Найти в Дзене
Нижегородская правда

Ревизор пошёл в баню: знаменитую гоголевскую пьесу перенесли в современность

Оглавление
   Роль Хлестакова в спектакле сыграл молодой актёр Денис Гусев
Роль Хлестакова в спектакле сыграл молодой актёр Денис Гусев

Театр драмы встретил лето премьерой «Ревизора». Он вернулся в репертуар спустя почти 70 лет после предыдущей постановки и удивил даже опытных театралов. Спектакль, поставленный столичным режиссёром Александром Мариным, знакомым нижегородским зрителям по новой постановке «Зойкина квартира», также создан в узнаваемой стилистике режиссёра, стирающего грани между временем и пространством.

Вы ещё не с нами в Telegram? Подписывайтесь, всё самое интересное тут!

От великого до смешного

Смартфоны, офисные интерьеры, деловые костюмы, чёрные очки охранников – история, рассказанная Гоголем, в театре максимально приближена к дню сегодняшнему. Вслед за столичным режиссёром Сергеем Женовачом Александр Марин отправил героев в баню, но его баня почти условна. И коробки – не мраморные купели, и воды нет, хотя артисты делают вид, что плещутся и ныряют. Быть может, поэтому отмыться от грехов гоголевским героям так и не удаётся. А вот занести «ревизору» десяток чемоданчиков со взятками – вполне.

В платья с кринолинами, мундиры, фраки, лосины, сапоги и треуголки герои переодеваются лишь на финальный бал – костюмированную вечеринку, которые сегодня так популярны в определённых кругах. На ней и происходит развязка, но не совсем так, как у Гоголя: режиссёр сделал неожиданные акценты даже в знаменитой немой сцене. Впрочем, текст комедии сохранён практически полностью. Только вот смеха в зале практически нет, и хрестоматийная фраза городничего «Чему смеётесь? – Над собою смеётесь!» звучит в полной тишине. И это тоже задумка режиссёра.

Александр Марин рассказал, что делал спектакль о дне сегодняшнем, и у него не было задачи сделать его комедией.

«У нас была задача – рассказать о том, что происходит здесь и сейчас, в 2025 году, на третий год СВО. Это очень серьёзная тема. Все мы знаем, что «Ревизор» в своё время тяжело пробивался на сцену. Самому Николаю I пришлось дать разрешение на эту острейшую пьесу. И в наши дни не хочется сводить её к тому, чтобы собраться и посмеяться. Спектакль обращён к зрителям, которые должны понимать, где они находятся и что с этим дальше делать. Здесь смех другого свойства. Он интеллигентный, и когда я начинаю смеяться, я понимаю, зачем смеюсь», – объяснил режиссёр.

Наш спектакль по сути – политический памфлет.

Александр Марин

Сложная задача

Актёры признались, что для них эта работа стала и большой радостью, и большой ответственностью. И они не сразу приняли осовременивание пьесы, но поверили режиссёру, пошли за ним в этом творческом эксперименте и в итоге открыли для себя заново с детства знакомый текст.

«В современном костюме играть Гоголя сложнее. Я долго не мог влезть в пиджак, потому что язык Гоголя тянет за собой, ведёт, чтобы ты лепил баки и фраки. Сам текст сопротивляется современному звучанию. Ну не говорят сейчас: «Покорнейше извольте пожаловать»! Ты надеваешь пиджак и начинаешь срываться на сленг, а тебе надо удержаться в гоголевском тексте! Это была одна из самых сложных задач. Но, кажется, у нас получилось», – рассказал исполнитель роли городничего Сергей Блохин.

Он признался, что эта роль стала для него вызовом.

   Сергей Блохин постарался сыграть своего героя так, чтобы его можно было хоть немного пожалеть
Сергей Блохин постарался сыграть своего героя так, чтобы его можно было хоть немного пожалеть

«Когда мне предложили роль городничего, я испытал удовольствие, счастье и в то же время страх. Для меня этот персонаж стоит в одном ряду с Гамлетом. Я видел десятки постановок «Ревизора», и у меня был жутчайший страх, потому что городничего играли великие артисты, и после них сложно найти что-то своё. Даже маленькую капельку своего. Я постоянно подходил к режиссёру, делился своими сомнениями, но он просто говорил: иди и работай! И мы потихоньку что-то выстроили, постоянно меняли акценты в монологе, пробовали его прочитать во все стороны – в положительную, трагедийную, смешную, никакую. И оно как-то само нашлось! Моя задача была сделать так, чтобы моего героя было хоть чуточку жалко… Я всегда своего персонажа пытаюсь оправдывать, каким бы он ни был. Надеюсь, это получилось», – поделился актёр.

Ещё сложнее пришлось исполнителю роли Хлестакова – его сыграл молодой артист Денис Гусев, и для него это был сложный опыт.

«Если честно, я не хотел играть эту роль. Я уже играл Хлестакова в театральном училище и, конечно, знал, что наш режиссёр и сам играл Хлестакова, а потом и Бобчинского-Добчинского в спектакле театра Табакова, и поэтому у меня был дикий страх перед этой ролью. Но Александр Владимирович терпел мой страх, давал шансы, и вроде бы что-то получилось», – скромно поделился актёр.

Впрочем, и первые зрители, и коллеги Дениса отметили, что он с ролью справился.

   Валерия Авдеева/предоставлено театром
Валерия Авдеева/предоставлено театром

Галерея образов

Привычные герои в спектакле получили необычные черты. Окающий Осип – Олег Шапков – напоминает о Горьком и его Луке из «На дне». И вспоминаешь, что история «Ревизора» родилась на нижегородской почве, когда Пушкина в Нижнем приняли за проверяющего, осыпали милостями, а он рассказал эту историю Гоголю.

Анна Андреевна (Наталья Кузнецова), Марья Антоновна (Мария Ватлецова) и жена Луки Лукича, она же секретарша городничего (Маргарита Баголей), – словно три грации Рафаэля, смущают не только героев, но и зрителей в зале. Уморительны Добчинский и Бобчинский – Денис Волков и Александр Сучков. Точные оттенки своему герою – Землянике – придал Николай Игнатьев. Многогранный получился Лука Лукич – Иван Старжинский.

Весь гоголевский цветник образов сыгран ярко и узнаваемо. И несмотря на то, что действие комедии перенеслось вперёд почти на два века, «Ревизор» остаётся вечной классикой российской жизни.

Ближайшие показы состоятся 18 и 29 июня.

16+

Ещё новости по теме

Комедия «Ревизор» спустя 70 лет вернулась на сцену Нижегородского театра драмы

Незнайка спел рок-н-ролл: Нижегородский театр кукол встретил премьерой День защиты детей

Манифест о художнике: Нижегородский театр оперы и балета встретил лето премьерой оперы «Сказки Гофмана»