Пётр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840 года в городе Воткинске на Урале.
Отец будущего композитора был горным инженером , управляющим воткинскими заводами . Мать была дочерью обрусевшего француза. Из Воткинска в 10 лет мама отвезла Петю в Петербург в Училище правоведения . Это было привилегированное заведение, готовившее юристов высокого класса.
Будущие правоведы получали хорошее образование , в том числе и музыкальное К 18 - ти годам Чайковский успешно закончил училище. А дальше - служба в департаменте Министерства юстиции. Через два года Петр Ильич оставил службу и поступил в музыкальные классы при Русском музыкальном обществе. По этому поводу его брат с возмущением говорил: " А Петя - то , Петя! Юриспруденцию на скрипку променял". В 1862 году эти классы были преобразованы в первую в России консерваторию, и Чайковский стал её студентом. Он писал своей сестре по этому поводу" Не подумай что я воображаю сделаться великим артистом, я просто хочу делать то, к чему меня влечёт призвание". Его любимым учителем был Антон Григорьевич Рубинштейн. Среди ученических работ Чайковского стала Симфоническая увертюра на сюжет драмы Островского " Гроза, а к выпускному экзамену он написал кантату на текст Оды Шиллера " К радости", которая с успехом была исполнена под управлением А. Г. Рубинштейна. В сентябре 1866 года в Москве тоже открылась консерватория, и её создателем был брат петербуржского Рубинштейна Николай Рубинштейн и он пригласил Чайковского на место одного из первых профессоров. Так начиналась самостоятельная жизнь Петра Ильича на новом поприще музыканта. Несмотря на большую загруженность в консерватории Чайковский много пишет. Лучшими произведениями в этот период стали - Первая симфония и Увертюра - фантазия " Ромео и Джульетта", а также композитор работал над оперой "Воевода". С ней связано одно из интересных событий его жизни - содружество с драматургом Александром Николаевичем Островским.
Они познакомились в Артистическом кружке. Островский вместе с князем.Одоевским и Николаем Рубинштейном были основателями этого кружка. В него входила лучшая московская интеллигенция. Посещение этого кружка сблизило Чайковского со многими выдающимися деятелями искусства, которые посещали этот кружок. Жизнь композитора в Москве была насыщенной и к концу 60- х годов Чайковский уже был известным композитором, чьи произведения с успехом исполнялись в России. В 1868 году в Москву приехала итальянская оперная труппа. Среди певиц выделялась Дезире Арто, которая обладала красивым голосом и драматическим талантом. Чайковский увлекся её талантом и между ними вспыхнуло взаимное чувство, но друзья композитора были против их брака. Они считали , что положение мужа примадонны не даст осуществиться тем надеждам, которые на него возлагали лучшие представители русской музыки, но неожиданно Арто вышла замуж за испанского певца. Пётр Ильич очень переживал этот разрыв, но несмотря ни на что творчество оставалось главной жизненной потребностью даже в несчастье. Он писал брату: "Я тебя уверяю, что единственное спасение мое в душевном горе - это работа". Но время лечит и работа продолжается и к середине 70- ых годов творчество композитора достигает небывалого расцвета . Петр Ильич говорил: " Моя система работы чисто ремесленная, то есть абсолютно регулярная, всегда в одни и те же часы, без всякого к самому себе послабления. Музыкальные мысли зарождаются во мне, как только отвлекусь от чуждых моему труду соображений и забот, и я принимаюсь за работу". За это непростое время были созданы такие шедевры как опера " Евгений Онегин", 4- я симфония, балет " Лебединое озеро", " Первый концерт для фортепиано с оркестром " .Свою четвертую симфонию композитор посвятил Н.Ф.Мекк " Моему лучшему другу" - так написал композитор на титульном листе.
Портрет Надежды Филаретовны Мекк.
" Годы странствий композитора"
Семь лет Чайковский странствует. Это поездки за границу и возвращение в Москву, а между ними новые сочинения : опера " Орлеанская дева" , " Мазепа, торжественная увертюра " 1812 год", кантата " Москва". Вскоре он узнает о смерти А. Г Рубинштейна, которого он любил и ценил. И в память о нем, он сочинил произведение " Памяти великого художника".
" Последний период творчества П. И.
Чайковского"
Портрет П.И. Чайковского.
С 1885 года начинается последний период творчества композитора. В этом году его избирают директором Московского отделения Русского музыкального общества. Много сил Петр Ильич тратит на пропаганду музыки .русских композиторов, а также он гастролирует по городам.России и за рубежом в качестве дирижера. Среди его знакомых - выдающиеся композиторы мира: Ш Гуно, И Брамс, А. Дворжак, Э Григ и другие. В 1891 году Чайковский был приглашён в Америку. В Нью- Йорке ему выпала честь выступать в день открытия нового.концертного зала " Карнеги - Холл. Напряженную композиторскую деятельность он сочетал и с исполнительской. В последние годы жизни им созданы истинные шедевры - это .опера " Пиковая дама", опера " Иоланта", балеты " Спящая красавица" и " Щелкунчик", но такая творческая жизнь сильно утомляла композитора, ему давно хотелось жить в каком нибудь маленьком селе, на лоне природы. Для покупки дома он накопил денег, но видя нужду и невежество, он отдал деньги на строительство школы в том селе, где хотел обосноваться. Сначала он снимал дом в Подмосковье, а в 1882 году купил дом в Клину. Завершающей страницей жизни и творчества Чайковского стала его.шестая симфония под названием " Патетическая". Музыка симфонии рассказывала о жизни и смерти героя, о его судьбе, из которой смертный человек выходит победителем. Эта симфония звучала как реквием , как прощание композитора с жизнью. 16 октября 1893 года состоялась премьера симфонии под управлением автора, в ночь на 25 октября композитора не стало. Он умер в самом расцвете сил , полный надежд и творческих замыслов. Много лет назад Петр Ильич сказал такие слова: " Я хотел бы, чтобы музыка моя распространялась, чтобы с каждым днём увеличивалось число людей любящих её , находящих в ней утешение и подпору. " И мы сегодня можем с уверкнностью сказать, что мечта композитора сбылась. Его музыка - самая исполняемая в мире и любимая людьми.