Найти в Дзене
Свободная Пресса

"Строите за бюджетные деньги - покупайте нашу технику!". "Урал" понял, что не тянет конкуренции с китайскими грузовиками и пошел с козырей

Оглавление

Некоторое время назад в Совете Федерации случилось то, чего многие боялись. Тарас Шевченко из миасского "Урала" взял и предложил то, о чём думали, но вслух не говорили. Мол, хватит этой рыночной демократии - пора заставить дорожников покупать только нашу технику. По госконтрактам, понятное дело.

Идея простая до безобразия: работаешь на дорогах за государственные деньги - изволь покупать российские машины. Не хочешь - проваливай с рынка. Красиво звучит в духе времени, но за патриотической риторикой просвечивает банальное желание продать больше грузовиков.

Цифры вроде неплохие, но что-то не так

"Урал" в прошлом году работал не хуже других. Больше 70 машин в день с конвейера, выручка подросла на четверть, инвестиции рекордные - 12,5 миллиарда вложили. Есть чем гордиться.

Только вот вопрос: если дела идут так хорошо, зачем городить огород с принуждением? Или всё-таки не так радужно, как в отчётах написано? Конкуренция с китайцами кусается - это да. Их грузовики и дешевле, и надёжнее часто бывают.

Планы наполеоновские, реальность земная

Завод собирается новый конвейер запустить - 5500 машин в год будет выдавать. Хорошее дело, Минпромторг даже денег дал. Но тут загвоздка: кому столько машин продавать? Вот и появляются идеи про обязательные закупки.

Логика железная: построили мощности - нужен гарантированный сбыт. А что может быть надёжнее государственного принуждения? Рынок штука капризная, а указ сверху - это святое.

Покупатели молчат, но красноречиво

Попробовали журналисты выяснить, что думают дорожные подрядчики. Те в ответ - тишина. Оно и понятно: в регионе коррупционные дела разматывают, кого-то уже посадили. В такой обстановке лишний раз светиться никому не хочется.

Но один предприниматель всё-таки проговорился: "Урал" машина хорошая, но для дорожного строительства не очень. Коротко и ясно. Видимо, знает, о чём говорит.

Техника против лозунгов

Другой бизнесмен, бывший силовик, вообще без обиняков высказался. Говорит, полная ерунда эти требования использовать только российскую технику. И объясняет почему: фрезы для асфальта только немцы и китайцы делают, наших нет. Погрузчики тоже все импортные. А сезонные бригады с юга вообще на китайских грузовиках работают - те и грузят больше, и ломаются реже.

Получается, хотим бороться с импортом, а сами от него зависим по полной программе. Даже запчасти к нашим машинам часто из Китая везём.

Перевозчики не в восторге

Максим Фокин из объединения перевозчиков прямо сказал: запретами ситуацию не исправишь. Люди считают свои деньги, выбирают то, что выгоднее. А наша техника пока проигрывает.

И правда, зачем покупать дорогое и менее надёжное, если есть альтернатива? Бизнес есть бизнес, сантименты тут не работают.

Эксперты разделились

Александр Юрин из общественной организации "Комитет народного контроля" попытался взвесить все "за" и "против".

  • С одной стороны, поддержка отечественного производителя - дело нужное.
  • С другой, самый простой способ - не всегда лучший.

Когда производителю гарантируют сбыт, у него пропадает стимул совершенствоваться. Зачем стараться, если и так купят? А потребители остаются без выбора.

Планы или рынок - третьего не дано

Вся эта история поднимает серьёзный вопрос: если мы отказываемся от рыночных механизмов, может, пора возвращаться к плановой экономике?

Но тогда и "Урал" логично было бы обратно государству передать. А то получается странно: завод частный, а продажи государство должно обеспечивать.

Кстати, в 2023 году "Урал" как раз к частникам перешёл. Теперь им управляет команда во главе с Павлом Яковлевым. И вот эти самые частники требуют от государства гарантированного рынка сбыта.

Целый комплекс мер

Шевченко не ограничился одними обязательными закупками. Ещё предлагает налог на старые машины поднять и регистрацию древних грузовиков запретить. Плюс денег из бюджета больше просит - не 2 миллиарда, а 5.

Видите, как красиво: спрос создали, старых конкурентов убрали, денег прибавили. Остаётся только покупателей заставить - и можно праздновать победу.

А что скажет ФАС?

Интересно, как на всё это смотрит антимонопольная служба? Прямое ограничение конкуренции через обязательные закупки - это серьёзное нарушение. Но пока официально никто не высказывался.

  • Возможно, все ждут, чем дело кончится. А может, считают, что в нынешних условиях можно и глаза закрыть.

Есть ли другой путь?

Нормальный производитель в такой ситуации занялся бы улучшением продукции. Модернизировал модели, повысил качество, развил сервис.

Это долго, дорого и без гарантий. Зато честно.

Административные меры кажутся проще и быстрее. Написал бумажку, поставил подпись — и дело в шляпе. Только рынок такие фокусы не прощает. Рано или поздно всё равно придётся конкурировать по-настоящему.

Что в итоге?

История с "Уралом" показывает классическую российскую проблему: вместо честной конкуренции ищем административные способы решения. Хочется быстро и гарантированно, а не медленно и с риском.

Дорожники и перевозчики голосуют деньгами. Пока российские машины будут уступать импортным по качеству и цене, никакие указы не помогут. Можно заставить покупать, но нельзя заставить быть довольным покупкой.

Может, вместо попыток изменить правила игры стоит научиться играть лучше? Или это слишком сложно для нашего времени?

Ознакомиться с другими материалами нашего издательства можно здесь