Найти в Дзене
Ветеринарный диетолог vetLIFE

Какие существуют корма для собак и кошек в РФ / Часть 2 / авторская классификация ветдиетолога по степени рисков + ЛАЙФХАКИ по выбору корма

В прошлой части разобрали первую группу кормов с высокой степенью рисков. Сегодня обсудим 2 и 3 группы, местами более неоднозначные. Приветствую читателей канала! Я ветеринарный врач-диетолог Быкова Анастасия. С детства опекун котов и обожатель всех животных. Об уровне моей экспертизы в вопросах питания собак и кошек смотрите таплинк. Подробнее обо мне см. в статье (тык на синий текст). Навигация на канале тут. Все соц. сети автора Здесь у нас крайне хитрые СТМ*. Они по разным причинам выбирают меры создания и продвижения кормов на грани, а иногда и явно противоречащие как минимум Закону "О защите прав потребителей". *СТМ (самостоятельная торговая марка) — это продукция, изготавливаемая сторонним заводом под заказ продавца. Продающая Компания при этом может обладать разным уровнем квалификации в вопросах кормов, или же не иметь в своем штате сотрудников, разбирающихся в данном вопросе. Сюда же СТМ, которые, лавируя между производствами, забывают о том, что переброс рецептуры корма
Оглавление

В прошлой части разобрали первую группу кормов с высокой степенью рисков. Сегодня обсудим 2 и 3 группы, местами более неоднозначные.

Приветствую читателей канала! Я ветеринарный врач-диетолог Быкова Анастасия. С детства опекун котов и обожатель всех животных. Об уровне моей экспертизы в вопросах питания собак и кошек смотрите таплинк.

Подробнее обо мне см. в статье (тык на синий текст).

Навигация на канале тут.

Все соц. сети автора

Группа 2: средняя и переменчивая степени рисков

Здесь у нас крайне хитрые СТМ*. Они по разным причинам выбирают меры создания и продвижения кормов на грани, а иногда и явно противоречащие как минимум Закону "О защите прав потребителей".

*СТМ (самостоятельная торговая марка) — это продукция, изготавливаемая сторонним заводом под заказ продавца. Продающая Компания при этом может обладать разным уровнем квалификации в вопросах кормов, или же не иметь в своем штате сотрудников, разбирающихся в данном вопросе.

Сюда же СТМ, которые, лавируя между производствами, забывают о том, что переброс рецептуры корма с завода на завод равен существенным изменениям продукта. Это не запрещено и не на грани Закона, но противоречит нашим потребностям в стабильности рецепта или хотя бы уведомлениях о необходимости постепенной смены корма питомцу.

Не забывайте, что есть и благоразумные СТМ! Знаете ли Вы такие?

Также в эту группу идут некоторые заплутавшие собственники производств...

2.1 Вводящие в заблуждение неверным адресом завода-изготовителя на упаковке

Подробно об этом рассказывала и показала на Boosty.

Если кратко, всё можно описать одним письмом годичной давности:

Таков был ответ на моё: "Вы сами ничего не производите"
Таков был ответ на моё: "Вы сами ничего не производите"

Противозаконная хитрость заключается в том, что на этикетку вместо истинного завода-изготовителя выносят адреса мест:

  • перефасовки кормов;
  • отдельного малозначимого технологического звена, не являющегося основным (например, СТМ готовит какой-то свой отдельный ингредиент для корма, отправляет его заводу по сухим кормам, но на этикетку выносит не этот завод, а свой по изготовлению ингредиента).

Зачем это делается? Для избегания:

  • отождествления своих продуктов с собственными продуктами завода;
  • влияния репутации завода;
  • искусственного преумножения своей значимости, игра в изготовителя ("мы и сами могём, не нужны нам ваши заводы и усложненные правила сотрудничества").

2.2 Адаптации зарубежных брендов

Это паразитирование на честном, хорошем бренде. Часто локализованные рецепты не имеют ничего общего с оригиналами, потому что исходники рецептур не доступны российским импортёрам в прошлом.

Всё, на базе чего локализовывали многие бренды — поверхностная информация с этикеток. Её недостаточно для определения поставщиков и состава сырья, уровня его подготовки и контроля, прочих технологических особенностей.

Многие покупатели таких кормов не были осведомлены о спешке, в которой им полностью сменили корм. У меня есть клиенты с крайне консервативными кошками, пострадавшими от этого.

Исключения тут: Пурина, Роял канин, Марс. Не являются СТМ. Задолго до возникновения проблем с импортом постепенно адаптировали свои рецепты на своих же заводах.

Для СТМ краем преткновения чаще всего становится цена адаптации продукции на отечественном производстве, поэтому бренд-менеджер старается изо всех сил снизить стоимость за 1 кг продукта. Особенно в тяжелые времена. А мы на этикетках видим растущую зольность, огромные показатели по кальцию и фосфору как минимум при стандартном или даже низком уровне белка в рецептуре.

2.3 Являющиеся рецептурами "по умолчанию", слишком экономными

Как нам с Вами при покупке мультиварок дарят сборник рецептов, так и заводам при приобретении экструдеров или прочих центральных единиц оборудования прикладывают рецептуры кормов. Обычно, самые экономные, не снабженные сопроводительной документацией. Надо же с чего-то начать зарабатывать...

Завод набирает обороты, улучшая свой продукт и продвигая услуги для СТМ с целью дополнительного заработка. СТМ приходят с запросом: "Хотим продавать ваш продукт под своим брендом, давайте чуть изменим и согласуем". Завод и рад, потому что производя за деньги для других будет иметь больше, а оборудование не будет простаивать.

2.4 Хамелеоны

Когда на упаковке корма несколько совершенно разных заводов, производящих по разным рецептам продукт с одной и той же этикеткой. Покупателям в одном месяце может приехать партия с одного завода, на следующий месяц приедет уже с другого. Но будет совсем иная рецептура, хоть и с теми же показателями...

Чем меньше показателей на такой этикетке-перебежчике и чем более общими словами описаны ингредиенты, тем больше творческого простора для заводов-изготовителей. Выведенные кальций и фосфор не особо могут изменить ситуацию, ведь для ряда кормов по ним допустимы слишком большие колебания (проблема влажных рецептур).

Решение этой проблемы: наличие у СТМ истинной технологической рецептуры с указанными процентами конкретных единиц сырья, своего технолога-разработчика или оформленное постоянное сотрудничество с ним.

Почти никто этим не обладает, т.к. дешевле и проще делать по этикеткам. А истинный рецепт за семью печатями будет храниться у завода. В этом случае завод не отдаст полный рецепт СТМ, т.к. это будет угрожать сотрудничеству. Заводу выгоднее привязать СТМ к себе, своему технологу и своей сырьевой базе.

2.5 Для набития шишек на первых порах

Это корма, изготовленные с диетологическими и/или технологическими ошибками, но всё равно попадающие в продажу. Не до конца проверенные, с неправильно рассчитанной витаминно-минеральной добавкой или гарантированным анализом... Или чем-то еще.

Примером такого делилась в телеграм-канале (см. демонстрацию и описание проблемы в комментариях к посту).

2.6 Непрофильное производство

Не устану повторять, что пищевые и сельскохозяйственные предприятия итак перегружены. Корма должны производиться узкопрофильными заводами с персоналом соответствующей квалификации.

На своей практике большинство слабо разработанных рецептур встречала от пищевых производств.

Например, технолог ВООБЩЕ не считал магний корма, пока его не тыкнула. Потом посчитал, но неправильно, пересчитал только после очередного обращения по поводу странно низкого магния в таблицах. Ответил, что: "Ой, в отрубях же много магния, с ним до норм доберём". Вообще опуская тот факт, что в отрубях магний идёт из фитатов, из которых плохо усваивается. Это критично для рационов для собак.

Забывают положить йод во влажные корма. Опускают базу о том, что в России много йододефицитных регионов.

Коллеги, долго ли мы радовались, что алиментарный гипотиреоз пропал из-за полнорационных кормов? А вот теперь держите ухо в остро, если питомец всю жизнь на кормах от мясокомбинатов или т.п.

Группа 3: низкая степень рисков

Корма от проверенных производителей. Такие продукты изготовлены на хорошем оборудовании по налаженной технологии. Из сырья, четко нормируемого по показателям качества и питательности.

Необязательно, чтобы эти корма продавались напрямую от завода. Это может быть и ответственная СТМ с налаженной работой отдела разработок и контроля кормов. Но это точно должны быть рецептуры, в которые вложены силы, время и деньги. Тут мало ориентирования на международные нормы и требования, нужно уметь адаптировать их под реалии РФ.

Вот несколько лайфхаков, которые помогут примерно определить корма 3 группы:

  • наличие слова "полнорационный" (особенно актуально для влажных кормов) и обозначение ТУ/СТО (технических условий или стандарта организации), разработанных после 1 июля 2022 года в соответствии с ГОСТ Р 55453-2022;

Есть исключения: когда производитель использовал международные нормы еще до выхода в свет нового ГОСТа. Это именитые бренды, им простительно отсутствие перехода на новый стандарт, ведь они его давно опередили.

