Солнце палило, когда я шагнул на мраморную улицу древнего Эфеса. Воздух дрожал от жары, а вокруг – настоящий Вавилон! Толпы туристов сплошным, шумным потоком текли по главной артерии, Куретовой улице.
Казалось, все средиземноморские круизы высадили свой десант именно здесь и сейчас.
Сфотографировать что-либо без чьей-то головы в кадре или другой части тела, стало квестом невозможного уровня. Мечты о тихом созерцании рухнули под натиском экскурсионных групп с разноцветными зонтиками гидов.
Но даже этот людской муравейник не мог полностью убить ощущение масштаба. Вот он – Большой театр.
Я застыл у его подножия. 52 ряда ступеней, вздымающиеся к самому небу! Представил, как 24 тысячи зрителей ревут на гладиаторских боях или слушают речи апостола Павла.
Сесть на древний камень, закрыть глаза от солнца (и отчасти от толпы) и попытаться услышать эхо аплодисментов...
Это удалось. На мгновение. Пока рядом кто-то громко не спросил: "Эээ, Вася, а где тут туалеты римские?"
И тут мой взгляд уперся в Библиотеку Цельса.
Она царит над всем. Ее величественный фасад, даже отреставрированный, подавляет.
Два этажа колонн, ниши со статуями – Мудрость, Добродетель... Думал, будет меньше. Ошибся. Она монументальна. Представил ученых мужей, перешептывающихся в тени ее залов, тысячи свитков на полках... Но очередь желающих сделать "эффектное" фото на ее фоне снова вернула в реальность. Увы, погружение рваное, как старый пергамент.
Сама Куретова улица – музей под открытым небом. Идешь по мраморным плитам, отполированным миллионами ног за две тысячи лет.
Видишь глубокие колеи от повозок! Вот следы былого величия: остовы фонтанов , барельефы на храме Адриана (крылатые Горгоны до сих пор страшны), колонны бань Схоластики.
Каждый камень – история. Но...
И вот это "но" не давало покоя. Руины. Очевидные, грандиозные. Но местами... чувствовалась рука реставратора.
Не археолога-аскета, а скорее увлеченного ребенка с конструктором "Лего Античность". "Вот лежали колонны – поставим их вертикально! Красиво? Красиво!
А кусок архитрава куда приткнуть? Да вот сюда, примерно, кажется, он тут был... Ну или где-то рядом. Главное, чтобы стояло!"
Некоторые "восстановленные" участки стен выглядели как заплатки из нового камня, грубо прилаженные к древним. Терялась магия подлинности. Где грань между тем, что пережило века, и тем, что собрали вчера? Этот "новодельный" оттенок немного выдергивал из прошлого.
Разрушения колоссальные. Целые кварталы – лишь фундаменты да груды камня. Террасные дома (я заглянул) – лабиринт комнат без крыш, с остатками фресок и мозаик за стеклом. Интересно?
Безусловно. Но целостной картины города не складывается.
Воображению приходится работать на износ, склеивая обломки в здания.
И все же... Когда удавалось отойти в сторонку, прижаться к тени стены и отфильтровать шум толпы, проблески прошлого пробивались.
Вот эта выщербленная ступенька – по ней ступала нога римского сенатора? А по этим колеям везли товары в порт, который теперь в 6 км отсюда? Мини-озарения случались.
Спасением стали "ожившие тени". У театра как раз начиналось театрализованное представление!
Несколько актеров в стилизованных (не без условностей, конечно) туниках разыграли сценку – то ли спор философов, то ли объявление глашатая. Гремели их голоса, эхом отражаясь от древних камней. Вот оно! Миг, когда прошлое перестало быть картинкой в учебнике. Когда эти стены, пусть и частично "собранные как Лего", наполнились голосами и движением.
На несколько минут толпа затихла, завороженная. И я вместе с ними. Поймал этот мимолетный дух Эфеса.
Уезжал я с двойственным чувством. Да, толпы бесят. Да, местами реставрация вызывает вопросы. Да, разрушений много, и целостность – в воображении. Но. Театр потряс. Библиотека впечатлила. Улица заставила думать о тысячах ног, прошедших по ней. А эти актеры... они дали ключ. Эфес не просто руины. Это грандиозная декорация, ждущая, чтобы мы наполнили ее своими историями и воображением. И ради этих моментов прорыва сквозь время – стоит терпеть и жару, и очереди, и даже слишком усердных реставраторов. Это путешествие не в идеальную древность, а в мощь человеческой истории, пусть и увиденную сквозь призму современного туризма.
P.S. Кстати, именно здесь вздымалось к небу одно из Семи Чудес Древнего Мира — легендарный Храм Артемиды Эфесской. Моя нога ступила по той самой земле, где 2 500 лет назад возвышались 127 мраморных колонн высотой с шестиэтажный дом, где сверкали скульптуры великого Скопаса и хранились несметные сокровища Азии. Здесь бушевал огонь, подожжённый Геростратом ради бессмертной славы (и добившимся своего, хоть и ценой казни). Здесь Александр Македонский предлагал отстроить святилище заново, но гордые эфесцы отказали ему. От мыслей захватывает дуз, что моя тень легла на землю, которая помнит блистательное Чудо, исчезнувшее в веках — и от этого мурашки бегут по коже, сквозь всю жару и шум толпы позади.
О моем путешествии к сохранившемуся чуду света вы можете прочитать здесь: