Найти в Дзене

Концепция обращения с отходами в Гродненской области, направленная на максимальное использование ресурсов от нейросетей

Еще один эксперимент с анализом в нейросетях на тему ТКО. Я обязательно позже подвиду итоги и напишу свое личное мнение. Я не совсем тут согласен и будет рассматриваться немного по-другому, но пока посмотрите, что получилось. Есть о чем задуматься.

Гродненская область ежегодно образует порядка 0,4–0,45 млн тонн твердых коммунальных отходов (ТКО). В 2020 году в регионе было собрано чуть более 413 тыс. тонн отходов, что соответствует примерно 430–440 кг отходов на человека в год. Уровень использования (переработки и энергетической утилизации) коммунальных отходов в Беларуси за последние 10 лет вырос с ~10% до 33,3% (на конец 2022 г.) и достигает около 38% в 2023 году. Данная концепция призвана поднять этот показатель в Гродненской области до максимально возможного уровня (60–70% и выше) за счёт развития инфраструктуры сортировки, производства RDF-топлива и вовлечения органической фракции, согласно национальной стратегии обращения с отходами.

Ниже представлена подробная стратегия, включающая организацию сортировки в каждом районе, создание перегрузочных станций, оптимизацию существующих мусоросортировочных линий, производство RDF-топлива и дополнительные меры (логистика, учёт, мотивация населения). В конце приводится концептуальная схема потоков отходов.

1. Сортировка отходов на полигонах каждого района

Каждый район области оборудуется площадкой первичной сортировки непосредственно на действующем полигоне ТКО. На этой площадке отходы, собранные по району, проходят предварительный отбор ценных фракций:

  • Отбор вторичных материальных ресурсов (ВМР) – извлекаются пригодные для переработки отходы: металл (черные и цветные металлы), макулатура, картон, пластики (ПЭТ-бутылки, пленка и др.), стеклобой и пр. Выделенные ВМР на месте аккумулируются в бункеры или контейнеры для последующей отправки на перерабатывающие предприятия. Это позволяет сразу извлечь полезное сырьё и сократить долю сырого мусора, направляемого на дальнейшую обработку.
  • Выделение фракции для RDF-топлива – из общей массы отсеивается горючая фракция (главным образом высококалорийные компоненты, не пригодные в ВМР): отходы пластмасс, грязная бумага и картон, текстиль, древесные отходы, многослойная упаковка и пр. Эта фракция будет использоваться для получения RDF (Refuse Derived Fuel) – альтернативного топлива для цементной промышленности. На районной сортировочной площадке горючая фракция может отделяться как вручную, так и с помощью простого механического сита/грохота и магнитных сепараторов (для удаления металлов). Отобранный “pre-RDF” временно складируется или брикетируется для транспортировки на заводы по производству RDF.
  • Выделение органо-минеральной фракции (ОМФ) – посредством грохочения или ручного отбора отделяется мелкая и влажная фракция, состоящая преимущественно из органических отходов, загрязнённой пищевой фракции, грунта, стеклянных осколков, мелких камней и пр. Эта органо-минеральная фракция практически непригодна для переработки или сжигания, но может быть использована непосредственно на полигоне: ею предлагается пересыпать слои мусора вместо грунта. Таким образом, ОМФ превращается в полезный изолирующий материал для ежедневной или промежуточной пересыпки отходов, снижая потребность в заборе природного грунта. Кроме того, по возможности часть органических компонентов может компостироваться – согласно национальной стратегии, органические отходы могут перерабатываться в почвогрунт для рекультивации и озеленения. Использование ОМФ на самом полигоне уменьшает объём отходов, требующих дальнейшей перевозки и захоронения.

Практическая реализация: на полигонах целесообразно обустроить навесы или ангары для сортировки, закупить мобильное сортировочное оборудование (например, передвижные сортировочные линии, грохоты, магнитные и вихретоковые сепараторы для металлов). Штат каждой площадки – порядка 5–10 сортировщиков, один-два бульдозера/погрузчика для перемещения отходов и формирования карт, а также весовое хозяйство для учёта. Первичная сортировка на местах позволит отобрать до 15–20% ВМР и до 30% потенциал RDF-фракции из массы отходов. Оставшаяся масса (порядка 50% сырых “хвостов”) будет значительно менее влажной и тяжелой, что облегчит её дальнейшую транспортировку.

2. Станции перегрузки и межрайонная транспортировка

После первичной сортировки остаток несортированных отходов каждого района направляется на станцию перегрузки. Предполагается строительство перегрузочных станций в каждом районе, предпочтительно на той же площадке, что и полигон (или в непосредственной близости). На перегрузочной станции отходы, прошедшие первичный отбор, прессуются или уплотняются в крупнотоннажные контейнеры. Далее контейнеры загружаются на грузовой транспорт повышенной вместимости (фуры, трейлеры) для экономичной доставки на крупные мусоросортировочные заводы.

