Найти в Дзене
Музеи Московского Кремля

«Ритуал начинается с трапезы»: традиции китайского застолья

Система ритуалов, воплощающая суть древней китайской цивилизации, основывалась прежде всего на застольной церемонии. Обычай поклоняться предкам и духам перед едой, возникший в неолитический период, приобрел особое значение в эпохи Шан и Чжоу. От набора ритуальных сосудов до правил их использования, от видов яств до способов их приготовления, от правил, связанных с приемом пищи, до порядка размещения гостей — все подчеркивало иерархию и социальный статус участников застолий. Сосуды для омовения рук и и пань — неотъемлемая часть ранней китайской трапезной культуры. В эпохи Шан и Чжоу была распространена привычка брать пищу руками, поэтому аристократы уделяли большое внимание гигиене питания и мыли руки перед едой. И представлял собой открытую ладьевидную чашу, а пань — широкую миску. Классические тексты доциньской эпохи содержат подробные правила застольного этикета. В древности люди строго следовали ритуалам трапезы, которые отражали различия в социальном статусе и способствовали форм
Экспозиция выставки «Изысканная трапеза. История еды в древнем Китае».
Экспозиция выставки «Изысканная трапеза. История еды в древнем Китае».

Система ритуалов, воплощающая суть древней китайской цивилизации, основывалась прежде всего на застольной церемонии. Обычай поклоняться предкам и духам перед едой, возникший в неолитический период, приобрел особое значение в эпохи Шан и Чжоу. От набора ритуальных сосудов до правил их использования, от видов яств до способов их приготовления, от правил, связанных с приемом пищи, до порядка размещения гостей — все подчеркивало иерархию и социальный статус участников застолий.

Миска «пань» и сосуд «и» с чешуйчатым орнаментом «линьвэнь». Эпоха Вёсен и Осеней (770-466 гг до н.э.). Бронза. Национальный музей Китая. Фото с экспозиции выставки «Изысканная трапеза. История еды в древнем Китае» Музеев Московского Кремля.
Миска «пань» и сосуд «и» с чешуйчатым орнаментом «линьвэнь». Эпоха Вёсен и Осеней (770-466 гг до н.э.). Бронза. Национальный музей Китая. Фото с экспозиции выставки «Изысканная трапеза. История еды в древнем Китае» Музеев Московского Кремля.

Сосуды для омовения рук и и пань — неотъемлемая часть ранней китайской трапезной культуры. В эпохи Шан и Чжоу была распространена привычка брать пищу руками, поэтому аристократы уделяли большое внимание гигиене питания и мыли руки перед едой. И представлял собой открытую ладьевидную чашу, а пань — широкую миску.

Классические тексты доциньской эпохи содержат подробные правила застольного этикета. В древности люди строго следовали ритуалам трапезы, которые отражали различия в социальном статусе и способствовали формированию скромного и почтительного поведения, особенно по отношению к старшим и мудрым. Некоторые замечательные ритуалы приема пищи, такие как первенство старших за столом, должные манеры поведения за едой и правильное использование палочек, соблюдаются до сих пор.

Ножи и вилки не являются западным изобретением, китайцы начали использовать их еще в эпоху неолита. Их, как и ложки, сначала изготавливали из костей животных. В ходе раскопок археологической культуры Цзунжи в уезде Тундэ провинции Цинхай были найдены самые ранние вилки, возраст которых составляет около 5 000 лет. В доимперскую эпоху мясо считалось пищей аристократии, поэтому вилки не были широко распространены, ими пользовались только представители высших слоев общества. Обычные люди, чья пища, как правило, не содержала мяса, не нуждались в специальных приборах для его употребления. Использование вилок, в отличие от палочек и ложек, не стало устойчивой традицией.

