успешным выполнением боевых и специальных заданий командования. За весь период его звено произвело 316 боевых вылетов, не имя потерь личного состава и техники. По числу ночных боевых вылетов был лучшим лётчиком полка.

Однако через несколько дней командир сам же приостановил наградной лист ввиду дисциплинарного проступка. Что тогда произошло – неизвестно, но лётчик остался в строю, не был понижен ни в звании, ни в должности и продолжал летать на самые ответственные задания. Нереализованный наградной лист остался в личном деле офицера.

30 декабря 1942 года три самолёта под управлением лучших лётчиков полка получили приказ бомбить железнодорожную станцию Сальск (Ростовская область). Цель – сорвать подвоз подкреплений врага к фронту. В условиях снежной метели к станции прорвался только экипаж старшего лейтенанта Иванова. Бомбы попали в эшелоны, вызвав взрывы и пожар. Экипаж доложил о выполнении задания и взял обратный курс, но на аэродром не вернулся.

О судьбе летчиков не было известно несколько десятилетий. Только в 1996 году в районе горы Эльбрус, в ущелье ледника Кюркютлю, альпинистами были найдены остатки изуродованного при падении бомбардировщика. Все трое членов экипажа находились внутри корпуса, там же были документы, личные вещи и оружие. Был установлен и заводской номер самолёта. Очевидно, самолёт получил повреждения от зенитного огня противника, но сумел дотянуть почти до линии фронта и в условиях плохой видимости врезался в горы. А может, горящая машина потеряла управление. Известно одно – Иванов и его боевые товарищи с честью выполнили тяжёлое и ответственное задание.

Указом Президента Российской Федерации от 12 декабря 1998 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, старшему лейтенанту Иванову Александру Васильевичу присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).