Распределение потоков на мусоросортировочные заводы: в регионе планируется два основных центра комплексной сортировки: действующий завод в Гродно и новый завод в Волковыске (строящийся). Каждая районная перегрузочная станция направляет отходы на один из этих заводов по территориальному принципу (радиусу доставки):

  • Гродненский мусоросортировочный завод (МСЗ) – обслуживает преимущественно северо-западные и центральные районы области. В частности, поток отходов из г. Гродно (крупнейший генератор ~160 тыс. т/год) и Гродненского района поступает непосредственно на этот завод. Также к Гродно целесообразно ориентировать близлежащие районы: Берестовицкий, Мостовский, Щучинский и, частично, Лидский. Расстояния от этих районов до Гродно относительно невелики (30–70 км), что делает вывоз на областной завод логичным. Гродненский МСЗ, запущенный в 2016 г. при поддержке Всемирного банка, способен сортировать порядка 230–280 т отходов в сутки и имеет резерв по мощности для приёма межрайонных потоков.
  • Волковысский мусоросортировочный завод – новый комплекс, строительство которого завершается в г. Волковыске, станет вторым региональным центром переработки. Предполагается, что он примет отходы южной и восточной части области. На Волковысский МСЗ будут направлены районы: Волковысский (сам город и район ~30 тыс. т/год), Свислочский, Зельвенский, Слонимский (частично), восточные районы без собственных линий сортировки (например, Островецкий и Оршмянский, если логистика позволит). Расстояния до Волковыска для этих районов находятся в пределах ~100 км или менее. Волковысский завод спроектирован с современными технологиями и рассчитан на сотни тысяч тонн в год, что позволит перерабатывать совокупный поток из нескольких районов.

Транспортные плечи: при ориентировочном разделении областных потоков ~50/50 между Гродно и Волковыском, каждый МСЗ будет принимать порядка 200–220 тыс. тонн в год (≈600–650 тонн/сутки при 340 рабочих днях). Для обеспечения такой перевозки потребуется парк перегрузочного транспорта: оценивается необходимость порядка 20–30 автопоездов (фур) на область. Например, при расстоянии 50–100 км одна фура (контейнеровоз) может совершать ~2 рейса в день, перевозя ~20 т за рейс. Таким образом, на каждые ~40 т суточного потока нужен 1 автопоезд. Для крупных районов (Гродно, Лида) потребуется 3–4 единицы, для средних (20–30 тыс. т/год) – 1–2. Всего по региону около 25 единиц тяжелой перегрузочной техники, плюс резерв на обслуживание и ремонты. Эти транспортные мощности могут быть централизованы (областным оператором) для оптимизации маршрутов.

3. Оптимизация существующих сортировочных линий в городах

На территории области ранее были созданы несколько местных сортировочных линий малой мощности. Концепция предусматривает сохранение и эффективное использование наиболее результативных из них, а также консолидацию потоков с неэффективных линий на более крупные объекты:

