Найти в Дзене
Почему в Истории?

Почему Сталин считал Баграмяна командиром-неудачником?

Оглавление

Иван Христофорович Баграмян был значительной фигурой в военной и политической истории СССР. Он дважды стал Героем Советского Союза и был удостоен семи орденов Ленина, трѐх орденов Красного Знамени, двух орденов Суворова 1-й степени, ордена Кутузова 1-й степени, а также ордена "За службу Родине в Вооружѐнных Силах СССР" 3-й степени. Его вклад в достижение победы во время Второй мировой войны и в последующем послевоенном развитии Советского Союза был весьма высок. Однако Иосиф Сталин считал Баграмяна неважным военачальником. Почему сформировалось такое мнение? Давай те разбираться.

Иван Христофорович Баграмян
Иван Христофорович Баграмян

Как Баграмян сражался в годы Великой Отечественной войны?

«Военачальник, наделенный выдающимися способностями. Он имеет опыт командной, и штабной работы, который помогал ему с успехом решать вопросы командования войсками, а также опыт разработки плана военных действий, причем он стремится к победе самым коротким путем. Имеет твердый и стойкий характер» – говорил маршал Василевский о И.Х. Баграмяне.

Баграмян, вместе с Василевским и Черняховским, руководил Белорусской наступательной операцией «Багратион» во время Второй мировой войны. Целью операции было разгромить самую сильную из трех групп нацистской армии и уничтожить правый фланг «Центра», созданный еще в 1941 году для нападения на СССР по плану «Барбаросса».

Баграмян, вместе с Василевским и Черняховским, руководил Белорусской наступательной операцией «Багратион»
Баграмян, вместе с Василевским и Черняховским, руководил Белорусской наступательной операцией «Багратион»

Баграмян также командовал Городокской операцией в 1943 году и Полоцкой операцией в 1944 году. В 1945 году он возглавил Земландскую оперативную группу и принимал участие во взятии крепости Кенигсберг, которая пала через три дня после начала штурма. За эту операцию Баграмян был награжден орденом Суворова I степени. По мнению маршала А.М. Василевского, в своей командной деятельности И.Х. Баграмян всегда выделялся объективностью. Принимая оперативно-стратегические решения, Иван Христофорович старался предугадать развитие событий и готовил различные варианты действий.

Он проявлял творчество, внедряя новые методы, которые становились неожиданными для врага. Например, исследователи полагают, что у Баграмяна была возможность захватить Витебск прямым штурмом, но он предпочел предложить серию последовательных операций с целью захвата города. Баграмян выбрал атаковать город Городок рядом с Витебском, нарушая обычные тактические методы. Этот рискованный шаг потребовал максимальной подготовки и умения действовать в сложных условиях.

И.Х Баграмян, с завершением Витебско-Оршанской операции подготовил и 29 июня 1944 года начал Полоцкую операцию. Обе эти операции относились, и были составной частью Белорусской операции «Багратион». Эта операция занимает в полководческой биографии И.Х. Баграмяна особое место: наряду с маршалом Константином Роккосовским его называют освободителем Белоруссии. В результате осуществления Полоцкой операции удалось овладеть мощным полоцким узлом обороны и коммуникациями противника. Войска получили возможность наступать по обоим берегам Западной Двины в направлении Двинска.

Взятие Полоцка
Взятие Полоцка

Как Баграмян освобождал Прибалтику?

В последующей Шяуляйской операции войска освободили значительную территорию Латвии и Литвы, вышли к Рижскому заливу, изолировав немецкую группу армии «Север» в Прибалтике. Заслуги командующего 1 Прибалтийским фронтом были оценены по достоинству. 29 июня 1944 года за успешную организацию действий войск 1 Прибалтийского фронта генералу армии И.Х. Баграмяну было присвоено звание Героя Советского Союза.

К концу августа 1944 года операция «Багратион» была завершена. Фронт продвинулся в сторону запада на 600 километров. Были освобождены: Белоруссия, часть Литвы и Латвии. Развивая наступление в сентябре-октябре войска под командованием И.Х. Баграмяна в рамках Прибалтийской стратегической наступательной операции совместно с другими фронтами провели: Рижскую и Мемельскую военные операции.

