"Микки 17" был одним из самых ожидаемых фильмов этого года, трейлер, вложенные киностудией немалые деньги, да и сам почти культовый режиссер "Паразитов" Пон Джун Хо, отличный актер, Роберт Паттинсон, выбранный на главную роль- а был ли вообще хоть один шанс у этого фильма на провал? И тем не менее, многие в голос утверждают, что "Микки 17" явно не оправдал надежды критиков и зрителей.
Давайте разбираться вместе, добро пожаловать на канал СундучокГоблина!
Слабый сценарий и пренебрежение к оригиналу
При всем уважении к культовому (дада, за "Паразитов") Пон Джун Хо вполне заслужил этот статус, сценарий просто катастрофически ужасен. В начале все идет даже неплохо, пока автор следует задумке автора Эдварда Эштона и его книге "Микки 7". И действительно, как и в книге, в фильме много черного юмора и кажется, вот, наконец-то, как минимум, интересный научно-фантастический фильм, отлично продолжающий тему "маленького человека" , актуальную еще со времен Гоголевской "Шинели", но чуда не случается, ведь Микки в книге и Микки в фильме это два разных Микки, и на этом я хочу остановиться подробней.
Итак, в фильме перед нами полностью жалкий, ничтожный персонаж, который погорел на продаже маракунов, да и задолжавший вместе с другом крупную сумму мафиозному боссу, любящему крошить должников бензопилой, такого фарса мы не ждем от научной фантастики, не так ли?
Микки книжный сложней и от этого интересней: изначально парень историк, проживающий в процветающей колонии и безумно скучающий: и тут он решил подзаработать на своем друге Берто, который решил уйти красиво, ведь его уже приняли в качестве пилота на "Даккар", отправляющийся на планету Нифльхейм, и выиграть турнир по погболу.
Микки книжный ставит на его поражение и закономерно проигрывает большую сумму денег, за что и приходит расплата- жестокие пытки от кредитора.
Далее, ради комического эффекта режиссер мучает Роберта Патиссона, ну, примерно где-то минут 15, а ведь в книге все эти мучения органически вписаны в текст.
Из сценария пропадают все рассуждения о бессмертии и жизни, то, что Микки продолжает изучать историю колоний (мне бы хотелось это увидеть), исключается религиозная секта унитариев, меняется мотивация коренных жителей "ползунов", но зато есть соус из их хвостов, персидский ковер и торжественный взрыв принтера в конце.
Чем же плох экранный Микки? Он плоский, неинтересный персонаж без внутренней мотивации, статист, и тут можно было бы обвинить Роберта Патиссона в плохой актерской игре, но это отнюдь не так. Вместо здоровой иронии и любимого многими черного юмора, остается достаточно неприятное послевкусие- что сценарист- режиссер глумится над своим зрителем.
Отличный актерский состав не смог спасти кино.
Роберт Патиссон, наконец-то скинувший репутацию вампира Эдварда, совсем неплох. Отыгрывая двух разных персонажей в одном теле, он умеет быть разным и запоминающимся. Его история и взаимоотношения с Нэшей (Наоми Экки), очень просты и гармонично сыграны, хотя сценарно опять не понятна сцена с удерживанием троса в зубами Нэши, чтобы младенец-ползун не упал в огненный рециркулятор.
Прекрасен дуэт Марка Руффало и Тони Колетт, получилась полностью безумная, поехавшая на своем величии парочка, которая не считается ни с кем и ни с чем, ради достижения своих целей.
В какой-то мере, они оба пародируют президентские гонки и участие первых леди в ней и пародируют гениально.
Сцена со званым обедом, мастерски отыгранная Тони Колетт, вот она- полная изнанка жизни политика.
Отсутствие философской составляющей и превращение действия в фарс
Каково это умирать? Этот вопрос задают не один раз, но каждый раз- с издёвкой и над Микки и над зрителем. Что чувствует человек, когда умирает, и что чувствует Микки каждый раз, когда его заставляют просматривать свою смерть, снятую на камеру? Каково жить, зная, что ты умрешь, через неделю, две? Сломлен или смирился Микки 17, и тот ли это Микки Барнс, который сел на корабль?
Этично ли клонирование или у клонируемого тела нет души?
И здесь можно было рассказать, что Маршалл, приверженник секты унитариев, верующих в одно- одно тело и одну душу. Кем он считает Микки, живым человеком, или биомусором, животным без души, собственностью корабля, как чашка или вилка, созданный лишь для одного- работать, а работа Микки -умирать.
Мне нравится аналогия Микки, где его тело сравнивают с кораблем Тесея:
Это ключ к пониманию твоей работы, Микки. Ты и есть корабль Тесея. Как и все мы. В человеческом теле нет ни одной живой функционирующей клетки старше 10 лет, и с тобой та же история. Наш организм постоянно перестраивается, по одной "дощечке"за раз. Если ты и вправду согласишься на эту работу, то в какой-то момент тебя, скорее всего, полност перестроят заново, но в конечном счете, какая разница? Результат одинаков.
Мне нравится роман Эдварда Эштона и тем, что Микки в конце-меняется, и сам шлет к черту Маршалла, отвергая непосильную работу расходника и понимает, что это его одна жизнь, единственная, та, что он живет сейчас, а не та другая, напечатанная на принтере.
Режиссер полностью поменял и мотивацию главных антагонистов романа- ползунов. Теперь они на мой взгляд чрезмерно очеловечены- хотя в романе их мотивация несколько иная- ведь ползуны- такие же клоны, как и Микки, за исключением главного из них и они также исследуют людей, как и колонисты, для них- съесть охранника на обходе периметра так же естественно, как у ученого взять образец крови, например.
Пон Джун Хо играет на том, что любому существу присущ материнский инстинкт, но ведь роман совсем не об этом и не дает зрителю даже мимолетной возможности задуматься или поразмышлять над хоть чем-то.
Почему же "Микки 17" имея такой потенциал, никогда не станет культовым, в отличие, от например, "Прибытия" Дэни Вильнева? У любителей научной фантастики было столько надежд на это кино, но увы. Ирония превратилась в неумелый стеб, философия мира "Микки 7" задвинута в дальний угол, уступив место запрещенным космическим веществам и соусу из хвостов ползунов, от научной фантастики осталось только название, так нужно ли говорить, почему "Микки 17" это провальная и дорогостоящая экранизация? А ведь книга вполне хороша Эдварда Эштона "Микки 7" и достойна внимания, а ведь у фильма был такой потенциал, если бы он не затерялся среди супергеройских боевиков, переснятой классики и сериалов по мотивам компьютерных игр.
"Микки 17" мог быть чем-то свежим и новым, но увы, не оправдал надежд.
Искренне Ваш, СундучокГоблина