Найти в Дзене
По миру пошёл

Турция. Эфес: Прогулка сквозь время и толпу

Библиотека Цельса
Библиотека Цельса

Солнце палило, когда я шагнул на мраморную улицу древнего Эфеса. Воздух дрожал от жары, а вокруг – настоящий Вавилон! Толпы туристов сплошным, шумным потоком текли по главной артерии, Куретовой улице.

Казалось, все средиземноморские круизы высадили свой десант именно здесь и сейчас.

На демонстрацию в честь 1 мая меньше было
На демонстрацию в честь 1 мая меньше было

Сфотографировать что-либо без чьей-то головы в кадре или другой части тела, стало квестом невозможного уровня. Мечты о тихом созерцании рухнули под натиском экскурсионных групп с разноцветными зонтиками гидов.

Руины Эфеса
Руины Эфеса

Но даже этот людской муравейник не мог полностью убить ощущение масштаба. Вот он – Большой театр.

Реально большой
Реально большой

Я застыл у его подножия. 52 ряда ступеней, вздымающиеся к самому небу! Представил, как 24 тысячи зрителей ревут на гладиаторских боях или слушают речи апостола Павла.

Арена театра
Арена театра

Сесть на древний камень, закрыть глаза от солнца (и отчасти от толпы) и попытаться услышать эхо аплодисментов...

Почувствуй себя зрителем
Почувствуй себя зрителем

Это удалось. На мгновение. Пока рядом кто-то громко не спросил: "Эээ, Вася, а где тут туалеты римские?"

Театр
Театр

И тут мой взгляд уперся в Библиотеку Цельса.

Библиотека Цельса и толпы туристов
Библиотека Цельса и толпы туристов

Она царит над всем. Ее величественный фасад, даже отреставрированный, подавляет.

Первый этаж
Первый этаж

Два этажа колонн, ниши со статуями – Мудрость, Добродетель... Думал, будет меньше. Ошибся. Она монументальна. Представил ученых мужей, перешептывающихся в тени ее залов, тысячи свитков на полках... Но очередь желающих сделать "эффектное" фото на ее фоне снова вернула в реальность. Увы, погружение рваное, как старый пергамент.

Руины Эфеса
Руины Эфеса

Сама Куретова улица – музей под открытым небом. Идешь по мраморным плитам, отполированным миллионами ног за две тысячи лет.

Руины Эфеса
Руины Эфеса

Видишь глубокие колеи от повозок! Вот следы былого величия: остовы фонтанов , барельефы на храме Адриана (крылатые Горгоны до сих пор страшны), колонны бань Схоластики.

Гаргона
Гаргона

Колонны
Колонны

Каждый камень – история. Но...

Колонны
Колонны

И вот это "но" не давало покоя. Руины. Очевидные, грандиозные. Но местами... чувствовалась рука реставратора.

Заметен новодел?
Заметен новодел?

Не археолога-аскета, а скорее увлеченного ребенка с конструктором "Лего Античность". "Вот лежали колонны – поставим их вертикально! Красиво? Красиво!

Руины
Руины

А кусок архитрава куда приткнуть? Да вот сюда, примерно, кажется, он тут был... Ну или где-то рядом. Главное, чтобы стояло!"

Руины
Руины

Некоторые "восстановленные" участки стен выглядели как заплатки из нового камня, грубо прилаженные к древним. Терялась магия подлинности. Где грань между тем, что пережило века, и тем, что собрали вчера? Этот "новодельный" оттенок немного выдергивал из прошлого.

Руины Эфеса
Руины Эфеса

Разрушения колоссальные. Целые кварталы – лишь фундаменты да груды камня. Террасные дома (я заглянул) – лабиринт комнат без крыш, с остатками фресок и мозаик за стеклом. Интересно?

Руины
Руины

Безусловно. Но целостной картины города не складывается.

Руины
Руины

Воображению приходится работать на износ, склеивая обломки в здания.

Что-то на античном
Что-то на античном

И все же... Когда удавалось отойти в сторонку, прижаться к тени стены и отфильтровать шум толпы, проблески прошлого пробивались.

Барельеф
Барельеф

Вот эта выщербленная ступенька – по ней ступала нога римского сенатора? А по этим колеям везли товары в порт, который теперь в 6 км отсюда? Мини-озарения случались.

Главное, не потерять от увиденного голову
Главное, не потерять от увиденного голову

Спасением стали "ожившие тени". У театра как раз начиналось театрализованное представление!

Представление у театра
Представление у театра

Несколько актеров в стилизованных (не без условностей, конечно) туниках разыграли сценку – то ли спор философов, то ли объявление глашатая. Гремели их голоса, эхом отражаясь от древних камней. Вот оно! Миг, когда прошлое перестало быть картинкой в учебнике. Когда эти стены, пусть и частично "собранные как Лего", наполнились голосами и движением.

Ряженые
Ряженые

На несколько минут толпа затихла, завороженная. И я вместе с ними. Поймал этот мимолетный дух Эфеса.

Саркофаг
Саркофаг

Уезжал я с двойственным чувством. Да, толпы бесят. Да, местами реставрация вызывает вопросы. Да, разрушений много, и целостность – в воображении. Но. Театр потряс. Библиотека впечатлила. Улица заставила думать о тысячах ног, прошедших по ней. А эти актеры... они дали ключ. Эфес не просто руины. Это грандиозная декорация, ждущая, чтобы мы наполнили ее своими историями и воображением. И ради этих моментов прорыва сквозь время – стоит терпеть и жару, и очереди, и даже слишком усердных реставраторов. Это путешествие не в идеальную древность, а в мощь человеческой истории, пусть и увиденную сквозь призму современного туризма.

Античная надпись
Античная надпись

P.S. Кстати, именно здесь вздымалось к небу одно из Семи Чудес Древнего Мира — легендарный Храм Артемиды Эфесской. Моя нога ступила по той самой земле, где 2 500 лет назад возвышались 127 мраморных колонн высотой с шестиэтажный дом, где сверкали скульптуры великого Скопаса и хранились несметные сокровища Азии. Здесь бушевал огонь, подожжённый Геростратом ради бессмертной славы (и добившимся своего, хоть и ценой казни). Здесь Александр Македонский предлагал отстроить святилище заново, но гордые эфесцы отказали ему. От мыслей захватывает дуз, что моя тень легла на землю, которая помнит блистательное Чудо, исчезнувшее в веках — и от этого мурашки бегут по коже, сквозь всю жару и шум толпы позади.

О моем путешествии к сохранившемуся чуду света вы можете прочитать здесь: