Мы, You Social – консалтинг-интегратор в сфере устойчивого развития. 60+ членов команды, 20+ городов проживания по всему свету. Неустойчивую экономическую ситуацию последних лет нам удалось сгладить в том числе за счёт перехода на полностью удалённый формат работы. Это позволило сократить административные траты и расходы на содержание офиса, однако имело и свои риски, с которыми мы успешно справились.
Удалённые команды имеют свою специфику работы. Следующий вопрос, с которым они сталкиваются после организации рабочего процесса, – внутренняя коммуникация.
Ольга Иванова, к.э.н. и автор научно-популярного канала об управлении людьми и организациями Science_of_HR, в своей «Инструкции по работе с ключевыми факторами, влияющими на благополучие сотрудников, занятых в удаленном формате» говорит о том, что отсутствие живого общения может приводить к социальной изоляции и снижению командного духа. А недостаток неформального общения снижает чувство вовлечённости.
Мы также можем дополнить этот список сложностью в адаптации новых сотрудников и разобщённостью между коллегами из разных департаментов. В зависимости от специфики работы и структуры организации проблемы в удалённых коллективах могут разниться.
За почти 5 лет работы в таком формате мы попробовали не один инструмент для профилактики и решения вышеперечисленных трудностей. Некоторые из них оказались особенно эффективными:
1. Виртуальные клубы (чаты) по интересам
В нашем случае прижился Книжный клуб. Он базируется в Телеграм, его модератор ежемесячно предлагает несколько книг с описанием, остальные участники голосуют и выбирают одну. После этого в чате появляются вопросы для размышлений. В конце месяца там же обсуждаем и комментируем прочитанное.
Что важно:
- Наличие модератора,
- Внутренние активности, привнесение поводов для обсуждения,
- Простые правила, возможность участия в непринуждённом темпе.
Как вариант, возможны родительские чаты, цветоводческие, о еде, для любителей бега и т.п. Подробнее о внутрикорпоративных сообществах говорили на недавнем вебинаре.
2. Челленджи
Время от времени мы проводим неформальные общекомандные соревнования. Участие – по желанию. Например, недавно мы завершили третий Шаговой челлендж:
- Продумали призы за первые места (соревноваться также можно по отделам, рандомным командам и т.п.),
- Предложили коллегам скачать приложение и больше гулять,
- Мотивировали, поддерживали и вдохновляли друг друга в процессе,
- Креативно подвели итоги.
Помимо сплочения, привнесения игрового момента в неформальное общение, подобные активные челленджи поддерживают физическую активность команды. Соревнования же по другим тематикам могут развивать иные полезные навыки.
3. Random Coffee
Этот инструмент представляет собой короткие неформальные встречи случайных сотрудников. Для их организации мы создали специальный бот – он еженедельно предлагает выбрать коллегу для звонка. Правила простые: не менее 30 минут, о работе не говорить. Если случается заминка, можно воспользоваться для выбора темы внутренним рандомайзером.
4. Неформальные чаты, смол-токи в начале встреч
Логичная практика, которую интуитивно используют многие, но не упомянуть её мы не могли. В начале регулярных внутренних встреч предлагаем коллегам поделиться личными новостями, переживаниями, инсайтами. Поддерживаем умеренную неформальную коммуникацию в рабочих чатах.
А ещё у нас есть отдельные ветки для обсуждения нерабочих вопросов и мемов, конечно!
5. Викторины
Игровой инструмент как он есть! Практика показывает, что по вовлечённости этот инструмент всегда в лидерах.
Наш менеджер по внутренним коммуникациям предварительно проводит квиз «Я узнаю тебя, коллега!». Предварительно: собираем информацию от сотрудников по выбранной теме Выбираем любой бот (у нас @QuizBot), формируем вопросы (можно загружать для вопросов фото, устанавливать время ответов и т.д. т.п.) – и вуаля: вечер пятницы наполняется позитивными эмодзи.
Тема может быть практически любой: от любимых блюд и фото рабочего пространства до летних традиций и привычек. Экспериментируйте!
6. Знакомство с командой
Мы выбрали формат лаконичных интервью, которые размещаем в основном чате компании. Чтобы избежать формализма, предлагаем коллегам сконцентрироваться на близких им темах и, возможно, раскрыться с неожиданной стороны. Например, поделиться, за что они любят бег или как сберегают финансы.
7. Периодические офлайн-встречи
Самая безотказная практика. По возможности встречаемся вживую - на стратсессиях, клиентских мероприятиях и, конечно, корпоративах.
Вместо заключения: Экспериментируйте!
А если потребуется помощь, мы рядом. Опишите свой запрос Анне Морозовой amorozova@yousocial.ru, и она вернётся к вам с креативным предложением.