Найти в Дзене

- Снимай, джипсы свои. Поносил и хватит. Другим тоже хочется почувствовать себя настоящими фраерами.

Недавно гостила у брата. Три года не виделись. Пили на веранде чай с абрикосовым вареньем, молодость вспоминали. Мой взгляд, полный любопытства, блуждал по ухоженному участку - кустам сирени, старинной скамейке под грушей, слегка пожелтевшей траве и больших ярких васильках на клумбе перед входом. У бани заметила веревку с бельем и джинсы на ней. - Твои? - кивнула на штаны. - Не-е-а, внука, - ответил брат. - Мне уже не по возрасту, да и не люблю я эту ковбойскую спецовку, - и поморщился так, будто проглотил целый лимон. - Давно ли? - спросила, вспомнив, как в старших классах брат мечтал о модных в ту пору штанах. - Вот, и я не пойму, - вмешалась жена, - отчего такая ненависть к джинсам? Удобные, не маркие, фигуру так стройнят. Многие наши ровесники с удовольствием носят джинсы и выглядят современно и стильно. А он и с молодости о них слышать не хотел. Прям, от злости лицо пятнами покрывалось. - Забыл, наверное, как летом в совхоз работать ходил, чтобы купить эту «ковбойскую спецовку».

В модных джинсах мальчишки чувствовали себя настоящими пацанами!
В модных джинсах мальчишки чувствовали себя настоящими пацанами!

Недавно гостила у брата. Три года не виделись. Пили на веранде чай с абрикосовым вареньем, молодость вспоминали. Мой взгляд, полный любопытства, блуждал по ухоженному участку - кустам сирени, старинной скамейке под грушей, слегка пожелтевшей траве и больших ярких васильках на клумбе перед входом. У бани заметила веревку с бельем и джинсы на ней.

- Твои? - кивнула на штаны.

- Не-е-а, внука, - ответил брат. - Мне уже не по возрасту, да и не люблю я эту ковбойскую спецовку, - и поморщился так, будто проглотил целый лимон.

- Давно ли? - спросила, вспомнив, как в старших классах брат мечтал о модных в ту пору штанах.

- Вот, и я не пойму, - вмешалась жена, - отчего такая ненависть к джинсам? Удобные, не маркие, фигуру так стройнят. Многие наши ровесники с удовольствием носят джинсы и выглядят современно и стильно. А он и с молодости о них слышать не хотел. Прям, от злости лицо пятнами покрывалось.

- Забыл, наверное, как летом в совхоз работать ходил, чтобы купить эту «ковбойскую спецовку». Или я чего-то не знаю? - спросила я.

Брат вздохнул, немного помолчал и странно усмехнулся.

- Ладно, дело прошлое. Нужно снять тяжелый камень с души. Прошло почти сорок лет, а там, - он потер грудь, - до сих пор болит от обиды и несправедливости. Уговорили. Расскажу.

Иван не просто мечтал, а бредил джинсами. Но во времена нашей молодости купить их было непросто.

Джинсы были одним из дефицитных товаров. Но именно этим они и были особенно притягательны и желанны. А кому в молодости не хотелось выглядеть модным и современным? Вот и приходилось переплачивать фарцовщикам, по-простому, спекулянтам. Вожделенный атрибут ковбойского костюма стоил 200-250 рублей. Откуда у школьника такие деньги, если у нашей мамы месячная зарплата была 80 рублей. Собирал Иван деньги на джинсы с восьмого класса, но все не мог дотянуться до возрастающей с каждым годом суммы. Не первые летние каникулы от зари до зари работал в совхозе и зарплату до копеечки складывал в копилку.

В тот год он перешел в десятый класс и дед, пожалев внука, добавил недостающую сумму.

Родители пытались отговорить Ваню от дорогой и сомнительной покупки, но он стоял на своем, тем более что сам заработал на желанную обновку.

В райцентр поехал с отцом. Мало ли что? Деньги с собой были большие. Вернулся в штанах, обтягивающих ладную юношескую фигурку, такой счастливый, что мама лишь покорно вздохнула и покачала головой. Не стала придираться к качеству и чужой символике на этикетке.

- Носи на здоровье, раз так захотел. Только береги, по заборам не лазай и собак обходи, чтобы не пришлось заплатки ставить. Вещь дорогая, жалей.

Ваня чувствовал себя на седьмом небе и в тот же вечер отправился на танцы: новые джинсы, рубашка с большим воротником. Красавец, хоть сейчас на страницы модного журнала.

Домой вернулся поздно с синяком под глазом. Молчал, как партизан, но и так было ясно, что носить джинсы, которые были недоступны многим, опасно. Могли избить, испортить и даже снять, упаси Бог. Да, такая тогда была жизнь.

В общем, пару раз всего-то и пощеголял в клубе на танцах, а там первое сентября подошло. Нужно к школе готовиться – последний класс, дело серьезное.

В тот день Ваня в райцентр поехал один. Постеснялся вместе с отцом тетрадки покупать. Что он маленький? Сам справился. Купил учебников и тетрадок, ну, и всего остального, что там нужно было.

Вечером на автобусной станции к нему подошел незнакомый парень. Кажется, это его он мельком видел в книжном магазине. Наклонился и шепнул:

- Выйдем? Поговорить нужно.

Конечно, можно было и не выходить, а предложить начать разговор в зале ожидания. Но это выглядело бы не по-пацански. Оставил сумку с учебниками какой-то бабульке, пошел на улицу.

Парень кивком позвал за угол. Там, подпирая забор, стояли еще три мордоворота с папиросками в зубах.

- Ну, чего? - спросил Ваня. - У меня скоро автобус.

Кто-то хмыкнул.

- Слышь, стиляга, - сказал один, наверное, их старший. - Откуда джинсы?

- Купил, - ответил Ваня и сразу понял, что разговор не получится.

Оглянулся, бежать некуда. За спиной еще двое ребят.

- Выходит, ты богатенький, - противно улыбнулся громила. - А партия нас учит, что в обществе все равны. Делиться нужно. Понял? Снимай, джипсы свои. Поносил и хватит. Другим тоже хочется почувствовать себя настоящими фраерами.

- Еще чего? - разозлился брат. Он за эти штаны несколько лет в совхозе горбатился, и их отдать?

Громила вздохнул и покачал головой.

- Эх, несознательный ты элемент. Сам на грубость нарываешься.

Иван почувствовал, как его кто-то толкнул сзади. Упал. Удары ногами посыпались со всех сторон.

Пронзительный женский крик пришелся на тот момент, когда с него стаскивали джинсы. Получив трофей, хулиганы скрылись.

- Вставай, сынок. Я гляжу, ты пропал, а у меня скоро автобус. Не могу же я твою сумку на лавке бросить. Вон ворья сколько вокруг, - старушка посмотрела на его голые ноги и добавила: - Вот, сволочи.

Иван сидел на земле, обхватив голову руками, и беззвучно оплакивал потерю. Автобус, конечно, уже ушел, а в трусах и без денег далеко не уедешь.

Сам бог послал ему эту бабульку. Доехали они до деревни, а там ее внук на мотоцикле отвез его домой.

Родители не знали, что и подумать, когда Ваня не вернулся на рейсовом автобусе.

- Слава Богу, что живой остался, а штаны - дело наживное, - сказала мама и вздохнула, промывая сыну рассеченную бровь.

Историю договорились засекретить даже от меня и лишь спустя столько лет, брат решился достать этот скелет из шкафа. Так мы узнали причину его лютой ненависти к джинсам, которые стали не только символом беспомощности и унижения, но и напоминанием о боли, которую он таил в себе долгие годы.

-2