  • Сохраняемые сортлинии: продолжат работу существующие линии в городах Лида, Новогрудок, Слоним, Островец, а также вводимая в строй линия в Вороново. Эти сортировочные комплексы охватывают важные узлы образования отходов. Лидский, Слонимский и Новогрудский узлы исторически генерируют значительные объемы, а Островецкий и Вороновский – удаленные районы, где локальная сортировка экономически оправдана для снижения расходов на транспорт.
  • Лидская сортлиния: Город Лида (население ~104 тыс.) и район в целом образуют около 60 тыс. т отходов/год. Действующая в Лиде сортировочная станция способна отбирать значительную долю ВМР и тем самым разгружать областные заводы. Предлагается продолжить её эксплуатацию, модернизировать при необходимости (например, добавить пресс для брикетирования RDF-фракции). Отходы из соседних малых районов (например, Ивьевского) можно также направлять в Лиду, учитывая географическую близость, вместо дальнего воза в Гродно или Волковыск.
  • Слонимская сортлиния: Город Слоним и район (~61 тыс. жителей) генерируют порядка 25–28 тыс. т/год. Местная линия сортировки целесообразна для обслуживания Слонимского и близлежащего Зельвенского района (~5–6 тыс. т/год). Выделенные ВМР реализуются напрямую, а остаток (включая горючую фракцию) при необходимости направляется на Волковысский МСЗ для доводки до RDF.
  • Новогрудская сортлиния: Новогрудок (~41 тыс. населения в районе, ~18 тыс. т/год отходов) продолжит сортировать свои отходы, а также отходы соседнего Кореличского района (~8 тыс. т/год). Это уменьшит объемы, направляемые за ~100 км в Волковыск. Новогрудская линия может специализироваться на отборе ВМР и компостировании органики, а оставшийся горючий остаток периодически отправлять крупными партиями на Волковыск для производства RDF.
  • Островецкая сортлиния: Островец и район (~28 тыс. нас., ~12–13 тыс. т/год) находятся на северо-восточной окраине области. Действующую здесь небольшую сортировочную установку следует сохранить, поскольку транспортное плечо до крупных заводов превышает 150 км. Более того, Островецкий кластер может принять на обработку отходы соседнего Оршмянского района (~13 тыс. т/год) и, возможно, части Сморгонского (~22 тыс. т/год). Вместо эксплуатации отдельной неэффективной линии в Ошмянах (см. ниже) отходы Ошмянского района целесообразно перевозить в Островец – расстояние между ними около 40 км, что оправдано. Островецкая сортлиния, работая в две смены, сможет обработать суммарно до ~25 тыс. тонн/год. Аналогично, более крупный Сморгонский район (если там нет собственной линии) может вывозить несортированные отходы либо на Островец, либо на ближайший областной МСЗ (путь до Гродно около 180 км, что менее желательно). В перспективе, возможно строительство отдельного сортировочного завода для северо-восточного региона (Сморгонь/Ошмяны), но в данной концепции это не предусматривалось.
  • Вороновская сортлиния: В г.п. Вороново (население ~5 тыс., район ~21 тыс. чел., ~9–10 тыс. т/год) строится новая линия сортировки, которая станет опорной для Вороновского района. Несмотря на относительно небольшой поток, наличие этой линии оправдано удаленностью района (север области, граница с Литвой). Она позволит отбирать ВМР и тем самым снизить расходы на вывоз их на переработку (можно будет вывозить уже спрессованное сырье реже). RDF-фракция из Вороново может свозиться, например, в Лиду или Гродно для интеграции в общий цикл RDF.
  • Ликвидируемые (консолидируемые) сортлинии: планируется закрытие неэффективных, устаревших линий в Щучине, Мостах и Ошмянах. Эти объекты показали низкую производительность и экономическую нецелесообразность. Отходы из данных районов после внедрения новой схемы пойдут альтернативными маршрутами:
  • Щучинский район (~14–15 тыс. т/год) – будет перерабатываться либо на Лидской линии (если позволит мощность и будет экономия в расстоянии ~50 км до Лиды против ~70 км до Гродно), либо напрямую направляться на Гродненский МСЗ через перегрузку. Решение может быть принято после анализа логистики: например, целесообразно организовать перегрузку Щучинских отходов в большие контейнеры и отправлять по железной дороге до Гродно (в Щучине есть ж/д ветка). Этот шаг уменьшит нагрузку на автотранспорт и трассу М6.
  • Мостовский район (~6–7 тыс. т/год) – находится сравнительно близко к Гродно (≈65 км), поэтому его отходы будут через перегрузку отправляться на Гродненский МСЗ. Небольшой объём района не оправдывает свою линию – дешевле свозить на крупный завод, где выше эффективность отбора (с учётом, что из ~6 тыс. тонн можно извлечь ~1 тыс. т ВМР и ~2 тыс. т RDF, остальное – ОМФ/хвосты). Местный полигон Мостов при этом можно использовать как перевалочную базу и для захоронения ОМФ.
  • Ошмянский район (~13 тыс. т/год) – как отмечалось, разумно перенацелить на Островецкий комплекс. Собственная линия в г. Ошмяны ликвидируется, а высвобожденный персонал может быть задействован на перегрузочной станции. От Ошмян до Островца ~45 км, что позволяет организовать ежедневный вывоз 1–2 контрейлерами (≈40 т) отходов. Этот объём соразмерен с мощностью Островецкой линии (потребуется увеличение штата и, возможно, модернизация узлов сортировки). Альтернативно, часть потока Ошмян может идти на смежный Сморгонский район (если там создадут сортировочную станцию). В любом случае, закрытие малой линии в Ошмянах компенсируется либо кооперацией с соседним районом, либо прямой отправкой на Волковыск.

Итоговая сеть объектов сортировки: после реорганизации в области будут функционировать 2 крупных завода (Гродно, Волковыск) и 5 межрайонных сортлиний (Лида, Слоним, Новогрудок, Островец, Вороново). Каждый район закреплён либо за одной из этих сортплощадок, либо напрямую за одним из МСЗ через перегрузку. Это обеспечивает полное покрытие территории инфраструктурой переработки. Небольшие местные полигоны останутся лишь местом захоронения минимальных остатков и использования ОМФ, а основной ресурс из отходов будет извлекаться и утилизироваться централизованно.

4. Производство RDF-топлива и использование органической фракции

Ключевой элемент концепции – организация производства RDF-топлива на региональных мусоросортировочных заводах в Гродно и Волковыске. После того как на этих заводах из поступающего потока будут досортированы оставшиеся ВМР (металлы, пластики и др.), основная часть горючих отходов (бумага, полиэтилен, текстиль, резина, древесина и пр.) перерабатывается в RDF.

Технология RDF: предполагается установка измельчителей, магнитных сепараторов, сушильных барабанов (при необходимости) и прессов для формирования RDF. RDF может выпускаться в виде тюков (прессованных брикетов) либо гранул (пеллет из горючих отходов). Калорийность RDF из ТКО сопоставима с бурым углем или древесными пеллетами (~10–15 МДж/кг). Уже имеются успешные примеры: первые партии RDF были произведены и апробированы на Гродненском мусоросортировочном заводе.

