В мае этого года исполнилось 95 лет со дня рождения заслуженного артиста РСФСР Леонида Владимировича Харитонова (1930 – 1987). Его судьба – пример того, как непредсказуема судьба актера, даже обласканного всенародной славой, и как легко профессиональная востребованность может смениться годами простоя.
Леонид Харитонов был ленинградцем. Он вырос на улице Гоголя, бывшей Почтамтской – той самой, что Хлестаков упоминает в письме к другу Тряпичкину. Леонид Владимирович любил рассказывать в интервью о том, что Гоголь в шутку вставил в пьесу «Ревизор» свой собственный адрес. Будущий артист жил именно в этом доме, и Гоголь навсегда стал его любимым автором. Харитонов действительно немало играл в произведениях Гоголя: в том же «Ревизоре» еще в школьном драмкружке выходил в роли Бобчинского, в фильме Леонида Гайдая «Инкогнито из Петербурга» был Добчинским, в Школе-студии МХАТ в дипломном спектакле ему отдали роль Хлестакова, а в знаменитых мхатовских «Мертвых душах» он вживался в образ Чичикова. Да и вообще сам тип обаяния Харитонова – лукавый, светлый, простодушный, с юмором – подходил для гоголевских персонажей.
Но все эти роли будут потом, а пока вернемся в детство будущего артиста. Мама Леонида Харитонова, врач по профессии, провела в Ленинграде почти все страшное время блокады. Сына в какой-то момент удалось вывезти из осажденного города по «Дороге жизни». Мальчик поселился в Пермском крае у тетки. Когда та в первый раз собралась мыть племяннику голову, то увидела, что волосы у него подернуты сединой.
Впервые на киноэкране Харитонов появился… в 11 лет. В блокадном Ленинграде в декабре 1941 года его вместе с мамой украдкой заснял военный кинооператор. Мама и сын тогда задремали на лестнице чужого подъезда – в их дом попала бомба. Себя в кадрах военной хроники Леонид неожиданно разглядел лишь через сорок лет, когда по телевизору показали документальный фильм «Блокада» из цикла «Великая Отечественная».
Актером он поначалу становиться и не думал – поступил в Ленинградский университет на юридический факультет. Там записался в самодеятельность. Драмкружок при университете был знаменитый (именно в нем первые шаги на сцене сделали, например, Игорь Горбачев, Сергей Юрский и Андрей Толубеев), и неудивительно, что тяга Харитонова к театру начала стремительно расти. В один прекрасный день друзья собрали ему деньги на билет в Москву – штурмовать Школу-студию МХАТ. Причем предусмотрительно скинулись, чтобы хватило и на обратную дорогу – на случай, если провалится. Но он поступил.
Учился Харитонов в мастерской Сергея Блинникова и Георгия Герасимова. Его однокурсниками были Нина Гуляева, Лев Дуров, Леонид Губанов, Олег Анофриев. Уже на четвертом курсе он снялся в кино – в фильме «Школа мужества» сыграл Бориса Горикова, героя автобиографической повести Аркадия Гайдара «Школа». Со съемками в Школе-студии было строго: принимать приглашения с киностудий студентам не разрешалось под угрозой исключения. Поэтому Харитонов благоразумно отказался. Но потом в Школу-студию пришло официальное письмо из ЦК ВЛКСМ с просьбой отпустить студента на съемки, и ректору Вениамину Захаровичу Радомысленскому пришлось подчиниться.
Уже в следующем, 1955 году, на экраны вышел фильм «Солдат Иван Бровкин», и на молодого актера обрушилась всенародная слава. Рассказывая об этом периоде его жизни, обычно упоминают эпизод из фильма Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», где героини стоят на ступенях Дома кино (потом в этом здании находился Театр-студия киноактера) вместе с никому не известным Иннокентием Смоктуновским. К Дому кино подъезжает «волга», из нее под восторженный женский визг выходит Леонид Харитонов и начинает раздавать автографы… Популярность молодого актера благодаря простодушному Бровкину была столь велика, что, говорят, однажды толпа поклонников подняла на воздух машину, в которой он находился и понесла по улице… Сам же Леонид Владимирович особенно ценил слова поэта Александра Твардовского о том, что Иван Бровкин – это «кинопродолжение Василия Теркина».
