Инновации в области технологий очистки воды, достойные
финансовые условия, обучение и карьерный рост для сотрудников,
современное оборудование, научное взаимодействие — обо всех сторонах
жизни предприятия Xenozone рассказывает Анна Казакевич, руководитель конструкторского отдела и ведущий инженер-конструктор.
– Какие прогрессивные методы очистки воды существуют сейчас?
– Наша гордость – масштабная система Xenozone Scout для больших бассейнов
и аквапарков. Scout предполагает комбинированную обработку воды
озоном, ультрафиолетом и активными частицами – OH-радикалами, которые
образуются при взаимодействии озона и ультрафиолета. Главное
преимущество этих систем – эффективное обеззараживание воды, разрушение
органических примесей и побочных продуктов хлорирования. А побочные
продукты это как раз те соединения, с которыми связаны все негативные
последствия использования хлора для обеззараживания воды.
В конце апреля 2025 года Xenozone получил патент на новое решение для
очистки воды на основе технологии электрофотокатализа. Сейчас она
проходит тестирование и, надеюсь, станет прорывной.
Если углубиться в историю предприятия, то в 2008 году наша компания
запатентовала свою первую систему для очищения воды с помощью озона.
Ксеноновые лампы, которые использовались в этих установках для выработки
озона, и дали имя компании.
Мы также выпускаем установки обеззараживания воды
ультрафиолетовым излучением – они давно и широко применяются во всём
мире для обработки не только бассейнов, но и питьевой воды, сточных вод.
Помимо стандартных систем, которые мы выпускаем с 2008 года, в 2022-м
мы создали компактную ультрафиолетовую установку с лампами среднего
давления. Это оборудование востребовано для обработки воды бассейнов.
До 2022 года на рынке присутствовали только системы иностранного
производства – мы стали первым российским производителем, полностью
локализовавшим производство.
– Сколько человек работает на предприятии, которое выпускает такое сложное современное оборудование?
– Сейчас около 70. Это в два раза больше, чем 4 года
назад. Производство быстро развивается, его площадь увеличилась с 400
до 800 м² и будет расти. Завод находится на территории Физического
института имени П.Н. Лебедева. Это здание советской постройки
с шестиметровыми потолками, так что будем делать антресоль, где
разместим дополнительные офисные помещения и места хранения готовой
продукции.
– Какое оборудование используется на производстве?
– За последние 5 лет у нас полностью сменился производственный парк. Раньше детали изготавливались на универсальных токарных станках. Как они выглядят, можно увидеть в старых советских фильмах. Теперь у нас пять современных токарных станков с ЧПУ, четырёхкоординатный фрезерный станок, гидравлический пресс, цех 3D-печати с промышленными 3D-принтерами.
Современное оборудование существенно увеличивает скорость производства: на станке с ЧПУ – в 2 раза. Достаточно написать программу и дальше только следить, как агрегат сам вытачивает деталь по заданным параметрам.
Новый гидравлический пресс делает одну деталь
за 3–5 минут, тогда как раньше её производили в несколько этапов
на разном оборудовании.
Полностью от универсальных станков мы не отказались: есть сложные
узлы, для которых трудно написать программу. А в некоторых процессах
наивысшего качества можно добиться только вручную, например в полировке.
К степени шероховатости поверхности наших изделий, которые
устанавливаются непосредственно в чаше бассейна, предъявляются особые
требования. Они должны быть очищены от мельчайших заусенцев, острые
кромки исключены, ведь с ними могут контактировать люди и особенно дети.
Но не только безопасность имеет значение. Все лицевые детали элементов чаши бассейна имеют зеркальную поверхность. В бассейне должно быть не только безопасно, но и красиво! Для таких элементов, например, как декоративный водопад, который является центром интерьера бассейна и точкой притяжения посетителей, качество полировки критично.
Xenozone, пожалуй, единственное предприятие в нашей области, которое
применяет ручную полировку. Это трудозатратно, зато в наши изделия можно смотреться как в зеркало.
Система обучения на производстве решила проблему дефицита кадров
– Как вы находите нужных специалистов?
– Долгое время мы испытывали кадровый голод, особенно в рабочих специальностях. Поэтому решили обучать непосредственно на производстве. К каждому сотруднику, который хочет у нас работать, прикрепляем наставника. Три месяца, а если надо, и больше он работает бок о бок с новичком, учит, опекает, помогает.
Сейчас внедряем систему обучения на интернет-платформе. Самостоятельно создаём тексты и снимаем видеоролики о том, чему хотим научить своих
сотрудников.
Наш основной кадровый актив сейчас – это студенты. Начальник производства выступает с лекциями в колледжах и приглашает на работу в Xenozone. Сегодня на станках с ЧПУ работают пять студентов. Все они официально оформлены, им предоставляются академические отпуска для сдачи экзаменов. Мы помогаем им в написании диплома. Многие после окончания учёбы остаются работать у нас и растут в компании.
