Найти в Дзене
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Как британская подлодка сделала снимки работающих винтов крейсера "Киев" и что с ней сейчас?

Что делают с отслужившими своё военными кораблями? Их разоружают и потом разбирают на металлолом или как говорят моряки - режут на иголки. Однако с британскими атомными подводными лодками не всё так просто. Даже первая из них, HMS Dreadnought, введённая в строй в 1963 году, а списанная в 1980, ещё цела-целёхонька. Подводные лодки хранятся на плаву в изолированном от моря бассейне. Каждые 15 лет каждая лодка заходит в сухой док для проверки и консервационных работ, если это необходимо. В настоящее время в Девонпорте находится 16 выведенных из эксплуатации атомных подводных лодок, причём 12 все еще имеют ядерное топливо на борту, а в Росайте — еще семь (включая Swiftsure ). На снимке бассейн в Девенпорте, май 2020 года. С тех пор здесь добавились ещё 5 единиц а поскольку бассейн рассчитан на 14 корпусов, то для размещения следующих, HMS Talent и Triumph пришлось выбивать специальное разрешение. В Росайте даже такое разрешение не поможет. Места нет. Поэтому наконец принялись за разделку

Что делают с отслужившими своё военными кораблями? Их разоружают и потом разбирают на металлолом или как говорят моряки - режут на иголки. Однако с британскими атомными подводными лодками не всё так просто. Даже первая из них, HMS Dreadnought, введённая в строй в 1963 году, а списанная в 1980, ещё цела-целёхонька.

Подводные лодки хранятся на плаву в изолированном от моря бассейне. Каждые 15 лет каждая лодка заходит в сухой док для проверки и консервационных работ, если это необходимо.

В настоящее время в Девонпорте находится 16 выведенных из эксплуатации атомных подводных лодок, причём 12 все еще имеют ядерное топливо на борту, а в Росайте — еще семь (включая Swiftsure ). На снимке бассейн в Девенпорте, май 2020 года. С тех пор здесь добавились ещё 5 единиц

а поскольку бассейн рассчитан на 14 корпусов, то для размещения следующих, HMS Talent и Triumph

-2

пришлось выбивать специальное разрешение. В Росайте даже такое разрешение не поможет. Места нет.

Поэтому наконец принялись за разделку первой, и это именно Swiftsure. До 90 процентов Swiftsure (по общему весу) будет переработано, причем по крайней мере часть высококачественной стали пойдёт на компоненты для будущих подводных лодок Королевского флота. На снимке подъём отрезанного ограждения рубки.

-3

Эта лодка в дни своей молодости прославилась тем, что в 1977 году смогла подобраться под наш авианесущий крейсер "Киев" и сделать снимки его работающих винтов и рулей.

"Киев" - нигде и никогда не создававшаяся помесь авианосца, ракетного крейсера и противолодочного корабля, вызывал острый интерес у вероятного противника

-4

Учения SEVER-77 длились с 14 по 22 апреля 1977 года. Головным кораблем учений был «Киев», который все еще считался новым, вступившим в строй всего два года назад; экипаж продолжал осваивать все сложные системы на борту.

Мощное охранение авианосца составляли БПК проекта 1134-А «Адмирал Нахимов», «Маршал Тимошенко» и «Адмирал Исаков» и БПК 61 проекта «Смышленый».

Вскоре после обнаружения советских надводных кораблей, участвовавших в учениях, Swiftsure под командованием Джона Спеллера получил приказ записать акустическую сигнатуру Киева и собрать другие разведданные

-5

Поскольку у каждого корабля есть своя собственная специфическая звуковая сигнатура, которую может распознать обученный оператор гидролокатора, сигнатура Киева была очень важной частью информации, которая позволила бы Королевскому флоту и его союзникам в будущем распознавать авианосец гораздо быстрее и надежнее.

Спеллер приказал Swiftsure медленно и осторожно приближаться к Киеву с кормы, скрываясь в его огромном следе и в полной мере используя слепую зону гидролокационных систем авианосца. Пост управления Swiftsure

-6

Чтобы приблизиться к огромному кораблю противника (!), требовались стальные нервы, координация и концентрация каждого человека на борту Swiftsure. Фаза подхода заняла несколько изнурительных часов и должна была быть выполнена без ошибок — обнаружение подлодки Королевского флота в такой непосредственной близости от советского крупного корабля наверняка спровоцировало бы крупный инцидент.

Проведя несколько часов в глубине и тщательно корректируя свое положение относительно авианосца, Swiftsure медленно начал подъем с перископом, поднятым для наблюдения за процедурой. Наконец, экипаж смог увидеть, как огромные винты крейсера вспенивают воду — перископ теперь находился всего в нескольких метрах от поверхности океана и всего в 3-3,5 метрах от корпуса «Киева»

-7

Находиться так близко к движущемуся крупному кораблю водоизмещением около 42 000 тонн на подводной лодке водоизмещением 4500 тонн было чрезвычайно опасно. Внезапное изменение курса крейсером могло вызвать столкновение или подвергнуть почти всплывшую подводную лодку воздействию патрулирующих вертолетов или самолетов ПЛО.

Swiftsure , однако, осталась незамеченной и начала записывать акустические данные. Помимо этой разведывательной информации, подлодка также смогла сделать крупные планы формы корпуса, руля и винтов «Киева» — бесценные данные, позволяющие Королевскому флоту и западным экспертам лучше проанализировать эффективность крейсера

-8

После того, как все важные записи и фотографии были собраны, Swiftsure начала медленно погружаться обратно в глубину, оставив крупный корабль Северного флота и его устрашающий эскорт не подозревающими, что за ними только что мастерски и скрытно шпионили.

Командир подлодки Джон Спеллер позже получил небольшую модель винтов «Киева» в память об этой невероятной миссии и ее результатах

-9

P.S. Хотелось бы выразить благодарность тем, кто воспользовался кнопкой "Поддержать". Приятно сознавать, что твой труд всё-таки ценится.

........................................................................................................................................................................

Полное оглавление журнала

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 1

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 2

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 3

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 4