Найти в Дзене
Музей МХАТ

Неверная звезда Леонида Харитонова

В мае этого года исполнилось 95 лет со дня рождения заслуженного артиста РСФСР Леонида Владимировича Харитонова (1930 – 1987). Его судьба – пример того, как непредсказуема судьба актера, даже обласканного всенародной славой, и как легко профессиональная востребованность может смениться годами простоя.

Леонид Харитонов. Фото А.П. Штеренберга, 1962 г.
Леонид Харитонов. Фото А.П. Штеренберга, 1962 г.

Леонид Харитонов был ленинградцем. Он вырос на улице Гоголя, бывшей Почтамтской – той самой, что Хлестаков упоминает в письме к другу Тряпичкину. Леонид Владимирович любил рассказывать в интервью о том, что Гоголь в шутку вставил в пьесу «Ревизор» свой собственный адрес. Будущий артист жил именно в этом доме, и Гоголь навсегда стал его любимым автором. Харитонов действительно немало играл в произведениях Гоголя: в том же «Ревизоре» еще в школьном драмкружке выходил в роли Бобчинского, в фильме Леонида Гайдая «Инкогнито из Петербурга» был Добчинским, в Школе-студии МХАТ в дипломном спектакле ему отдали роль Хлестакова, а в знаменитых мхатовских «Мертвых душах» он вживался в образ Чичикова. Да и вообще сам тип обаяния Харитонова – лукавый, светлый, простодушный, с юмором – подходил для гоголевских персонажей.

Леонид Харитонов – Чичиков, «Мертвые души», фото 1976 г. Фото И.А. Александрова
Леонид Харитонов – Чичиков, «Мертвые души», фото 1976 г. Фото И.А. Александрова

Но все эти роли будут потом, а пока вернемся в детство будущего артиста. Мама Леонида Харитонова, врач по профессии, провела в Ленинграде почти все страшное время блокады. Сына в какой-то момент удалось вывезти из осажденного города по «Дороге жизни». Мальчик поселился в Пермском крае у тетки. Когда та в первый раз собралась мыть племяннику голову, то увидела, что волосы у него подернуты сединой.

Впервые на киноэкране Харитонов появился… в 11 лет. В блокадном Ленинграде в декабре 1941 года его вместе с мамой украдкой заснял военный кинооператор. Мама и сын тогда задремали на лестнице чужого подъезда – в их дом попала бомба. Себя в кадрах военной хроники Леонид неожиданно разглядел лишь через сорок лет, когда по телевизору показали документальный фильм «Блокада» из цикла «Великая Отечественная».

В роли Джо в спектакле «Пиквикский клуб», 1956 г. Фото А.А. Горнштейна
В роли Джо в спектакле «Пиквикский клуб», 1956 г. Фото А.А. Горнштейна

Актером он поначалу становиться и не думал – поступил в Ленинградский университет на юридический факультет. Там записался в самодеятельность. Драмкружок при университете был знаменитый (именно в нем первые шаги на сцене сделали, например, Игорь Горбачев, Сергей Юрский и Андрей Толубеев), и неудивительно, что тяга Харитонова к театру начала стремительно расти. В один прекрасный день друзья собрали ему деньги на билет в Москву – штурмовать Школу-студию МХАТ. Причем предусмотрительно скинулись, чтобы хватило и на обратную дорогу – на случай, если провалится. Но он поступил.

В роли Алешки Вронского, «Дорога через Сокольники», 1958 г.
В роли Алешки Вронского, «Дорога через Сокольники», 1958 г.

Учился Харитонов в мастерской Сергея Блинникова и Георгия Герасимова. Его однокурсниками были Нина Гуляева, Лев Дуров, Леонид Губанов, Олег Анофриев. Уже на четвертом курсе он снялся в кино – в фильме «Школа мужества» сыграл Бориса Горикова, героя автобиографической повести Аркадия Гайдара «Школа». Со съемками в Школе-студии было строго: принимать приглашения с киностудий студентам не разрешалось под угрозой исключения. Поэтому Харитонов благоразумно отказался. Но потом в Школу-студию пришло официальное письмо из ЦК ВЛКСМ с просьбой отпустить студента на съемки, и ректору Вениамину Захаровичу Радомысленскому пришлось подчиниться.

В роли Алешки, «На дне», 1959 г. Фото А.А. Горнштейна
В роли Алешки, «На дне», 1959 г. Фото А.А. Горнштейна

Уже в следующем, 1955 году, на экраны вышел фильм «Солдат Иван Бровкин», и на молодого актера обрушилась всенародная слава. Рассказывая об этом периоде его жизни, обычно упоминают эпизод из фильма Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», где героини стоят на ступенях Дома кино (потом в этом здании находился Театр-студия киноактера) вместе с никому не известным Иннокентием Смоктуновским. К Дому кино подъезжает «волга», из нее под восторженный женский визг выходит Леонид Харитонов и начинает раздавать автографы… Популярность молодого актера благодаря простодушному Бровкину была столь велика, что, говорят, однажды толпа поклонников подняла на воздух машину, в которой он находился и понесла по улице… Сам же Леонид Владимирович особенно ценил слова поэта Александра Твардовского о том, что Иван Бровкин – это «кинопродолжение Василия Теркина».

