Найти в Дзене
Евгений Трифонов

Кто стоит за покушением на кандидата в президенты Колумбии?

Колумбийский сенатор Мигель Урибе Турбай, кандидат в президенты от партии «Демократический центр», был тяжело ранен в результате покушения во время предвыборного мероприятия в Боготе. Урибе – правый политик, поддерживаемый однофамильцем, экс-президентом Альваро Урибе. Во время его правления в 2002-10 гг. армия нанесла стратегическое поражение повстанческим Революционным вооружённым силам (ФАРК) и Армии национального освобождения (АНО), одновременно разгромив наркокартели и ультраправые Объединённые силы самообороны (ОССК). В 2010 г. перед Колумбией, впервые с начала Первой гражданской войны, или «Виоленсии» («Насилия») в 1948 г., забрезжила перспектива мира.

Мигель Урибе Турбай
Мигель Урибе Турбай

Она не была реализована из-за того, что преемник Альваро Урибе Мануэль Сантос решил закончить войну «красиво», заключив мир с почти добитыми повстанцами и наркокартелями. Прекращение военных усилий дало повстанцам и бандитам (что в условиях Колумбии одно и то же) длительную передышку, в ходе которой они частично восстановили свои силы. ФАРК в 2016 г. подписала соглашение о мире, но значительная часть её отрядов отказалась сделать это, и сформировала т.н. «диссидентские» фракции ФАРК. АНО вообще вышла из режима перемирия, а ОССК преобразовалась в криминальный «Клан Залива», хотя позиционирует себя как политическое Гайтанистское движение с неопределённо-левой программой.

За время мира, оказавшегося весьма условным, повстанцы наладили тесные контакты с мексиканскими наркокартелями, и в настоящее время, отбросив все разговоры о мире, ведут войну, будучи более сильными, чем их предшественники в 2002 г., перед началом наступления армии Урибе.

Урибе-младший выступал как преемник Урибе-старшего, и обещал возобновить войну с повстанцами и бандитами. Сама история семьи энергичного 39-летнего кандидата заставляет поверить в то, что он обрушится на врагов всеми силами, и преступникам и террористам придётся вновь скрываться в горах и лесах от военных самолётов, вертолётов и БПЛА.

Дед кандидата Хулио Сесар Турбай Айяла, потомок иммигрантов из Ливана, был президентом Колумбии в 1978-82 гг. от Либеральной партии. Во время его правления страна достигла самого высокого роста ВВП за её историю – 8,5% в год. Действовавшим в то время партизанским группировкам армия нанесла серию тяжёлых поражений, и к концу правления Турбая разведка насчитала всего 1812 боевиков во всех повстанческих организациях (ФАРК, АНО, Народно-освободительная армия и «Движение 19 апреля», или М-19). Боевики М-19, в рядах которой в то время состоял действующий президент Колумбии Густаво Петро, покушались на жизнь Турбая, но безуспешно.

Жертвой терроризма стала дочь Турбая Айялы Диана Турбай. В августе 1990 г. Диана отправилась на интервью с лидером АНО, известным как «Кура Перес», в горах департамента Антьокия. Интервью оказалось ловушкой: Диану встретили не повстанцы, а бандиты Пабло Эскобара, похищавшие известных граждан, чтобы заставить правительство прекратить выдачу преступников США, чего Эскобар боялся больше всего.

Договориться с похитителями не удавалось, хотя Диана добилась освобождения оператора своей группы Ричарда Бесерру. В январе 1991 г. полиция предприняла плохо организованную попытку освободить заложницу, и в ходе завязавшейся перестрелки она была смертельно ранена.

Памятник Диане Турбай
Памятник Диане Турбай

Её смерть описана в романе Габриэля Гарсиа Маркеса «Новости о похищении».

Мигель Урибе в октябре 2024 г. объявил о своём выдвижении на пост президента на том месте, где была убита его мать, сказав, что её смерть повлияла на всю его жизнь.

Таким образом, повстанцы и наркокартели прекрасно понимают, что их ждёт в случае победы Урибе.

В Урибе стрелял 15-летний парнишка, не имеющий никакого отношения к кандидату; наём несовершеннолетних – обычное дело для колумбийских бандитов и наркоповстанцев. Камера засняла покушавшегося буквально за несколько минут до выстрелов – с ним разговаривала взрослая женщина, опознать которую пока не удалось. Но в любом случае стрелок действовал не по собственной инициативе.

Преступный мир, включая его политически окрашенную часть, вполне устраивает действующий президент Петро – бывший повстанец, позволивший картелям и повстанцам восстановить свои силы. И их решительно не устраивает в качестве главы государства внук президента, почти раздавившего повстанческое движение, сын убитой матери (не будем забывать, что в 1990-91 гг. Эскобар тесно сотрудничал с ФАРК) и преемник однофамильца, поставившего террористов и бандитов на грань уничтожения.

Повстанцы и террористы в Колумбии привыкли вести предвыборную кампанию на собственный манер: в 1980-90-х гг. по меньшей мере пять кандидатов в президенты были убиты наркокартелями, военизированными формированиями или политическими оппонентами.

Читайте новости на телеграм-канале "Патагонский казакъ" https://t.me/patagonez