  • отсутствие "не более" и "не менее" в описании гарантированных показателей на этикетке;
  • для сухих кормов зола не более 8,5% (основные образующие золу минералы: кальций не более 1,7%, фосфор не более 1,3%, магний не более 0,2%), для влажных кормов с влагой 80% не более 1,7% золы, если влажник планируется как основа рациона здорового питомца;
  • у влажных и сухих кормов не должно быть несколько совершенно разных заводов изготовителей на этикетке, максимум пара заводов, принадлежащих одной Компании как владельцу кормового бренда;
  • упаковка сухих кормов трехслойная, не пропускающая солнечные УФ-лучи и воздух. У влажных кормов: жестяные банки, реторт-пакеты и паучи, ламистеры, тетра-паки (как у молока).
-3

Иногда могут быть инновационные герметичные варианты из полипропилена или аналогичного материала, но ни в коем случае влажный корм не может быть упакован как докторская колбаса (негерметично).

  • произведено относительно крупным заводом, или по повышенным открытым стандартам качества.

На сайте бренда должно быть обилие дополнительной информации, включая протоколы исследования продукции и основные показатели питательной ценности: белки, жиры, зола, клетчатка, влажность, витамины (минимум А, Д, Е), минералы (минимум кальций, фосфор, магний, далее добавленные железо, цинк, йод), таурин (для всех кошек, собак гигантских пород + во всех беззерновых кормах).

К счастью, даже крупных производств становится всё больше. За всеми не поспеваю, потому что их продукты по-разному продвинуты в информационное поле. Но рекомендую брать пример с основных продуктов от производств сухих кормов:

❗ Внимание, это личное мнение автора, не направленное на оскорбление кого-либо ❗

1. ООО НПЦКТ (не включая их ветдиеты + реализация многих СТМ у них мне не нравится),

2. ООО Фава,

3. ООО Лимкорм Петфуд,

4. ООО Петэксперт;

5. Заводы всем известных Purina, Royal canin, Mars.

Производства влажных кормов пока не готова также рекомендовать. Потому что у одного и того же завода намного более неоднородный портфель продукции, нежели чем у производства сухих кормов. У влажных производств более ограниченная, скрытая информация о продукции.

Это очень примерные рекомендации, не учитывающие то, что у питомца может быть смешанный рацион, купирующий факторы риска повышенных углеводов сухого корма. Тут не упоминаю диетические корма для питомцев с особенностями, они могут быть специально насыщенными. Корма, с повышенным содержанием растворимой клетчатки будут иметь повышенный показатель БЭВ из-за нее, а не из-за обилия крахмала в рецептуре.

Резюмируем

В настоящее время ветеринарный врач, заводчик и обычный опекун питомца должны хотя бы примерно разбираться в нюансах кормопроизводства. Мы находимся в переломной фазе развития кормов РФ.

Пока очень много сомнительных продуктов, в которые не рекомендую вкладываться, определяем их по:

  • попыткам скрыть истинный завод-изготовитель любыми методами;
  • устаревшим ТУ/СТО, подходу к производству кормов;
  • в целом косячным этикеткам и гранулам корма (этикетка не может идти против логики и здравого смысла, не должна содержать ошибок, обязана хорошо изолировать корм);
  • основным показателям, по которым можем частично косвенно судить о качестве продукта (зола, кальций и фосфор в количествах на 100 г корма или на 100% продукта или иное, что позволило бы рассчитать минералы в порции корма).

В последнем немного вставляет палки в колёса обновление нашего ГОСТа... Теперь необязательно указывать на этикетке золу. В ответ на запрос показателя золы начала получать ответы, являющиеся по своей сути: "А это теперь от нас не требуется, не дадим". Парам-пам-пам!

В настоящее время новые бренды должны делиться актуальными протоколами испытаний своих кормов; сотрудничать с ветеринарным сообществом, предоставляя доп. информацию о своих продуктах; иметь команду, разбирающуюся в кормопроизводстве и занимающуюся разработкой и совершенствованием продуктов. Иначе конкурировать с гигантами рынка невозможно, как и обеспечивать для покупателей и потребителей кормов минимальные риски.

Нужно делать всё, чтобы выделяться на фоне мракобесов и недобросовестных брендов.

Продолжение данной темы можно послушать в подкасте на Boosty:
Маркетинг против пушистых | Выпуск № 3 | Не самое очевидное, но на что важно обращать внимание при выборе корма

❣️ Помните, организация кормления — индивидуальный процесс. Описывая тут особенности массового производства кормов очень легко не учесть потребности отдельных питомцев и отдельных уникальных рецептур. На то это и массовое производство — максимально усредняющее, как и мои статьи о нём.

-4

Чем дополните данную классификацию? Согласны ли с ней? Конструктивная критика приветствуется!