К тому моменту, когда Севастопольская крепость начала "одеваться в бетон", единственными приборами, используемыми в артиллерии были дальномеры. В основе всех угломеров-дальномеров (Давыдова, Прищепенко, де-Шарьера, Петрушевского, Лауница) лежал один принцип - транспортир, снабжённый зрительной трубой и линейками. Везде царила геометрия.
Ежели мы пройдемся по царским батареям, то на их флангах (и не только там) мы найдем остатки интересных павильонов, самых разных размеров.
Да и назначение у них тоже разное. Общим для них является то, что, как правило, строились он для приборов управления огнем. Каких?
Начнем с самых маленьких павильончиков, располагавшихся на флангах некоторых батарей. Это павильоны для вертикально-базного дальномера системы капитана Прищепенко. Первый, действительно, рабочий дальномер создал в 1878 году А.П.Давыдов. Ценность этого прибора заключалась в его способности автоматически определять упреждение при движении цели. Тем не менее прибор так и не приняли на вооружение. В 1881 году на вооружение был принят дальномер системы капитана Прищепенко.
Вертикально-внешнебазисные дальномеры (в России их представителями являлись системы капитана Прищепенко) имели достаточно простой принцип: их базой являлась высота расположения прибора над уровнем моря.
Прибор представлял собой транспортир, снабжённый зрительной трубой, засекающей и вспомогательными линейками. Для измерения расстояний использовался геометрический метод: по известной стороне и двум углам определялась высота равнобедренного треугольника, по параметрам которого рассчитывалось расстояние. Возвышенный берег в районе Севастополя, позволял использовать эти дальномеры на батареях.
Иногда павильоны имели бетонный стол для установки прибора. Ну и уточняя ранее выданную информацию: принято писать, что на 10 батарее стояли микрометры Люжойля-Мякишева. Повторил эту информацию и я, доверяя "авторитетам". Докопавшись до нужных документов, уточняю: и на 9-й и на 10-й батарее стояли дальномеры системы капитана Прищепенко, но в качестве вспомогательных средств с 1898 года, действительно, использовались микрометры Люжойля-Мякишева, но сказать, что они "стояли"... ну, это не совсем корректно. Даже в исходном своём виде, микрометр конструкции Люжоля, первым поступивший на вооружение Русского Императорского флота в 1882-м году, был достаточно лёгким и компактным, чтобы пользоваться им с рук.
Принцип работы микрометра основан на совмещении изображений, полученных через две линзы-полуобъектива прибора. Конструкция микрометра Люжойля проста: линза-объектив разделён надвое по вертикали и помещён в две отдельные оправы. Одна из оправ закреплена неподвижно, вторая может наклоняться. Каждая из половинок линзы даёт полное изображение предмета, но пока они находятся в одинаковом положении, оператор видит лишь одно изображение — оно накладывается друг на друга. Чтобы получить два изображения, стоящие прямо друг над другом, оператор сдвигает линзу до тех пор, пока не достигнет нужного положения. Зная высоту объекта (например, до верхушек мачт или труб корабля) и измерив угол зрения, можно рассчитать расстояние до наблюдаемого объекта. Также, при известной дистанции, можно измерить высоту предмета. Но прибор требовал необходимоти работать таблицами.
Этот недостаток был устранён офицером царского флота Мякишевым, доработавшим прибор в 1898-м году установкой барабана со связанными шкалами дальностей и размеров. Теперь, при измерении, оператор микрометра сразу видел и расстояние до цели, не тратя времени на таблицы. Также, при известной дистанции, возможно было измерить высоту наблюдаемого предмета. Несмотря на некоторое усложнение конструкции, микрометр остался компактным и лёгким, ручным, по корабельным меркам, прибором.
В микрометре Мякишева оператор сразу видел и расстояние до цели, и высоту предмета, не тратя время на расчёты.
Это то, что касается приборов управления стрельбой самих батарей.
Что касаемо групп батарей, то здеь в 19 веке ипользовался метод генерала Петрушевского. Дальномер был изобретён в 60-х годах XIX века. Принцип работы дальномера-индикатора Василия Фомича Петрушевского достаточно прост и основан на определении углов направления на цель, измеренных из двух точек. Далее, идет чистая геометрия. Изначально он назывался горизонтально-базовым и позволял лишь примерно определить расстояние от берега до кораблей. Данные с одного индикторного поста передавались на второй, главный пост, расположенный в 800-1500 метрах с помощью оптического телеграфа, который потом был заменен на телефон. Кто-то пишет о переговорных трубах, но... сомнительно, чтобы переговорные трубы были эффективны на таких расстояниях. Изначально, расчеты велись вручную, передавались на все береговые батареи, где были свои переводные таблицы для данных, передаваемый с центрального группового поста.
Впоследствии, генерал Петрушевский модифицировал прибор, перенеся часть расчётов на механический арифмометр.
Дабы не повторять написанное ранее приведу страницы из монографии бывшего царского генерала Давида Евстафьевича Козловского, который в 1946 году стал членом-корреспондентом Академии артиллерийских наук.
Но это все конец 19-го века. Потом появились всякие Шмидты фондер Лауницы и де Шарьеры, но о них в следующей статье.