– Есть такие примеры?
– Есть, и довольно много. Недавно в конструкторский отдел пришла девушка – графический дизайнер, которая всегда мечтала стать инженером. Мы сами обучили её на инженера-техника. Теперь она за счёт компании учится на инженера-конструктора.
Другой пример: молодой человек пришёл в компанию слесарем. Через несколько лет его повысили до инженера – наладчика производственного оборудования, а после обучения, которое оплатила компания, он стал
инженером-технологом.
Xenozone инвестирует в сотрудников – это редкий случай для относительно небольшой производственной компании. Я сама проходила обучение, и в нашей группе лишь половина училась за счёт работодателя, остальные оплачивали обучение самостоятельно.
Руководство компании также много внимания уделяет совершенствованию управленческих навыков. Например, недавно мы прошли курс по бережливому производству, научились анализировать производственный процесс, находить в нём изъяны и исправлять их. Регулярно проводятся тренинги по развитию управленческих компетенций для руководителей всех уровней: по коммуникациям, мотивации сотрудников, оперативному планированию и контролю.
– Как удаётся удерживать персонал?
– Сотрудник будет работать в компании, если его личные ценности совпадают с ценностями компании. В нашем коллективе принято общаться друг с другом дружелюбно, уважительно, с чувством юмора. Когда ты работаешь в такой атмосфере, то не хочется никуда уходить.
Мы стараемся создавать комфортные условия труда. В помещениях всегда свежий ремонт, а в прошлом году введено бесплатное питание.
Руководство оказывает всестороннюю поддержку сотрудникам. На моей памяти не раз было, когда человеку материально помогали в трудной ситуации или, например, выделяли транспорт для переезда. Здесь люди чувствуют, что их не бросят. Если возникают какие-то сложности, в нашем HR-отделе не отнесутся к этому равнодушно: поговорят по душам, выяснят, что не так. Людям важно, когда их слышат.
Мы, инженеры, регулярно посещаем производство, интересуемся, как работают сотрудники, выслушиваем их пожелания.
Зарплаты и премии
– Завод расположен за МКАД. Уровень зарплат соответствует московскому или области?
– Зарплаты полностью соответствуют московскому рынку труда. За этим специально следит наш финансовый отдел. Xenozone – редкая компания, которая ежегодно выплачивает 13-ю зарплату.
Специальное подразделение выделяет премии за инновации. Для этого не обязательно изобрести что-то масштабное – достаточно придумать, как улучшить рабочий процесс. Например, в цехе сборки электрооборудования хранение кабелей было не организовано, провода лежали на полу – сотрудник предложил конструкцию стойки, на которую можно повесить мотки проводов. Порядка стало гораздо больше. Компания оплатила изготовление стойки, а сотрудник получил премию за идею.
Или другой пример: сотрудник, который работает на станке с ЧПУ, придумал систему смены смазочно-охлаждающей жидкости (СОЖ). Она необходима для работы металлорежущего оборудования. Раньше всё делалось вручную: открывался вентиль, отработанная жидкость сливалась в одно ведро, потом – в другое, по пути расплёскивалась. А он придумал подключить насос, который автоматически откачивает СОЖ. Дело пошло гораздо быстрее и аккуратнее. В итоге затраты времени на обслуживание станка сократились, а на участке порядок.
Материальное поощрение подстёгивает творческую мысль, а в некоторых людях даже открывает изобретательскую жилку. Например, наш инженер-технолог тот самый, кто пришёл в компанию простым слесарем, предложил использовать абсолютно новый материал в производстве. Он придумал способ его обработки и создал технологию изготовления изделий из него. Сейчас в конструкторском отделе отрабатывают эту идею.
– Какие у компании планы на будущее?
– Стать производителем № 1 на российском рынке. Мы ежегодно анализируем тенденции рынка и понимаем, что можем продать больше. Для этого нам нужно расширять производство, думать о собственном здании.
В развитии предприятию помогает Департамент инвестиционной и промышленной политики Москвы. Часть средств на новое оборудование, о котором я рассказывала, компании компенсировали из бюджета города. Это большое подспорье, ведь станки дорогие. Радует, что все они российского производства и нет проблем с их приобретением и обслуживанием.
Чтобы стать первым, нужно быть лучшим. В 2021 году мы внедрили в компании систему менеджмента качества по стандарту ISO 90001:2015. С тех пор ежегодно проходим аудит системы, чтобы подтвердить свой сертификат ISO по международному стандарту управления качеством.
Компания состоит в Совете молодых учёных Троицка, ИНТЦ МГУ «Воробьёвы горы». Мы постоянно обмениваемся опытом с другими производителями и научными организациями. Мы ищем новые технологии и подходы, которые сделают системы очистки воды ещё эффективнее, безопаснее и экономичнее. Ведь это не просто инженерное оборудование – это здоровье людей, качество их жизни.
О технологиях, событиях и людях большого города читайте на сайте Москва промышленная.