Сбыт RDF: Все полученное RDF-топливо будет направляться на цементный завод в пос. Красносельский (Волковысский район). Этот завод – крупнейший потребитель топлива в регионе – уже реализовал пилотный проект по использованию RDF взамен газа и угля. По данным Министерства ЖКХ, первый проект сжигания RDF внедрен именно на Красносельском цементном заводе, что позволило сократить расход природного газа. Таким образом, налажена технологическая цепочка: завод способен принимать тысячи тонн RDF ежегодно. В рамках концепции предполагается заключение долгосрочного договора между региональным оператором и ОАО «Красносельскстройматериалы» (цемзавод) на поставку RDF-топлива. Планируемый объем RDF, вырабатываемого двумя МСЗ, – до 100–150 тыс. тонн в год (ориентировочно 25–30% от массы ТКО). Это заместит значительную долю традиционного топлива на цементном производстве и обеспечит стабильный сбыт отходопродукта.

Использование органо-минеральной фракции: как описано выше, ОМФ остается на районных полигонах для технических целей. Дополнительно, возможна ее биологическая стабилизация (компостирование) в буртах непосредственно на полигоне с периодическим перемешиванием. За 3–6 месяцев органическая составляющая ОМФ разложится, обеззаразится, и получится относительно инертный грунтоподобный материал. Он может быть использован не только для пересыпки операционных слоев, но и для финальной рекультивации закрывающихся полигонов (формирования изоляционного слоя почвы) или для озеленительных работ. Данный подход соответствует современным требованиям санитарных норм и снижает объем захораниваемых “сырых” органических отходов, уменьшая образование свалочного биогаза и фильтрата.

Минимизация захоронения: благодаря вышеописанным мерам, объем отходов, требующих окончательного захоронения, сведется к минимуму – в основном это инертные “хвосты” (неперерабатываемые остатки: мелкий загрязненный материал, керамика, камни, опасные отходы). По расчетам, при исходных ~450 тыс. т/год ТКО на полигоны после всех стадий будет отправляться не более 10–15% (в идеале ~50–70 тыс. т/год) в виде стабилизированных остатков. Это в несколько раз продлевает срок службы полигонов региона и уменьшает экологическую нагрузку.

5. Оценка объемов отходов по районам

Для планирования мощностей и логистики приведем ориентировочные объемы образования ТКО по районам Гродненской области. Расчеты основаны на численности населения (оценка на 2023 г.) и среднем нормативе ~0,43–0,45 т/год на человека:

  • Гродно (город) – ~160 тыс. тонн/год (358,7 тыс. жителей) – крупнейший источник отходов (≈35% от областного объема).
  • Лидский район (с г. Лида) – ~60 тыс. т/год (133,5 тыс. жителей).
  • Волковысский район (с г. Волковыск) – ~29 тыс. т/год (65,0 тыс. жителей).
  • Слонимский район (с г. Слоним) – ~27 тыс. т/год (61,4 тыс. жителей).
  • Сморгонский район (г. Сморгонь) – ~22 тыс. т/год (49,2 тыс. жителей).
  • Новогрудский район (г. Новогрудок) – ~18,5 тыс. т/год (41,1 тыс. жителей).
  • Щучинский район – ~14,7 тыс. т/год (32,7 тыс. жителей).
  • Островецкий район – ~12,9 тыс. т/год (28,7 тыс. жителей).
  • Ошмянский район – ~13,3 тыс. т/год (29,5 тыс. жителей).
  • Вороновский район – ~9,8 тыс. т/год (21,8 тыс. жителей).
  • Дятловский район – ~10,3 тыс. т/год (23,0 тыс. жителей).
  • Ивьевский район – ~9,0 тыс. т/год (20,1 тыс. жителей).
  • Кореличский район – ~8,3 тыс. т/год (18,4 тыс. жителей).
  • Берестовицкий район – ~6,6 тыс. т/год (14,7 тыс. жителей).
  • Мостовский район – ~6,0 тыс. т/год (13,2 тыс. жителей).
  • Свислочский район – ~5,9 тыс. т/год (13,2 тыс. жителей).
  • Зельвенский район – ~6,0 тыс. т/год (13,2 тыс. жителей).

Примечание: приведенные цифры являются оценочными. Фактические данные могут отличаться в зависимости от уровня раздельного сбора и сезонности (например, в сельских районах образуется больше отходов в период осеннего урожая и др.). Тем не менее, суммарно по области прогнозируется порядка 450 тыс. тонн ТКО в 2025 г., что сопоставимо с данными прошлых лет (для сравнения, 2020 год – ~413 тыс. тонн, рост обусловлен как демографией, так и увеличением удельного образования отходов).

