Феликс Дзержинский оказался в крайне сложной и запутанной ситуации, которая поставила его в весьма неудобное положение. Дело в том, что двое убийц, которые были причастны к убийству посла Германии фон Мирбаха, оказались чекистами, то есть сотрудниками Чрезвычайной комиссии. Эти убийцы вручили немецкому послу рекомендательное письмо, подписанное самим Дзержинским, что вызвало массу вопросов и недоумений. Историки и исследователи до сих пор не могут прийти к единому мнению о подлинности данного письма, что добавляет еще больше загадочности в эту историю.
Тем не менее, на тот момент у немецких властей не было никаких сомнений в том, что Дзержинский был причастен к этому делу. Они считали, что именно он санкционировал убийство фон Мирбаха, хотя сама вероятность этого выглядит маловероятной. Однако, что действительно было неоспоримым фактом, так это то, что Дзержинский не смог поймать преступников, что, безусловно, было его прямой обязанностью. Более того, он не предпринял никаких мер против комитета левых эсеров, который отдал приказ на убийство. Напротив, когда Дзержинский пришел на допрос, его самих задержали, и он оказался в плену у этих людей, пока не пришла на помощь дивизия, возглавляемая капитаном Берзиным.
В связи с этой ситуацией, чтобы успокоить немцев и предотвратить дальнейшее обострение конфликта, Ленин принял решение согласиться с отставкой Дзержинского. На его место был назначен Яков Петерс, что показало, насколько серьезной была ситуация. Тем не менее, несмотря на свою формальную отставку, Дзержинский остался невидимым, но все же влиятельным главой ЧК. Он продолжал играть центральную роль в дальнейших событиях и оставался серым кардиналом, управляющим многими процессами. Эта ситуация подчеркивает сложность политической игры того времени, где на первый взгляд все выглядело просто, но на самом деле скрывало множество интриг и манипуляций.
- Нам также было известно, что союзнические консульства в Советской России являются штабом контрреволюционных организаций - Дело Локкарта. Работа т. Петерса об истории возникнования дела Локкарта // Архив ВЧК: Сб. документов / Отв. ред. В. Виноградов и др., сост. В. Виноградов, Н. Перемышленникова. М., 2007. С. 490.
Для контроперации выбрали связи чекиста Авотина - бывших латышских стрелков - Яна Буйкиса и Яна Спрогиса.
- Дзержинский считал, что латышам, бывшим офицерам царской армии, легче, чем кому-либо другому, выдать себя за противников советской власти и войти в интересующую нас антисоветскую среду - Буйкис Я. Просчет Локкарта. С. 77–78.
В помощь им дали агента ЧК - Александра Энгельгардта.
- Энгельгардт, очевидно, продолжал работать агентом до 1941 г., потом перешел на сторону немцев, а после Второй мировой войны каким-то образом перебрался в США, где и умер в 1960 г.
Их послали в Петроград, где они вошли в доверие к членам латышской антибольшевистской организации в русском флоте.
- Через два месяца, мы настолько вошли в доверие к вражеской антибольшевистской организации, что ее руководители сами предложили нам встретиться с Кроми - Буйкис Я. Просчет Локкарта. С. 78–79.
Также они выявили активных членов латышских антибольшевистских организаций. Как например, бывшего командира 1-го Латышского стрелкового полка полковника Фридриха Бриедиса.
Через Бриедиса чекисты вышли на Локкарта. Так была создана основа для агентурного проникновения в организацию британского спецагента.
Если интересно, прошу поддержать лайком, комментарием, перепостом, может подпиской! Впереди, на канале, много интересного! Не забудьте включить колокольчик с уведомлениями! Буду благодарен!