The Telegraph UK | Великобритания
Киев нацелился на не разрабатывавшиеся доселе газовые сланцевые ресурсы на западе Украине, пишет Telegraph. Украина надеется с их помощью обеспечивать газом и Европу. Однако насколько в таком развитии событий будут заинтересованы США, которые потеряют крупный рынок сбыта СПГ – вопрос.
Себ Кеннеди (Seb Kennedy)
Украина принимает меры, чтобы развернуть добычу природного газа, стать крупным экспортером и произвести революцию на энергетическом рынке Европы.
По плану, которому отводится важная роль в надеждах Владимира Зеленского на будущее экономическое восстановление, министры в Киеве рассчитывают привлечь частные инвестиции и получить доступ к новым технологиям бурения, чтобы сполна раскрыть огромный потенциал сланцевых месторождений.
Как сообщают близкие к Киеву источники, чиновники стремятся привлечь “иностранные технологии и высококвалифицированных недропользователей”, уделяя пристальное внимание нетрадиционным сланцевым ресурсам на западе Украины.
Охота за инвестициями, как сообщает независимая новостная платформа Energy Flux, развернулась на фоне соглашения о редкоземельных минералах, заключенным между Дональдом Трампом и президентом Зеленским в апреле, которое позволит США добывать богатства украинских недр, включая алюминий, графит, нефть и природный газ.
Приоритет — как можно скорее вдохнуть новую жизнь в газовую отрасль Украины после изнурительной зимы, когда до 40% производственных мощностей были выведены из строя ожесточенными ракетными ударами и налетами беспилотников.
Атаки вынудили Украину активнее расходовать свои газовые резервы, которые к концу зимы были почти полностью истощены.
Однако Министерство энергетики Украины считает, что “всего за полтора года” огромные подземные хранилища страны удастся пополнить и даже получить излишки на экспорт, сообщил один высокопоставленный источник в правительстве.
Просчитался, но где? Украинцы больше не верят Зеленскому
Зависимость от СПГ
У Украины уже имеется некоторый опыт передовых технологий бурения. С тех пор Киев провел изыскания, подтвердившие перспективы сланцевой отрасли, добавил источник.
Однако, чтобы сполна раскрыть сланцевый потенциал, стране предстоит привлечь инвестиции и заручиться новейшим оборудованием, в первую очередь из Америки.
“Разработка и добыча могут развиваться стремительно благодаря имеющейся газовой инфраструктуре и подключению к газовому рынку ЕС, что повышает привлекательность проекта”, — добавил источник.
“У Украины достаточно месторождений природного газа, чтобы покрыть собственное потребление и наладить экспорт, — в результате добыча сланцевого газа напрямую скажется на развитии страны”, — заключил он.
Такой поворот событий изменит судьбу энергетических рынков Европы, которые остаются “на взводе”, лишившись российского трубопроводного экспорта газа через Украину в начале 2025 года.
Пополнение истощенных газовых хранилищ Украины — крупнейших в Европе, совокупной мощностью 32 миллиарда кубометров — один из основных факторов, обостряющих дефицит на энергетических рынках в Центральной и Восточной Европе в преддверии следующей зимы.
Газовые хранилища Украины сегодня заполнены всего на 7% по сравнению со средним показателем по ЕС в 50%.
Попытки перекачать природный газ из Южной и Восточной Европы в Украину успехом не увенчались — сказались бюрократическая волокита и отсутствие рыночной сплоченности.
Однако, если Киев устроит сланцевую революцию и создаст избыток на экспорт, необходимость закачивать европейский газ на Украину исчезнет в одночасье.
Кроме того, это также снизит зависимость Европы от дорогостоящих поставок сжиженного природного газа (СПГ) из-за рубежа.
Из-за газового голода, возникшего с тех пор, как “Газпром”, энергетический гигант Кремля, прекратил экспорт в ЕС с началом российской спецоперации на Украине в 2022 году, Европа опирается на СПГ. (Вообще-то Европа сама “отказалась” от российских энергоносителей, лицемерно прикрываясь морально-этическими соображениями. – Прим. ИноСМИ).
Экспорт сланцевого газа с Украины, если его удастся стремительно нарастить, покроет значительную часть европейского спроса на энергию, который на данном этапе удовлетворяется за счет СПГ. Это, в свою очередь, собьет цены на энергоносители во всем мире.
Привлечь иностранных инвесторов
Однако задуманная Киевом сланцевая революция во многом будет зависеть от того, сможет ли страна привлечь зарубежные инвестиции в необходимом количестве.
Сотрудники Министерства энергетики Украины привлекли свои дипломатические связи на Западе в поисках частных фондов с высокой толерантностью к риску, чтобы профинансировать будущие работы и заручиться участием технологических партнеров.
На прошлой неделе высокопоставленная правительственная группа посетила Бакинский энергетический форум в Азербайджане — как раз с прицелом на то, чтобы прорекламировать потенциал Украины как центра сланцевой добычи.
На мероприятии один высокопоставленный государственный деятель сказал, что геологическая зона Львов – Люблин на границе с Польшей “перспективнее с украинской стороны” благодаря более высокой пористости и более низкому содержанию глины — и потому лучше подходит для добычи методом гидроразрыва пласта (так называемый “фрекинг”).
Европу попросили нанести России поражение
Наиболее перспективной считается месторождение Олесское, которое, по оценкам, содержит от 0,8 до 1,5 триллиона кубических метров газа — этого достаточно, чтобы удовлетворить внутренние потребности Украины на десятилетия вперед.
Какая часть этих ресурсов рентабельна — вопрос открытый. Например, компания Chevron отказалась от 50-процентной доли в Олесском месторождении еще в 2014 году, даже не начав бурение.
При этом свой уход Chevron объяснила не политической нестабильностью или скудностью ресурсов, а неспособностью Киева провести конкретные налоговые реформы, чтобы привлечь иностранные инвестиций в добычу сланцевого газа.
Но теперь администрация Зеленского вплотную занялась оптимизацией операций и борьбой с бюрократическими препонами, некогда отпугивавшими иностранных инвесторов.
В апреле 2025 года договор о долевом распределении добычи на Олесском месторождении был передан от государственной холдинговой компании “Недра Украины” крупнейшему в стране производителю нефти и газа “Укрнафте”.
Этот шаг ознаменовал собой стратегический сдвиг в подходе Киева к сланцевым ресурсам — в частности, Олесскому месторождению.
После национализации стратегических отраслей в 2022 году и объявления военного положения, действующего и поныне, “Укрнафта” — государственное предприятие.
Поэтому привлечь обширный частный капитал в разведку украинских сланцевых месторождений в обычных условиях было бы невозможно.
Однако источник заверил, что есть гарантированная возможность переписать мешающие законы.