6. Логистическая схема потоков отходов

Исходя из географии области и размещения перерабатывающих мощностей, предлагается следующая схема потоков отходов по районам:

  • Гродно (город) – собственная система сбора, отходы напрямую на Гродненский МСЗ (без перегрузки, т.к. завод расположен в черте города). Крупнейший поток ~160 тыс. т/год обеспечивает базовую загрузку завода.
  • Гродненский район – сбор в сельских населенных пунктах района, перегрузка (например, на площадке полигона близ д. Гожа) и вывоз на Гродненский МСЗ. Объем ~22 тыс. т/год. Также на полигоне Гожского кластера целесообразно размещать ОМФ от соседних районов (Берестовица и др.) при необходимости.
  • Берестовицкий район – небольшой поток ~6–7 тыс. т/год; организуется перегрузка и транспортировка преимущественно на Гродненский МСЗ (расстояние ~70 км). Альтернативно, часть ВМР можно вывозить напрямую на перерабатывающие предприятия в Гродно (например, собранный стеклобой – на стеклозавод).
  • Лидский район – сохраняет локальный цикл: отходы Лиды и окрестностей поступают на Лидскую сортлиню. После сортировки: ВМР реализуются, ОМФ остается на Лидском полигоне, а оставшаяся горючая масса (предварительно спрессованная) раз в 1–2 недели отправляется крупными партиями на Гродненский или Волковысский МСЗ для переработки в RDF. Таким образом, Лида служит промежуточным звеном: она минимизирует ежедневный вывоз, но интегрируется в общую систему RDF. Близлежащий Ивьевский район (9 тыс. т/год) может направлять отходы на ту же Лидскую станцию или напрямую на перегрузку до Волковыска (выбор зависит от логистики – расстояние до Лиды ~50 км, до Волковыска ~110 км, поэтому предпочтительнее Лида).
  • Щучинский район – после закрытия собственной линии организуется перегрузка на Щучинском полигоне. Далее два варианта: или автотранспортом ~60 км до Гродненского МСЗ (основной сценарий), или доставка контейнеров на ж/д платформы и отправка поездом до Гродно (инновационный сценарий снижения издержек). Любой вариант исключает дальний вывоз на Волковыск (Щучин ближе к Гродно). В перспективе, при росте объемов, часть потока Щучина мог бы перерабатывать Лидский центр, но пока мощность Лиды ограничена своим массивом.
  • Мостовский район – весь поток ~6 тыс. тонн через перегрузку в Мостах направляется на Гродненский МСЗ (около 65 км). Учитывая малый объем, возможно совместное транспортирование с соседними районами: например, один контейнеровоз может поочередно забирать отходы с Мостовского и Берестовицкого полигонов по маршруту в Гродно.
  • Волковысский район – крупный кластер юга области (~29 тыс. т). В самом Волковыске строится МСЗ, поэтому весь поток остается в городе: городские отходы сразу поступают на завод, сельские – через перегрузку. Волковысский МСЗ станет центром притяжения окружающих районов, аналогично Гродно.
  • Свислочский район – сравнительно малонаселенный (13 тыс. жит., ~6 тыс. т). Однако близость к Волковыску (ок. 40 км) делает удобным своз отходов в Волковысский МСЗ. Организуется перегрузка в г. Свислочь (например, на местном полигоне) и ежедневный рейс контейнеровоза до Волковыска. Полигон Свислочи используется для ОМФ и резервного захоронения.
  • Зельвенский район – объем ~6 тыс. т, географически между Волковыском и Слонимом. Возможны два маршрута: на Волковыск (через перегрузку в Зельве, ~50 км) либо на Слонимскую сортлиню (~30 км). С учетом сохранения Слонимского комплекса, рационально направлять Зельвенские отходы в Слоним: там они отсортируются, и лишь остатки для RDF отправят дальше на Волковыск. Это снизит пробег по плохим дорогам и нагрузит слонимскую линию (повысив ее эффективность). Поэтому базовый вариант: Зельва -> Слоним (сортировка) -> Волковыск (RDF).
  • Слонимский район – свой поток ~27 тыс. т идёт на Слонимскую сортировочную станцию без изменений. После отбора ВМР остатки (ориентировочно 15–18 тыс. т/год) вывозятся на Волковысский МСЗ для RDF. Перегрузочная станция может быть совмещена с сортплощадкой.
  • Дятловский район – находится между Лидой и Слонимом, сравнительно небольшой (~10 тыс. т). Возможна отправка части отходов на Лидскую линию (северные населённые пункты ближе к Лиде), а части – на Слонимскую. Однако для упрощения можно закрепить весь район за одним маршрутом. Географически центр Дятловского р-на ближе к Слониму (~50 км против 90 км до Лиды). Поэтому предлагается: Дятлово -> перегрузка -> Слоним (сортировка). Соответственно, Дятловские отходы после сортировки вместе со слонимскими поедут на Волковыск. Это интегрирует Дятлово в южный кластер утилизации.
  • Новогрудский район – остаётся при своей сортлинии. Соседний Кореличский район (~8 тыс. т) закреплен за Новогрудком (как описано). Перегрузка кореличских отходов организуется на Кореличском полигоне с периодическим вывозом в Новогрудок (примерно 2–3 рейса в неделю). После сортировки в Новогрудке ~70% остатка (включая RDF-фракцию) транспортируется (~100 км) на Волковысский МСЗ. Учитывая значительное расстояние, оптимально накапливать в Новогрудке полные контрейлеры RDF-фракции и вывозить их раз в месяц по железной дороге (в Новогрудке есть ж/д ветка) либо автотранспортом крупными партиями, чтобы снизить транспортные издержки.
  • Сморгонский район – удалённый восточный район (~22 тыс. т). Пока в Сморгони нет современного завода, логистика затруднена: ~180 км до Гродно, ~200 км до Волковыска. Один из вариантов – создание перегрузочной станции и прямой вывоз в Минскую область (например, на планируемый завод в г. Борисове или обновляемый завод под Минском). Однако внутриобластная концепция предполагает свои мощности. Поэтому для Сморгони возможно временное кооперирование с соседней Молодечненским районом Минской области (отвоз части отходов туда на переработку, по межрегиональному соглашению), либо усиление Островецко-Ошмянского узла: например, строительство в Сморгони собственной небольшой сортлинии. В рамках рассматриваемой концепции, принимаем временное решение: оборудовать перегрузку и вывозить сморггонские отходы на Островецкую сортплощадку и/или на Волковысский МСЗ (комбинировано). То есть часть потока (возможно 30–40%) сортировать в Островце (ограничено мощностью той линии), остальное напрямую отправлять в Волковыск. Это не идеальное решение (большое плечо), но при использовании бункерных полувагонов по ж/д либо прицепов с перегрузкой в Лиде (маршрут Сморгонь–Лида–Волковыск) издержки можно снизить. Долгосрочно же Сморгонскому узлу потребуется собственный завод.
  • Ошмянский район – закреплен за Островцом (см. раздел 3). Весь поток ~13 тыс. т перегружается и везется на Островецкую сортлиню (примерно 2 рейса в день небольшими мусоровозами или 1 рейс в 2 дня крупнотоннажным контейнеровозом). После переработки в Островце (извлечения ВМР) остаток может пойти либо туда же на полигон (ОМФ + хвосты), либо концентрироваться для дальнейшей отправки на… (в самом Островце пока нет производства RDF, но можно вывозить отобранную там горючую фракцию в Минскую область – например, на планируемый завод в Пуховичах). Однако, учитывая малые объемы, возможно и просто захоронение хвостов на Островецком полигоне до появления поблизости RDF-мощностей.
  • Островецкий район – см. выше, обслуживает также Ошмяны, частично Сморгонь. Собственные отходы ~13 тыс. т обрабатываются на месте. Полигон у АЭС может быть задействован как региональный полигон для северо-востока (с учетом изоляции ОМФ).
  • Вороновский район – собственный небольшой поток ~10 тыс. т идет на новую Вороновскую сортплощадку. Соседи (например, Ивье) к нему не присоединяются, т.к. им ближе Лида. Поэтому Вороново работает автономно, вывозя лишь RDF-фракцию (при накоплении, скажем 500 тонн) на ближайший крупный завод – вероятно, Гродно (расстояние ~130 км) или Лиду. В перспективе, возможно, Вороново будет специализироваться на глубокой сортировке с минимальным хвостом, чтобы почти ничего не возить наружу.

Общая логистическая схема обеспечивает максимально короткое плечо для каждого района до точки первичной обработки (не более 50 км до сортплощадки или перегрузки), и не более ~100 км до конечного переработчика (МСЗ). При этом активно используются железнодорожные возможности для дальних районов, что разгружает автодороги и снижает себестоимость транспортировки.

7. Ориентировочные расчёты: нагрузки, транспорт, инфраструктура

В целях успешной реализации концепции приведём некоторые количественные оценки потребных ресурсов и инфраструктуры:

  • Загрузка сортировочных мощностей: Гродненский МСЗ при приеме отходов из ~6 районов будет загружен на ~250–300 т/сутки, что близко к текущей рабочей мощности. Волковысский МСЗ получит отходы из ~7 районов с потоком ~350–400 т/сутки – необходимо убедиться, что проектная мощность нового завода это покрывает (ориентировочно должна быть не менее 120 тыс. т/год). Местные сортлинии: Лида ~60 тыс. т/год (возможна работа в 2 смены), Слоним ~30–35 тыс. т (1 смена), Новогрудок+Кореличи ~26 тыс. т (1 смена), Островец+Ошмяны ~25 тыс. т (2 смены), Вороново ~10 тыс. т (неполная загрузка, возможно совмещение с функциями перегрузки). Эти нагрузки требуют соответствующего штата: на 10 тыс. т/год обычно достаточно ~5 сортировщиков и 1 мастер; на 60 тыс. т/год – порядка 30–40 работников, включая специалистов. Таким образом, совокупно по области в сфере сортировки будет занято порядка 250–300 рабочих мест (включая существующие 192 сотрудника гродненского завода, штат нового завода и районных станций).
  • Транспортировка и техника: уже отмечалось, потребуется около 25 автопоездов для междугороднего вывоза на МСЗ. Кроме того, необходимо модернизировать мусоровозный парк в районах: внедрить мусоровозы с уплотнением для раздельного сбора (с несколькими секциями) и малотоннажные машины для трудно-доступных сельских маршрутов. Оценочно, для эффективного охвата области нужно ~150 единиц мусоровозов различной вместимости (сейчас может быть меньше, потребуется закупка дополнительных ~20–30 единиц). Спецтехника: для новых перегрузочных станций – прессы/компакторы (17 шт. по числу станций), фронтальные погрузчики или гидроманипуляторы (17 шт.), контейнеры-бункеры большого объема (по 5–10 шт. на станцию, итого ~150 шт.). На полигоны – бульдозеры/компакторы для распределения отходов и ОМФ (примерно 1 на полигон, часть уже имеется). В сфере сбора необходимо также расширить сеть контейнеров раздельного сбора. Гродно показал пример, установив свыше 30 000 контейнеров для раздельных фракций во дворах. В остальных городах и сёлах области следует внедрять контейнеры для раздельного сбора по нормативам обеспечения (например, не менее 1 контейнера для ВМР на 70–100 жителей в городе и на 300 жителей в сельской местности). Предварительная потребность – порядка 10–12 тыс. контейнеров различных видов (для бумаги, пластика, стекла, органики) дополнительно к существующим, а также обустройство контейнерных площадок (навесы, ограждения) – ~1000 новых площадок.
  • Экономика и тарифы: внедрение описанной системы потребует значительных инвестиций (строительство станций, закупка техники), однако в долгосрочной перспективе снизит операционные издержки захоронения и позволит извлекать прибыль из вторресурсов и RDF. Реализация ~820 тыс. т ВМР в РБ в 2023 г. принесла значительный экономический эффект, а уровень использования ТКО вырос до ~21% в среднем. В нашей концепции за счет RDF ожидается достичь суммарно >50% использования, что позволит приблизиться к безубыточности системы. Возможно, на первом этапе потребуется поддержка через экологические налоги или целевые фонды, но затем продажи RDF (на условиях ниже цены газа) и ВМР (по рыночным ценам) обеспечат покрытие затрат. Для населения изменения могут отразиться в тарифной политике: переход от фиксированных тарифов к оплате по факту вывоза (или по количеству контейнеров) будет стимулом к раздельному сбору. Например, уже сейчас плата за вывоз ТКО начисляется исходя из норматива, но при раздельном сборе часть отходов можно сдавать бесплатно или за вознаграждение, что в итоге снижает плату домохозяйств.

8. Дополнительные предложения по усилению концепции

Чтобы концепция работала эффективно, необходим комплекс сопутствующих мер организационного и технологического характера:

  • Центр управления данными (ЦОД) учета отходов: предлагается создать областной информационно-аналитический центр, отслеживающий в реальном времени движение отходопотоков. Все перегрузочные станции и заводы должны быть оснащены электронными весами, данные с которых поступают в ЦОД. Это позволит видеть онлайн, сколько отходов собрано в каждом районе, сколько извлечено ВМР, произведено RDF, захоронено ОМФ и т.д. На основе этих данных можно формировать отчётность и аналитику для органов власти и для корректировки системы. ЦОД также интегрируется с системой оплаты – например, данные о массе вывезенного мусора из каждого населённого пункта могут использоваться для справедливого распределения затрат между районами.
  • Внедрение ИТ-решений: цифровизация процессов повысит эффективность. Рекомендуется оснастить мусоровозы GPS-трекерами и внедрить систему мониторинга маршрутов – это оптимизирует логистику сбора (меньше пробег – экономия топлива). Можно внедрить умные датчики заполнения контейнеров, чтобы планировать вывоз по мере наполнения, а не по жёсткому графику. В сортировочных центрах перспективно применение автоматических сепараторов и даже элементов искусственного интеллекта – например, оптические сортировщики для пластика, обученные нейросетью, что повысит отбор ВМР без увеличения штата. Для контроля качества RDF целесообразно лабораторное оборудование (анализ теплотворности, влажности, состава). Все это требует инвестиций в ИТ-инфраструктуру, но даст отдачу в виде прозрачности и управляемости системы.
  • Мотивация и участие жителей: без активного вовлечения населения добиться высоких показателей использования отходов сложно. Необходимо разработать схему мотивации граждан к раздельному сбору и сокращению отходообразования. Возможные меры:
  • Введение депозитно-залоговой системы для тары (стекло, пластик) – чтобы жители возвращали бутылки/банки и получали вознаграждение.
  • Система скидок или бонусов на услугу вывоза при соблюдении раздельного сбора. Например, если дом имеет контейнеры для раздельных фракций и низкий процент загрязнения вторсырья, ему можно снизить тариф на вывоз остаточных отходов.
  • Экологическое просвещение и информирование: регулярные акции, конкурсы по сбору вторсырья, разъяснительная работа через СМИ, школы, ЖКХ. Цель – сформировать культуру обращения с отходами. Уже предпринятые меры, как в Гродно (закрытие мусоропроводов в высотках и установка новых контейнеров), показали положительный результат – жители стали более сознательно сортировать отходы.
  • Привлечение общественности к контролю: например, создание добровольных эко-дружин или мобильного приложения, куда можно отправлять жалобы (на несвоевременный вывоз, переполненные контейнеры и т.п.). Это повысит ответственность коммунальных служб.
  • Рекультивация и создание инфраструктуры на закрываемых полигонах: постепенно, по мере перенаправления потоков на МСЗ, можно будет закрыть часть старых полигонов (особенно перегруженных). В концепции уже заложено использование ОМФ для рекультивации – на практике следует разработать проекты рекультивации крупных свалок с последующим превращением их в зелёные зоны.
  • Финансово-правовые механизмы: областным и районным властям следует пересмотреть нормативную базу в части установления нормативов образования ТКО и оплаты. Например, возможно утверждение дифференцированных нормативов для города и сельской местности, для организаций, стимулирующих снижение отходов (это уже обсуждалось на уровне Минприроды). Также важно заключить соглашения между районами о межмуниципальном использовании объектов (сортлиний, полигонов) – чтобы финансовые расчеты за прием “чужих” отходов были прозрачны. Рекомендуется разработать инвестиционный план с участием государственных программ и международных организаций (типа Всемирного банка, ЕБРР) – под такие комплексные проекты обычно выделяются льготные кредиты и гранты.

В комплексе перечисленные меры создадут в Гродненской области целостную систему обращения с отходами, соответствующую современным экологическим требованиям и экономике замкнутого цикла. Отходы из бремени превращаются в ресурс: вторсырье идет в промышленность, органика – в почву, альтернативное топливо – на заводы, а на полигоны отправляется минимум. Ниже представлена концептуальная блок-схема, наглядно иллюстрирующая предложенную систему.

9. Концептуальная схема обращения с отходами (потоки в регионе)

  • Сбор отходов населением – сбор ТКО у населения в контейнеры (раздельно: ВМР и смешанные отходы). Контейнеры обслуживаются районными коммунальными службами, мусоровозы доставляют отходы на локальный полигон/станцию.
  • Первичная сортировка на районном полигоне – на каждой районной сортплощадке из общего потока извлекаются полезные фракции:
  • ВМР (вторичные материальные ресурсы) – отбираются и направляются на переработку (прессуются и отгружаются на соответствующие заводы по стеклу, бумаге, пластику и т.д.).
  • ОМФ (органо-минеральная фракция) – отделяется и остаётся на полигоне для пересыпки слоёв мусора либо компостирования (после выдержки используется как грунт).
  • Остальные отходы (горючие и прочие “хвосты” после отбора) – поступают на перегрузочную станцию для вывоза.
  • Перегрузка и транспортировка – на станции перегрузки остаточные отходы уплотняются и загружаются в крупнотоннажные контейнеры. Затем контейнеры перевозятся на региональный мусоросортировочный завод (Гродно либо Волковыск) – как правило, автомобильным транспортом, либо железнодорожными отправками для отдалённых районов.
  • Вторичная сортировка и производство RDF на МСЗ – на заводе смешанные отходы проходят глубокую механизированную сортировку: выделяются последние пригодные ВМР (например, металлы магнитами, пластики оптическими сортерами и т.д.), а основная масса горючих отходов измельчается и превращается в RDF-топливо. Одновременно отсеиваются оставшиеся органические/минеральные мелочи (в их числе практически нет полезных компонентов – они отправляются в отход). Таким образом, на выходе МСЗ формируются три потока:
  • RDF-топливо – альтернативное топливо в виде тюкованного или гранулированного материала, которое отправляется на цементный завод для использования вместо ископаемого топлива.
  • Вторсырье (ВМР) – дополнительно извлечённые на заводе материалы (например, алюминиевые банки, ПЭТ, плёнка, бумага) – передаются перерабатывающим предприятиям для вовлечения в производство.
  • Остаточные хвосты – инертные и неперерабатываемые фракции (например, загрязнённый инерт, комбинированные материалы) – подлежат захоронению. Эти остатки, как правило, вывозятся на близлежащий полигон при самом заводе либо обратно на полигон источника (если целесообразно). Объём таких хвостов минимален (≈10–15% от исходных отходов).
  • Использование выходных продуктов: RDF-топливо поступает на Красносельский цементный завод, где сжигается в печах, замещая природный газ и уголь. ВМР поступают на различные предприятия (макулатура – на картонные фабрики, пластики – на заводы полимеров, стеклобой – на стеклозаводы и т.д.), возвращаясь в хозяйственный оборот. Органо-минеральная фракция используется в технологических целях на полигонах (как изолирующий материал) и после компостирования может применяться для рекультивации земель. Таким образом достигается главная цель – максимальное использование отходов и минимизация захоронения.

#ГродненскаяОбласть #ЧистоВГродно #ЭкоГродно #ГродноБезСвалок #ЧистаяОбласть #ЗелёныйРегион