Слева направо: чаша для вина «бэй» (1654 г.), набор палочек для еды, 5 пар (1271-1368 гг.), палочки  «куай» (1644-1911 гг.), ложка «шао» (1644-1911 гг.), черпак  «шао» (1741 г.), ложка «би» (1046-771 гг. до н.э.). Фото с экспозиции выставки «Изысканная трапеза. История еды в древнем Китае» Музеев Московского Кремля.
Слева направо: чаша для вина «бэй» (1654 г.), набор палочек для еды, 5 пар (1271-1368 гг.), палочки «куай» (1644-1911 гг.), ложка «шао» (1644-1911 гг.), черпак «шао» (1741 г.), ложка «би» (1046-771 гг. до н.э.). Фото с экспозиции выставки «Изысканная трапеза. История еды в древнем Китае» Музеев Московского Кремля.

Среди множества разнообразных столовых приборов палочки наилучшим образом отражают особенности китайской кулинарной практики. Эти инструменты, неразрывно связанные с китайской кухней, являются важным символом культуры Китая. Археологические находки свидетельствуют о том, что люди ели палочками уже около 5 000 лет назад. Их название менялось от цзя до чжу и, наконец, до современного наименования куай. С течением времени менялись форма палочек и материалы, из которых их создавали, что привело к трансформации этих приборов из грубых и тяжелых в легкие и удобные.
Основные функции палочек включают приготовление пищи и помощь в ее употреблении, но также их использовали для гадания, украшения, развития координации и интеллекта. Китай — страна с богатой культурой застольного этикета — придает большое значение символике палочек, а также правилам и запретам в их использовании.

При стремлении к гармонии цвета, аромата и вкуса пищи, формы и декора посуды люди также заботились о сочетании вкусной еды с прекрасной обстановкой: трапеза сопровождалась музыкой, танцевальными и акробатическими представлениями, что, в свою очередь, в значительной степени способствовало развитию этих искусств.

Слева направо: расписной кирпич с изображением игры «любо» (386-589 гг.), набор бирок для застольной игры «чжуанъюань» (1644-1911 гг.), статуэтки танцоров  (618-907 гг. и 202 г. - 220 г. до н.э.), кувшин для игры «тоуху» (220-280 г.). Фото с экспозиции выставки «Изысканная трапеза. История еды в древнем Китае» Музеев Московского Кремля
Слева направо: расписной кирпич с изображением игры «любо» (386-589 гг.), набор бирок для застольной игры «чжуанъюань» (1644-1911 гг.), статуэтки танцоров (618-907 гг. и 202 г. - 220 г. до н.э.), кувшин для игры «тоуху» (220-280 г.). Фото с экспозиции выставки «Изысканная трапеза. История еды в древнем Китае» Музеев Московского Кремля

Помимо песен и танцев, на банкетах также устраивались различные развлекательные мероприятия, в том числе театральные представления и застольные игры: например, тоуху («метание стрел в кувшин»), чуйвань («игра в мяч»), настольная игра «двойная шестерка» шуанлу и «винный приказ» цзюлин — игра, в которой проигравший получает «штраф» в виде внеочередной чаши вина.

Кувшин для игры «тоуху» с прорезным узором в виде дракона и тигра. Эпоха Троецарствия (220-280 гг.). Бронза. Национальный музей Китая. Фото с экспозиции выставки «Изысканная трапеза. История еды в древнем Китае» Музеев Московского Кремля.
Кувшин для игры «тоуху» с прорезным узором в виде дракона и тигра. Эпоха Троецарствия (220-280 гг.). Бронза. Национальный музей Китая. Фото с экспозиции выставки «Изысканная трапеза. История еды в древнем Китае» Музеев Московского Кремля.

Узнать больше о застольной культуре древнего Китая, посмотреть на древние памятники и окунуться в атмосферу праздничного пира в Поднебесной вы можете на выставке «Изысканная трапеза. История еды в древнем Китае». Выставка проходит до 17 августа 2025 года.

Генеральный спонсор выставки - ПАО «Транснефть».

Статья подготовлена по материалам каталога выставки «Изысканная трапеза. История еды в древнем Китае». Автор материалов: Ван Хуэй. Перевод с китайского языка: Елизавета Волчкова. Составитель каталога: Екатерина Щербина.