Найти в Дзене
Живопись

Картины с выставки: Брюллов Карл Павлович, Рим – Москва – Петербург

Скандален? Да. Гениален? Безусловно. Мастер-академист? Пожалуй. Но у него не случалось не то что проходных полотен, а даже случайных мазков. Он «ел» себя за каждое несовершенное движение кисти. С размаху швырял сапог в почти готовую картину, если та «не шла», не считаясь с окриками и просьбами. А мог взять и не закончить полотно, оставить его на полдороге. Выйдя вон из мастерской в разгар работы, потому что сказал всё, что хотел. Потому что незавершённое — это не провал. Это честность. Момент, когда художник отрекается не от призвания, а от гордыни. Государственная Третьяковская галерея собрала всё: от грандиозных фресок до лёгких итальянских акварелей, от исторических моментов до портретов, напоённых тихой грустью. Более 170 произведений, включая те, что никогда не выставлялись рядом. Брюллов — для академии, для себя и для тех, кто читает между мазками. Здесь есть и Рим, где он впервые почувствовал вкус к античности. И Москва, где светская слава его сияла ярче парадного платья сильны
Оглавление
«Автопортрет», 1833. не окончен, холст, масло, 45,5 х 36,5 см (овал, вписанный в прямоугольник), частная коллекция, Карл Брюллов
«Автопортрет», 1833. не окончен, холст, масло, 45,5 х 36,5 см (овал, вписанный в прямоугольник), частная коллекция, Карл Брюллов
«Последний день Помпеи», 1833. холст, масло, 456,5 × 651 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Карл Брюллов
«Последний день Помпеи», 1833. холст, масло, 456,5 × 651 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Карл Брюллов
Василий Тропинин, «Портрет К.П. Брюллова». 1836, холст, масло, приобретено Павлом Михайловичем Третьяковым у Арсения Васильевича Тропинина, сына художника до 1873, Государственная Третьяковская Галерея, Москва
Василий Тропинин, «Портрет К.П. Брюллова». 1836, холст, масло, приобретено Павлом Михайловичем Третьяковым у Арсения Васильевича Тропинина, сына художника до 1873, Государственная Третьяковская Галерея, Москва
«Автопортрет», 1848, картон, масло, 67 x 54 см (верх закруглён), поступил в 1898 от графа Алексея Александровича Бобринского, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Карл Брюллов
«Автопортрет», 1848, картон, масло, 67 x 54 см (верх закруглён), поступил в 1898 от графа Алексея Александровича Бобринского, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Карл Брюллов

Итак, великий Карл Брюллов

Скандален? Да. Гениален? Безусловно. Мастер-академист? Пожалуй. Но у него не случалось не то что проходных полотен, а даже случайных мазков.

«Смерть Инессы де Кастро», 1834, холст, масло, 213 x 290,5 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
«Смерть Инессы де Кастро», 1834, холст, масло, 213 x 290,5 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
«Портрет Анатолия Николаевича Демидова на коне», 1831, холст, масло, частная коллекция, Государственная Третьяковская галерея, Москва, Карл Брюллов
«Портрет Анатолия Николаевича Демидова на коне», 1831, холст, масло, частная коллекция, Государственная Третьяковская галерея, Москва, Карл Брюллов
«Портрет детей Волконских с арапом», 1843, холст, масло, 146,1×124,1 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва, Карл Брюллов
«Портрет детей Волконских с арапом», 1843, холст, масло, 146,1×124,1 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва, Карл Брюллов
«Всадница (портрет воспитанниц графини Ю.П. Самойловой -Джованнины и Амацилии)», 1832, холст, масло, 293×209,8 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва, Карл Брюллов
«Всадница (портрет воспитанниц графини Ю.П. Самойловой -Джованнины и Амацилии)», 1832, холст, масло, 293×209,8 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва, Карл Брюллов

Честность

Он «ел» себя за каждое несовершенное движение кисти. С размаху швырял сапог в почти готовую картину, если та «не шла», не считаясь с окриками и просьбами. А мог взять и не закончить полотно, оставить его на полдороге. Выйдя вон из мастерской в разгар работы, потому что сказал всё, что хотел. Потому что незавершённое — это не провал. Это честность. Момент, когда художник отрекается не от призвания, а от гордыни.

«Диана, Эндимион и Сатир», 1849, холст, масло, 46,5×58,5 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва, Карл Брюллов
«Диана, Эндимион и Сатир», 1849, холст, масло, 46,5×58,5 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва, Карл Брюллов
«Вирсавия», 1832, холст, масло, 175 x 126,5 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва, Карл Брюллов
«Вирсавия», 1832, холст, масло, 175 x 126,5 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва, Карл Брюллов
«Портрет графини Ольги Ивановны Орловой-Давыдовой с дочерью Наталией Владимировной». 1834, холст, масло, 196,2×127 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва, Карл Брюллов
«Портрет графини Ольги Ивановны Орловой-Давыдовой с дочерью Наталией Владимировной». 1834, холст, масло, 196,2×127 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва, Карл Брюллов
«Пери и Ангел», между 1839 и 1843, холст, масло, 123 на 141,5 см, Волгоградский музей изобразительных искусств имени Ильи Ивановича Машкова
«Пери и Ангел», между 1839 и 1843, холст, масло, 123 на 141,5 см, Волгоградский музей изобразительных искусств имени Ильи Ивановича Машкова
«Нашествие Гензериха на Рим», 1835–1836, холст, масло, 88,5 x 118,6 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва, Карл Брюллов
«Нашествие Гензериха на Рим», 1835–1836, холст, масло, 88,5 x 118,6 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва, Карл Брюллов
«Прерванное свидание», 1827-1830, картон, акварель, 23×18,7 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва, Карл Брюллов
«Прерванное свидание», 1827-1830, картон, акварель, 23×18,7 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва, Карл Брюллов
«Итальянская семья (В ожидании ребёнка)», 1799, тонкий картон, акварель, лак, 18,8 х 22,4 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
«Итальянская семья (В ожидании ребёнка)», 1799, тонкий картон, акварель, лак, 18,8 х 22,4 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Встретились в Москве

