Найти в Дзене

6 тонн горючего, сгоревшие самолёты и новый финал: как создавали «Экипаж» — первый советский фильм-катастрофу.

Экипаж» вышел на экраны в 1979 году. Режиссером картины выступил Александр Митта. По его словам, он вдохновился экранизацией произведения Артура Хейли «Аэропорт» и решил создать свой блокбастер, в центре сюжета которого была бы авиакатастрофа. Фильм изначально назывался «Запас прочности», но Митте порекомендовали придумать другое названия. Перебирая варианты, режиссёр остановился на «Экипаже».

Фильм «Экипаж»
Фильм «Экипаж»

Митта хотел сделать фильм с элементами мелодрамы, бытовой драмы, комедии и даже фантастики. К съёмкам «Экипажа» готовились серьёзно: «Аэрофлот» обеспечил съемочную группу списанными самолетами и необходимым оборудованием. Кроме того, «Аэрофлот» помогал создать макеты самолетов для комбинированных сцен.

На главные роли изначально планировали взять Алексея Петренко, Николая Караченцова и Елену Проклову, но все актёры отказались по разным причинам. Тогда Митта утвердил на роли Георгия Жженова, Леонида Филатова и студентку Александру Яковлеву (Иванес). По словам режиссера, его предупреждали, что с девушкой будут проблемы, но он не прислушался. В итоге, когда начались съемки, поведение Яковлевой доставляло сложности съемочной группе. Особенно запомнился скандал на этапе монтажа, когда она захотела изменить фамилию в титрах, но сообщила об этом в последний момент.

Кадр из фильма «Экипаж»
Кадр из фильма «Экипаж»

Сложнее всего было найти подходящий самолёт для съёмок. Использовать действующие авиалайнеры оказалось чрезмерно затратно, а списанные Ту-154 было невозможно найти. Однако съемочной группе улыбнулась «удача»: в аэропорту Толмачево в Новосибирске из-за небрежности произошел пожар на Ту-154А – верх фюзеляжа сильно пострадал, а хвост остался практически целым. Создатели фильма договорились о съемках в хвостовой части самолета. Его доставили в Москву по железной дороге, и именно в нем сняли все сцены с устранением неполадок в воздухе.

-3

Для сцены горения самолета Митта решил отказаться от макетов и снять кадры с настоящим самолетом. Съемочная группа нашла на «кладбище самолётов» фюзеляж Ту-114. За считанные часы до съёмок, самолёт стал сердцем грандиозной декорации среди шести тонн горючего и километров проводов. Однако сцену так и не сняли: в ходе подготовки произошел взрыв. От самолёта и декораций не осталось ничего.

Приехав на площадку, Митта увидел лишь пепелище. Поэтому в сцене, где горящий самолёт взлетает во время извержения вулкана в вымышленном аэропорту Бидри, использовали модель. Ходили слухи, что для этой сцены перевезли реальный сгоревший Ту-154 из Толмачево. Но их опровергли — на самом деле в кадре взорвалась модель — перевозить через полстраны поврежденный лайнер было бы невозможно.

Однако в других сценах снимали уже настоящие самолёты - например, хвост борта 85087 с закрашенным номером (который стал «85131» в фильме).

-4

Изначально у фильма была другая концовка, в которой герой Георгия Жженова, находясь в больнице после отстранения от полетов, сбегает в пижаме, чтобы помочь друзьям. В следующем кадре показывают его дочь, сообщающую о его смерти. Однако Госкино не понравился мрачный финал: съемочной группе рассказали, что накануне был снят с проката другой фильм с похожей печальной концовкой.

«Я смонтировал финал, посмотрел — мурашки побежали по коже. Но Сизов не принял такое решение: “Финал надо вырезать”. Я отказался. <…> В итоге на меня начали давить — мол, лишаешь людей премий, фильм положат на полку… И я сдался, все переснял», — рассказал Митта.


Несмотря на производственные трудности, «Экипаж» стал советским блокбастером.
Фильм посмотрели 72 миллиона зрителей за первый год проката, и он занял шестое место в списке самых кассовых картин СССР. Благодаря такому успеху картины у отечественного зрителя изменилось представление о фильмах-катастрофах и возможностях советского кинематографа, где фильм может сочетать драматизм, реализм и спецэффекты.

Текст: Виктория Шеклашвили

#ВикторияШеклашвили_ЦИ