Тогда же, сразу после окончания Школы-студии, Харитонова приняли в труппу МХАТа. Зрители были счастливы увидеть на сцене своего кумира – огромная популярность простенькой лирической комедии «Дорога через Сокольники», поставленной в 1958 году Виктором Монюковым, во многом объяснялась участием в этом спектакле Харитонова. Спектакль был сыгран во МХАТе более трехсот раз.
В 1962 году Харитонов ушел из Художественного театра в Театр имени Ленинского комсомола. Там он сыграл одну из своих самых интересных театральных ролей – Сашу Кригера в спектакле Сергея Штейна «До свидания, мальчики!» по повести Бориса Балтера. Наконец-то был нарушен образ обаятельного простака, уже приросший к молодому актеру – его Саша Кригер получился небанальным, сложным. В первой половине 1960-х в Театре имени Ленинского комсомола вовсю кипела творческая жизнь – главным режиссером там работал Анатолий Эфрос. Увы, продолжалось это недолго: в начале 1967 года Эфроса сняли с должности. Он ушел очередным режиссером в Театр на Малой Бронной, взяв с собой строго определенное количество артистов, которых считал «своими» (больше ему просто не разрешили). Харитонов в их число не вошел.
Леонид Владимирович вернулся во МХАТ. В 1968 году режиссер Леонид Варпаховский поставил в Художественном театре «Дни Турбиных» Булгакова, знаковый текст для этой сцены. Харитонову он отдал роль Лариосика – самого обаятельного персонажа пьесы, кузена-недотепы из Житомира. Только вот артист к тому времени изменился – повзрослел, заматерел, ушла его «фирменная» простодушная легкость. На его место пришло что-то другое – рефлексия, зрелость. Но все это нужно было захотеть разглядеть. Давали Леониду Владимировичу в основном маленькие роли. Однако даже по одной фотографии из спектакля «О женщине» по пьесе Эдварда Радзинского видно, каким интересным мог быть Харитонов на сцене. В спектакле «О женщине», который Борис Львов-Анохин поставил на Татьяну Доронину, Леонид Владимирович сыграл Димитрия – друга мужчины главной героини. Димитрий приезжает в Москву из глубинки по делам и в кабинете своего московского товарища случайно встречает эту женщину. Разговор у мужчин идет о делах, но как Димитрий на нее смотрит! В его взгляде – и любование, и печаль (такая женщина никогда не обратит на него внимание!), и горький опыт прожитых лет.
В 1980 году у Харитонова случился первый инсульт, через три года – второй. Одна из последних ролей Леонида Владимировича во МХАТе – Федор Иванович в спектакле «Уходя, оглянись...» по пьесе Эдуарда Володарского. Не первый состав: сначала «обычного», «положительного, но скучного» мужа главной героини Любы играли Александр Калягин, Владимир Привальцев, а в образе самой Любы выходила Ирина Мирошниченко. В начале 1980-х Любу стала играть Ксения Минина, а на роль Федора Ивановича ввели Харитонова. Думается, именно он был способен раскрыть характер этого героя, показать, что в немолодом мешковатом мужичке, которого в семье никто не уважает, есть и теплота, и ответственность за близких, и надежность.
Как известно, Леонид Харитонов тяжело переживал раздел МХАТа, считал, что этого нельзя допустить. Мнения своего он не скрывал. Олег Ефремов не собирался брать артиста в «свою» часть труппы, но возмущала Харитонова в первую очередь сама идея раскола. Умер Леонид Владимирович 20 июня 1987 года – в тот самый день, когда Художественный театр разделился на две части. Именно поэтому на его могиле лежит расколотая плита, разлом которой складывается в силуэт знаменитой мхатовской чайки.
Фото из фондов Музея МХАТ