Государственная Третьяковская галерея собрала всё: от грандиозных фресок до лёгких итальянских акварелей, от исторических моментов до портретов, напоённых тихой грустью. Более 170 произведений, включая те, что никогда не выставлялись рядом. Брюллов — для академии, для себя и для тех, кто читает между мазками.

«Гадающая Светлана», 1836, холст, масло, 94 × 81 см, Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород, Карл Брюллов
«Гадающая Светлана», 1836, холст, масло, 94 × 81 см, Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород, Карл Брюллов
«Нарцисс, смотрящий в воду», 1819, холст, масло, 162 x 209,5 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Карл Брюллов
«Нарцисс, смотрящий в воду», 1819, холст, масло, 162 x 209,5 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Карл Брюллов

Здесь есть и Рим, где он впервые почувствовал вкус к античности. И Москва, где светская слава его сияла ярче парадного платья сильных мира сего. И Петербург, где мастер превращал лица в психологические портреты; в красочные подобия острых пушкинских строф.

«Портрет светлейшей княгини Елизаветы Павловны Салтыковой», 1841, холст, масло, 200 x 142 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Карл Брюллов
«Портрет светлейшей княгини Елизаветы Павловны Салтыковой», 1841, холст, масло, 200 x 142 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Карл Брюллов
«Портрет сестер Шишмарёвых», 1839, холст, масло, 281 x 213 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Карл Брюллов
«Портрет сестер Шишмарёвых», 1839, холст, масло, 281 x 213 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Карл Брюллов
«Портрет генерал-адъютанта графа Василия Алексеевича Перовского», 1837, холст, масло, 248,5 x 156 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва, Карл Брюллов
«Портрет генерал-адъютанта графа Василия Алексеевича Перовского», 1837, холст, масло, 248,5 x 156 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва, Карл Брюллов
«Портрет Марии Аркадьевны Бек с дочерью», 1840, холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва, Карл Брюллов
«Портрет Марии Аркадьевны Бек с дочерью», 1840, холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва, Карл Брюллов
«Бахчисарайский фонтан», 1838–1849, холст, масло, 86.5×76 см, Всероссийский музей Александра Сергеевича Пушкина
«Бахчисарайский фонтан», 1838–1849, холст, масло, 86.5×76 см, Всероссийский музей Александра Сергеевича Пушкина
«Портрет Портрет Фанни Персиани-Такинарди в роли Амины в опере Беллини Сомнамбула», 1834, холст, масло, 113 × 87 см, Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств, Санкт-Петербург
«Портрет Портрет Фанни Персиани-Такинарди в роли Амины в опере Беллини Сомнамбула», 1834, холст, масло, 113 × 87 см, Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств, Санкт-Петербург
«Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя», 1827, холст, масло, 62×52,5 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
«Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя», 1827, холст, масло, 62×52,5 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
«У Богородицкого дуба», 1835, холст, масло, 62 x 74,5 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва, Карл Брюллов
«У Богородицкого дуба», 1835, холст, масло, 62 x 74,5 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва, Карл Брюллов
«Пилигримы в дверях Латеранской базилики», 1825, холст, масло, 62,7 на 53,6 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва, Карл Брюллов
«Пилигримы в дверях Латеранской базилики», 1825, холст, масло, 62,7 на 53,6 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва, Карл Брюллов
«Итальянский полдень», 1827, холст, масло, 64 × 55 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Карл Брюллов
«Итальянский полдень», 1827, холст, масло, 64 × 55 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Карл Брюллов
«Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией». 1830, холст, масло, 265 x 185 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Карл Брюллов
«Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией». 1830, холст, масло, 265 x 185 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Карл Брюллов
«Семейный портрет Екатерины Петровны Гагариной с сыновьями Евгением, Львом и Феофилом», 1824, холст, масло, частная коллекция, Санкт-Петербург, Карл Брюллов
«Семейный портрет Екатерины Петровны Гагариной с сыновьями Евгением, Львом и Феофилом», 1824, холст, масло, частная коллекция, Санкт-Петербург, Карл Брюллов
«Портрет Доменико Марини», 1829, холст, масло, 63,5 х 50 см, Новгородский государственный объединённый музей-заповедник
«Портрет Доменико Марини», 1829, холст, масло, 63,5 х 50 см, Новгородский государственный объединённый музей-заповедник

Приходите, прошу Вас. Удостойте взгляда. Внимательного, пристального, Вашего собственного и ничьего больше. Эти картины заслуживают места в Вашей памяти. Надолго или даже навсегда.

Продолжение следует...

Автор: Лёля Городная . @zhivvopis

  • Благодарим Вас, дорогой читатель, за подписку «Премиум»
  • Ждем Ваших комментариев, пожеланий
  • Если понравилась публикация, будем рады Вашему одобрению «👍»

Большое спасибо!