В роли Грача, «Иван и Ваня», 1974 г.
В роли Грача, «Иван и Ваня», 1974 г.

Тогда же, сразу после окончания Школы-студии, Харитонова приняли в труппу МХАТа. Зрители были счастливы увидеть на сцене своего кумира – огромная популярность простенькой лирической комедии «Дорога через Сокольники», поставленной в 1958 году Виктором Монюковым, во многом объяснялась участием в этом спектакле Харитонова. Спектакль был сыгран во МХАТе более трехсот раз.

В роли Ежевикина, с Ниной Килимник (Сашей) и Татьяной Маховой (Прасковьей Ильиничной) в спектакле «Село Степанчиково и его обитатели», 1976 г. Фото И.А. Александрова
В роли Ежевикина, с Ниной Килимник (Сашей) и Татьяной Маховой (Прасковьей Ильиничной) в спектакле «Село Степанчиково и его обитатели», 1976 г. Фото И.А. Александрова

В 1962 году Харитонов ушел из Художественного театра в Театр имени Ленинского комсомола. Там он сыграл одну из своих самых интересных театральных ролей – Сашу Кригера в спектакле Сергея Штейна «До свидания, мальчики!» по повести Бориса Балтера. Наконец-то был нарушен образ обаятельного простака, уже приросший к молодому актеру – его Саша Кригер получился небанальным, сложным. В первой половине 1960-х в Театре имени Ленинского комсомола вовсю кипела творческая жизнь – главным режиссером там работал Анатолий Эфрос. Увы, продолжалось это недолго: в начале 1967 года Эфроса сняли с должности. Он ушел очередным режиссером в Театр на Малой Бронной, взяв с собой строго определенное количество артистов, которых считал «своими» (больше ему просто не разрешили). Харитонов в их число не вошел.

В роли Лариосика, «Дни Турбиных», 1970 г. Фото И.А. Александрова
В роли Лариосика, «Дни Турбиных», 1970 г. Фото И.А. Александрова

Леонид Владимирович вернулся во МХАТ. В 1968 году режиссер Леонид Варпаховский поставил в Художественном театре «Дни Турбиных» Булгакова, знаковый текст для этой сцены. Харитонову он отдал роль Лариосика – самого обаятельного персонажа пьесы, кузена-недотепы из Житомира. Только вот артист к тому времени изменился – повзрослел, заматерел, ушла его «фирменная» простодушная легкость. На его место пришло что-то другое – рефлексия, зрелость. Но все это нужно было захотеть разглядеть. Давали Леониду Владимировичу в основном маленькие роли. Однако даже по одной фотографии из спектакля «О женщине» по пьесе Эдварда Радзинского видно, каким интересным мог быть Харитонов на сцене. В спектакле «О женщине», который Борис Львов-Анохин поставил на Татьяну Доронину, Леонид Владимирович сыграл Димитрия – друга мужчины главной героини. Димитрий приезжает в Москву из глубинки по делам и в кабинете своего московского товарища случайно встречает эту женщину. Разговор у мужчин идет о делах, но как Димитрий на нее смотрит! В его взгляде – и любование, и печаль (такая женщина никогда не обратит на него внимание!), и горький опыт прожитых лет.

В роли Димитрия, с Татьяной Дорониной – Ириной, «О женщине», 1970 г. Фото И.А. Александрова
В роли Димитрия, с Татьяной Дорониной – Ириной, «О женщине», 1970 г. Фото И.А. Александрова

В 1980 году у Харитонова случился первый инсульт, через три года – второй. Одна из последних ролей Леонида Владимировича во МХАТе – Федор Иванович в спектакле «Уходя, оглянись...» по пьесе Эдуарда Володарского. Не первый состав: сначала «обычного», «положительного, но скучного» мужа главной героини Любы играли Александр Калягин, Владимир Привальцев, а в образе самой Любы выходила Ирина Мирошниченко. В начале 1980-х Любу стала играть Ксения Минина, а на роль Федора Ивановича ввели Харитонова. Думается, именно он был способен раскрыть характер этого героя, показать, что в немолодом мешковатом мужичке, которого в семье никто не уважает, есть и теплота, и ответственность за близких, и надежность.

В роли Федора Ивановича, с Клементиной Ростовцевой (Варварой Антоновной), и Ксенией Мининой (Любой), «Уходя, оглянись…», 1983 г. Фото И.А. Александрова
В роли Федора Ивановича, с Клементиной Ростовцевой (Варварой Антоновной), и Ксенией Мининой (Любой), «Уходя, оглянись…», 1983 г. Фото И.А. Александрова

Как известно, Леонид Харитонов тяжело переживал раздел МХАТа, считал, что этого нельзя допустить. Мнения своего он не скрывал. Олег Ефремов не собирался брать артиста в «свою» часть труппы, но возмущала Харитонова в первую очередь сама идея раскола. Умер Леонид Владимирович 20 июня 1987 года – в тот самый день, когда Художественный театр разделился на две части. Именно поэтому на его могиле лежит расколотая плита, разлом которой складывается в силуэт знаменитой мхатовской чайки.

Леонид Владимирович Харитонов, 1984 г. Фото И.А. Александрова
Леонид Владимирович Харитонов, 1984 г. Фото И.А. Александрова

Фото из фондов Музея МХАТ