Найти в Дзене
Театр им.К.Тинчурина

«Из декораций – пять столбов, деревянный настил, стена с дверьми и повозка в глубине сцены. Они не меняются на протяжении всего...»

Рецензия участницы проекта «Школа журналистики» Каролины Жировой на спектакль «Туган-тумача» («Родные люди»). В сентябре 2024 года театр им. Карима Тинчурина представил зрителям вторую премьеру сезона – спектакль в жанре мелодрама «Туган-тумача» («Родные люди»). Режиссером-постановщиком и автором пьесы, по которой был поставлен спектакль, выступил художественный руководитель театра кукол «Экият» и Татарского государственного Академического театра им. Г. Камала Ильгиз Зайниев. Само произведение было написано на основе воспоминаний бабушки самого драматурга и отражает жизнь и быт деревенских людей в 1950-1970-х годах. «Туган-тумача» – постановка о простых человеческих радостях и одновременно о тяжелых судьбах людей, живших в послевоенное время. В деревнях и селах многим приходилось работать не покладая рук, чтобы прокормить семьи, а на улицах было небезопасно из-за случайных конфликтов и разборок мужчин, которые часто доходили до рукоприкладства и даже поножовщины. Несмотря на все это, л

Рецензия участницы проекта «Школа журналистики» Каролины Жировой на спектакль «Туган-тумача» («Родные люди»).

В сентябре 2024 года театр им. Карима Тинчурина представил зрителям вторую премьеру сезона – спектакль в жанре мелодрама «Туган-тумача» («Родные люди»). Режиссером-постановщиком и автором пьесы, по которой был поставлен спектакль, выступил художественный руководитель театра кукол «Экият» и Татарского государственного Академического театра им. Г. Камала Ильгиз Зайниев. Само произведение было написано на основе воспоминаний бабушки самого драматурга и отражает жизнь и быт деревенских людей в 1950-1970-х годах.

«Туган-тумача» – постановка о простых человеческих радостях и одновременно о тяжелых судьбах людей, живших в послевоенное время. В деревнях и селах многим приходилось работать не покладая рук, чтобы прокормить семьи, а на улицах было небезопасно из-за случайных конфликтов и разборок мужчин, которые часто доходили до рукоприкладства и даже поножовщины. Несмотря на все это, люди старались сохранять традиции и радоваться мелочам. В местных клубах, например, устраивались концерты для жителей. Молодежь, в свою очередь, проводила вечера за играми и плясками и, конечно же, влюблялась.

Так, по сюжету молодой парень Минсабир (Артем Пискунов) влюбляется в девушку из соседней деревни – Шарифу (Резеда Саляхова). Он-то с ней и не разговаривал ни разу и имени не знал, но точно был уверен, что готов на ней жениться. В один из зимних вечеров, он встречает девушку во дворе ее дома, рассказывает о своих чувствах и предлагает сбежать к нему, чтобы пожениться. На радость Минсабиру, чувства оказались взаимны, и вот они уже с размахом празднуют свадьбу со всей родней.

Спустя несколько лет они уже ведут свое хозяйство, растят троих сыновей, и, кажется, живут счастливую семейную жизнь, полную любви и взаимопонимания. Однако судьба подготовила для их семьи сложное жизненное испытание, которое полностью меняет настроение спектакля.

Из декораций – пять столбов, деревянный настил, стена с дверьми и повозка в глубине сцены (художник-постановщик – Булат Ибрагимов). Они не меняются на протяжении всего спектакля, но меняется их назначение: в одном случае – показывают дом, в другом –улицу или двор. Практически всегда свет на сцене теплый и мягкий (художник по свету — Ильдар Шакиров). Такое освещение вызывает чувство тепла и уюта. Лишь в эмоциональные моменты постановки он меняется на более яркий и контрастный. Стоит похвалить работу хореографа (Салима Аминова) – танцевальные движения, поставленные ею, выглядят по-хорошему просто и соответствуют танцам обычных деревенских жителей, которые двигаются как могут, но с душой и эмоциями. Также хорошо подобраны костюмы. Простые аккуратные платья, платки и телогрейки – точно передают тот период времени.

В спектакле поднимается тема нелегкой судьбы советской женщины. Многие из них были вынуждены нести на своих плечах ответственность за воспитание детей, домашнее хозяйство и думать о том, чем кормить семью и где найти деньги.

-2

Затронута проблема и домашнего насилия. В одной из сцен в дом Шарифы забегает жена ее брата Саяра (Рустем Гайзуллин) Зайнап (Диляра Фаттахова) с просьбой спрятать ее от выпившего мужа, который разозлился на нее после рабочего дня и грозится побить. Только-только Шарифа прячет свою сноху в подвале, как следом за ней стучится в дом разбушевавшийся брат. Он догадывается, что жена у сестры и поэтому просит выпить, попутно рассказывая о трудностях на работе. Вдруг, все словно переводится в шутку – сестра, смеясь, выпроваживает брата, пока тот намеренно громко говорит о том, чтобы супруга его боялась. Затем он ласково называет ее «черемушкой», и жена тает и выбегает за ним, позабыв все страхи. Всё уже воспринимается как обыденность, хотя так совершенно не должно быть. Ситуация на сцене может и забавная, но, задумавшись, понимаешь, что она, к сожалению, имеет место быть и в настоящее время в нашей жизни.

-3

Спектакль «Туган-тумача» затрагивает множество социальных проблем, раскрывает характеры героев и описывает их межличностные отношения. Он привлекает своей простотой – все ситуации в нем не требуют какого-либо разбора или анализа. Советую к посещению!