Найти в Дзене
Театр им.К.Тинчурина

«В рассказанную историю верится без труда. Верится, что у этих людей уже нет каких-то амбиций и надежд на светлое будущее. У них есть...»

Рецензия участницы проекта «Школа журналистики» Гузель Бархиеврй на спектакль «Туган-тумача» («Родные люди»). В театре имени Карима Тинчурина состоялась премьера спектакля, основанного на жизни реального человека. Но это не биография какого-то общественного деятеля или писателя, а история жизни обычной татарской женщины. Поставил спектакль театральный режиссер, ныне еще и художественный руководитель театра кукол «Экият» и Татарского государственного Академического театра им. Г. Камала Ильгиз Зайниев, он же написал к нему пьесу, основанную на воспоминаниях своей бабушки. Конечно, цель спектакля – рассказать не только о ее судьбе, но и отразить как жили, о чем думали и мечтали люди в середине прошлого века. 1950-е года. Татарская деревня. За окном снежный зимний вечер, а в доме на длинной лавочке сидят вплотную, смеются, играют в «колечко» и танцуют вся местная молодежь. Среди них есть гость, парень из соседней деревни Минсабир (Артём Пискунов). Мунсабиру давно приглянулась длиннокосая к

Рецензия участницы проекта «Школа журналистики» Гузель Бархиеврй на спектакль «Туган-тумача» («Родные люди»).

В театре имени Карима Тинчурина состоялась премьера спектакля, основанного на жизни реального человека. Но это не биография какого-то общественного деятеля или писателя, а история жизни обычной татарской женщины. Поставил спектакль театральный режиссер, ныне еще и художественный руководитель театра кукол «Экият» и Татарского государственного Академического театра им. Г. Камала Ильгиз Зайниев, он же написал к нему пьесу, основанную на воспоминаниях своей бабушки. Конечно, цель спектакля – рассказать не только о ее судьбе, но и отразить как жили, о чем думали и мечтали люди в середине прошлого века.

1950-е года. Татарская деревня. За окном снежный зимний вечер, а в доме на длинной лавочке сидят вплотную, смеются, играют в «колечко» и танцуют вся местная молодежь. Среди них есть гость, парень из соседней деревни Минсабир (Артём Пискунов). Мунсабиру давно приглянулась длиннокосая красавица Шарифа (Резеда Саляхова), и в этот раз он не намерен упускать свой шанс! Парень догоняет возлюбленную перед самым её домом. Под светом луны, согреваясь в робких объятиях друг друга, Минсабир и Шарифа признаются в взаимных чувствах. Хлопья снега медленно застилают всю сцену. Момент, действительно, волшебный.

Юноша сразу же предлагает девушке стать его женой. Растерянность, робость, сомнения – «А не слишком ли быстро? А отпустят ли родители?». «Тогда хочешь, я тебя украду?». У Шарифы есть пару дней на раздумья, которые мы слышим в ее монологе. Вот она скачет от счастья и предвкушения – «всё, выхожу замуж!». Затем топает ногами, накручивая по сцене круги и терзаясь в сомнениях, - «я его почти не знаю, кто в здравом уме на такое согласится?!».

Практически всю первую часть спектакля с лица зрителя не сходит улыбка, настолько приятно наблюдать за той заурядной деревенской жизнью, за переживаниями юных сердец. Веселит и умиляет даже деревенский председатель, зачитывающий на собрании выгоды от их объединения с другим колхозом. И, конечно, баян, татарские народные песни и пляски!
Хореограф Салима Аминова и композитор Ильяс Камал сделали музыкальные номера душевными и трогательными.

С начала просмотра и еще сильнее после, в моей голове «Туган-тумача»\ «Родные люди» сопоставляется с «Сүнгән йолдызлар»\ «Угасшие звезды» – постановкой в этом же театре, по пьесе самого Карима Тинчурина. Спектакль, поставленный Резедой Гариповой еще в 2013-м, до сих пор находится в репертуаре театра и работает по точно такой же формуле, передает ту же атмосферу татарской деревни.

-2

Вся первая часть наполнена народными танцами и песнями, мы наблюдаем за бытом и традициями деревни, юная искренняя любовь, трепет сердец. Всё, что происходит на сцене, так прекрасно, что не хочется, чтобы это когда-нибудь заканчивалось! Однако оно кончается и после антракта, будьте добры – готовьте носовые платки.

Вся боль людей, ставших заложниками губительных обстоятельств, будет отражаться во втором акте. И если в «Угасших звездах» после превосходного первого акта, финал показался мне слегка скомканным, то здесь развязки, как точки в этой истории вообще нет. Вторая часть спектакля это череда событий, повествующих о жизни Шарифы и ее родственников. Родители стареют, дети взрослеют. Прошлые здоровые и молодые мужчины – кто умирает, кто спивается и побивает своих жен, кто изменяет им и садятся в тюрьмы. В домах героев больше не звучат веселые песни, никто не танцует. На хрупкие женские плечи ложится, как сейчас говорят, «две смены» – и изнуряющая физическая работа, дабы хоть как-то прокормить семью и работа по дому параллельно с воспитанием нескольких детей.

Зато абсолютной находкой в спектакле Ильгиза Зайниева стало введение линии животных как полноценных героев. Спектакль из бытовой драмы становится не только стилистически интереснее, но и делает высказывание автора куда шире. Конь Монгол (Салават Хабибуллин), размышляющий о течении жизни. Корова Звёздочка (Лилия Махмутова) поучает подругу Октябрину (Сакина Минханова), как правильно нужно выполнять свои коровьи обязанности ради постройки коммунизма. А дочь Звездочки по имени Малышка (Лилия Камалиева) негодует, где обещанное мамой светлое будущее с альпийскими полями ароматных трав. Примечательно, что режиссер передал все размышления о политике в уста домашнего скота, ведь на самом деле, людям в далекой деревне до нее дела особо нет, тут со своими, не абстрактными проблемами бы справиться!

-3

Премьера получилась душещипательной. В рассказанную историю верится без труда. Верится, что у этих людей уже нет каких-то амбиций и надежд на светлое будущее. У них есть только они. Они друг другу – счастье и горе. Родные люди, соседи, друзья – это единственная возможность здесь выжить и одновременно единственный смысл не сдаваться, продолжать жить.