Рискованная ставка
Забавно, но в 1984 году, когда компания Nike решила предложить Майклу Джордану контракт и сразу же выпустить модель кроссовок в честь баскетболиста, это не выглядело такой бесспорно выигрышной идеей, как кажется сейчас. Это в 2021 году «Его Воздушество» — недосягаемая икона, чей статус и величие невозможно превзойти даже глыбам вроде Леброна Джеймса. А в середине 80-х он только начинал выжигать паркет: быстро покорил публику, залетел на обложку Sports Illustrated, восхищал экспертов, но все еще был юнцом с неопределенными перспективами. Внезапная травма, разгульный образ жизни, влияние «плохих парней» из команды или окружения — блестящую карьеру восходящей звезды могло оборвать все что угодно.
Большая компания поверила в него и сделала рискованную ставку. Джордан получил контракт на $500 тыс. в год и персональную линейку обуви вместо статуса амбассадора уже существующей модели. Оба пункта были сенсационными: такие деньги бренды предлагали только действующим звездам, а не перспективным парням. А новички уж точно никогда не получали именные кроссовки.
Даже известные модели вроде Adidas Stan Smith или Chuck Taylor All-Stars от Converse разрабатывались не конкретно для этих спортсменов. В случае с «тремя полосками» обувь первоначально носила название Robert Haillet — в честь французского теннисиста Роберта Айе, который был рекламным лицом модели. После завершения его карьеры кроссовки сменили имя на уже привычное: Стэн Смит стал их новым амбассадором. Классика от Converse в принципе вышла на рынок под названием All-Stars, пока ее не заметил баскетболист Чак Тейлор и не принял участие в рекламной кампании кед.
Обувь имени Джордана
Air Jordan с самого начала разрабатывали индивидуально под ЭмДжея. Классическую модель кроссовок сделали красно-черной из-за цветов формы команды «Чикаго Буллз», которую представлял игрок. Хотя в рекламе обувь позиционировали не иначе как передовую с технологической точки зрения: подошва была не настолько амортизирующей, как актуальные модели, чтобы Джордан лучше чувствовал паркет. Кожаный верх тоже подбирали под стиль игры и физические характеристики атлетичного баскетболиста — материалы продлевали срок службы обуви.
С самого начала компания видела в бренде Air Jordan не только линейку кроссовок. При позитивной реакции на новую обувь боссы Nike планировали поставить на поток производство спорттоваров по всем направлениям, расширяя ассортимент одеждой и аксессуарами. Вышло блестяще: дизайнеры компании с полуслова понимали, что нужно конкретному поколению кроссовок, а Майкл Джордан сам установил себе нерукотворный памятник. Air Jordan стали желанными для людей по всему миру: как для фанатов спорта, так и для завсегдатаев модных бутиков.
Сейчас бренд одевает в «джордановские» коллекции Неймара, Мбаппе и всю команду ПСЖ в принципе, а раритетные первые Air Jordan с ноги самой легенды уходят с молотка за рекордные $560 тыс. — «Его Воздушество» покорил даже аукционные площадки.
Проштрафившиеся кроссовки
Air Jordan стали культовыми кроссовками не в последнюю очередь из-за дизайнеров, трудившихся над визуальной составляющей бренда. Так, Питер Мур (к слову, автор не менее легендарного «адидасовского» символа — трех полосок) придумал ту самую модель в красно-черных цветах, из-за которой компания Nike якобы платила штрафные $5 тыс. после каждой игры Джордана. В этой известной байке есть рациональное зерно: по правилам НБА игроки действительно не имели права носить обувь, в которой не было бы белого или черного цвета в достаточных пропорциях, однако Майкл и бренд обошли проблему изящнее, причем без регулярных «донатов» организации. Баскетболист просто-напросто надевал фирменную обувь на разминке, щеголял в ней, а затем менял на игровой комплект. Впрочем, миф про штраф был только на руку Nike, которая активно использовала это в рекламной кампании, выпустив ролик со следующим текстом: «15 сентября Nike создала новые революционные кроссовки. 18 октября НБА вывела их из игры. К счастью, НБА не может запретить вам носить их».
Помимо этого, Питер Мур изобрел первый логотип линейки — баскетбольный мяч с крыльями. В лучших традициях гениев дизайна он сделал набросок на салфетке, чтобы не забыть идею, пришедшую в голову после случайно замеченного значка капитана самолета. А вскоре рисунок, доведенный до ума, украсил фирменную обувь Джордана.
Спустя несколько лет на посту дизайнера Air Jordan появился новый герой. Мур выдохся и потерял интерес к бренду. К счастью Nike, Тинкер Хэтфилд, который пришел в линейку к третьему поколению «джорданов», оказался не меньшим профессионалом и фанатом линейки. По большому счету именно он в итоге спас Air Jordan.