Чтобы полностью отрезать группу армий «Север» от Восточной Пруссии, было решено скрытно перегруппировать главные силы 1 Прибалтийского фронта из под Риги в район Шяуляя и нанести удар по Клайпеде. И.Х. Баграмян искусно провел маневр в сжатые сроки, используя для передвижения войск преимущественно ночное время. Всего за шесть суток на расстоянии до 200 километров были переброшены три Общевойсковые Армии, одна Танковая Армия, большое число отдельных соединений и частей.

5 октября 1944 года войска 1 Прибалтийского фронта мощным внезапным ударом из района Шяуляя прорвали оборону противника и 10 октября 1944 года вышли в район Клайпеды на побережье Балтийского моря. Путь армии «Север» в Восточную Пруссию был закрыт. Свыше 30 немецких дивизий оказались отрезанными в Курляндии. Действия 1 Прибалтийского фронта помогли советскому командованию не только разгромить противника в Белоруссии, но и в более короткие сроки освободить Литву, Латвию и выйти к побережью Балтийского моря.

Этот оперативный маневр был экстремально смелым и мастерским примером, который после войны стал объектом изучения в большинстве военных учебных заведений.

Настоящее имя и отчество маршала Баграмяна – Ованес Хачатурович, но с 1920-х годов он использовал русифицированный вариант своего имени. Маршал Баграмян был близок с маршалом Жуковым. Они часто устраивали общие праздники, отмечая свои дни рождения в один день. Ованес Хачатурович всегда оставался верным своему другу, даже в годы опалы Жукова.

Как Баграмян разрабатывал Харьковскую операцию?

В начале Великой Отечественной войны Баграмян занимал должность начальника оперативного отдела и заместителя начальника Юго-Западного направления. В 1942 году он разработал Харьковскую наступательную операцию в качестве начальника штаба Юго-Западного фронта, но она закончилась неудачей. Несмотря на то, что ключевые решения принимались другими командующими, Иосиф Сталин считал Баграмяна ответственным за поражение. Однако Баграмяна спасло поручительство Жукова, который убедил Сталина, что провал в Харьковской операции частично произошел из-за ошибок Ставки и Генерального штаба. Жуков всегда высоко ценил таланты Баграмяна и считал его незаменимым полководцем в то время.

К сожалению, Баграмян допустил еще одну серьезную ошибку, которая привела к разгрому двух больших отрядов, окруженных и полностью уничтоженных противником. В результате этого катастрофического неудачного события советская армия понесла значительные потери – 170 тысяч военнослужащих были убиты, и около 80 тысяч оказались в госпиталях. Вражеские силы уничтожили пять тысяч артиллерийских и самоходных орудий, а также около 700 танков.

Учитывая все эти факты, 26 июня 1942 года Сталин выдал директиву Военному совету Западного фронта, в которой велел уволить Баграмяна со служебной должности.

«Тов. Баграмян не устраивает членов Ставки не только как военачальник, чья деятельность направлена на укрепление и обеспечение взаимодействия руководства с армией, но и даже как просто информатор, в чьи обязанности входит доносить правдивую информацию о состоянии дел на фронте до руководства. Помимо этого, тов. Баграмян не смог сделать правильные выводы из ранее допущенных ошибок и проигрышей, не изменил свой подход к военной науке и управлению войсками» – говорилось в директиве.

Кто спас Баграмяна от расстрела?

После окончания войны, Баграмян вспоминал, что в те дни он был уверен в своей скорой казни, так как осознавал ответственность за свои ошибки перед выжившими солдатами, сражавшимися за Харьков. Однако Жуков убедил Сталина не расправляться с Баграмяном, поскольку командование нуждалось в преданных людях, которые были признательны за продление своей жизни.

И.В. Сталин
И.В. Сталин

Выводом является тот факт, что для лидера СССР полководец Баграмян остался командиром-неудачником, который не разбирается в военном деле. Его не приняли в Центральный комитет Коммунистической партии Советского Союза, ему не был присужден орден Победа, и его не повысили до звания маршала. Он оставался «на вторых ролях» рядом с Александром Василевским на протяжении всей своей карьеры.

На приеме в честь Победы Сталин подошел к полководцу и сказал нечто, перевернувшее жизнь Баграмяна. Эти слова запали в его память навсегда:

«Теперь все – маршалы. И только вы остаетесь генералом».

К тому времени, когда Баграмян стал маршалом, Сталин уже умер, и это случилось в 1955 году.

Иван Христофорович Баграмян
Иван Христофорович Баграмян

Пишите свое мнение в комментариях и не забудьте поставить лайк)).