Найти в Дзене

Зазеркалье балерины Анны Павловой

В историческом здании по адресу Итальянская улица, дом 5, когда-то проживал Виктор Дандре – чиновник Сената и коллежский советник, которому суждено было стать супругом великой русской балерины Анны Павловой. Сегодня в этом знаковом месте располагается уникальный музей, единственный в Санкт-Петербурге посвящённый знаменитой танцовщице – «Зеркальная комната Анны Павловой». Особую атмосферу пространства создаёт надпись, хранящая тёплые воспоминания: «Эта комната помнит Анну счастливой и влюблённой». Именно здесь, в стенах этого дома, переплетались судьбы двух талантливых людей, а теперь каждый посетитель может прикоснуться к истории великой любви и искусства, хранящейся в этих стенах. Будущая великая балерина выросла в небогатой семье: после смерти отца в двухлетнем возрасте она осталась на попечении матери, владевшей небольшой прачечной. Поворотным моментом в её жизни стал поход в восемь лет на балет «Спящая красавица» в Мариинском театре – именно тогда девочка твёрдо решила стать балери

В историческом здании по адресу Итальянская улица, дом 5, когда-то проживал Виктор Дандре – чиновник Сената и коллежский советник, которому суждено было стать супругом великой русской балерины Анны Павловой. Сегодня в этом знаковом месте располагается уникальный музей, единственный в Санкт-Петербурге посвящённый знаменитой танцовщице – «Зеркальная комната Анны Павловой».

Особую атмосферу пространства создаёт надпись, хранящая тёплые воспоминания: «Эта комната помнит Анну счастливой и влюблённой». Именно здесь, в стенах этого дома, переплетались судьбы двух талантливых людей, а теперь каждый посетитель может прикоснуться к истории великой любви и искусства, хранящейся в этих стенах.

Будущая великая балерина выросла в небогатой семье: после смерти отца в двухлетнем возрасте она осталась на попечении матери, владевшей небольшой прачечной. Поворотным моментом в её жизни стал поход в восемь лет на балет «Спящая красавица» в Мариинском театре – именно тогда девочка твёрдо решила стать балериной и впервые попыталась поступить в Императорское театральное училище, но из-за юного возраста ей отказали.

-2

Спустя два года Анна предприняла новую попытку поступления, где из сотни претенденток отбиралось всего 6-7 учениц. Несмотря на скромное происхождение и простую одежду, она смогла впечатлить приёмную комиссию и была зачислена в училище. Жизнь там проходила на полном государственном обеспечении и, по воспоминаниям балерины, напоминала монастырский уклад.

В 1899 году Анна Павлова присоединилась к труппе Мариинского театра, где быстро завоевала статус ведущей солистки. Её репертуар включал знаковые партии в таких постановках как «Баядерка», «Жизель», «Щелкунчик» и долгожданная роль Авроры в «Спящей красавице». Хотя технически балерина могла уступать другим исполнительницам, её уникальные качества – пластичность, грация, эмоциональная выразительность и невероятная лёгкость прыжка – выделяли её среди прочих. Известный критик Дягилев восхищённо отмечал: «Павлова не танцует, а летает».

Поворотным моментом в карьере Павловой стала премьера миниатюры «Лебедь» в 1907 году, поставленной Михаилом Фокиным. Балерина внесла в постановку трагическую нотку, превратив первоначальный образ в «Умирающего лебедя», что сделало номер символом русского балета XX века. Личная драма в отношениях с бароном Дандре, не готовым к браку, подтолкнула Павлову к решительному шагу – вместе с Сергеем Дягилевым она отправилась в Париж, где благодаря «Русским сезонам» обрела мировую известность.

-3

Позже в Петербурге Виктор Дандре попал в тюрьму из-за обвинений в растрате при строительстве моста, где его назначили штраф в 36 тысяч рублей, а Анна Павлова, расторгнув контракт с Дягилевым, уехала в Лондон выступать в мюзик-холле. Узнав о бедственном положении Виктора, она быстро заработала деньги и отправила их в Петербург для погашения штрафа. Благодаря её помощи Виктор освободился и вскоре приехал к ней в Англию. В Голдерс-Грин Анна купила особняк и создала свою труппу, а Виктор стал её импресарио.

За 22 года гастролей Павлова посетила множество стран: Европу, Америку, Австралию, Азию. Её встречали с восторгом: в Индии публика падала на колени, в Мексике бросала к ногам сомбреро, а шведский император наградил орденом. Благодаря Анне многие страны узнали о русском балете.

Жизнь великой балерины оборвалась внезапно в январе 1931 года во время гастролей в Гааге из-за тяжёлого воспаления лёгких в возрасте 49 лет. Легенда гласит, что последними её словами были: «Приготовьте мой костюм лебедя».

Уникальная лёгкость Анны Павловой, которая восхищала зрителей и современников, объяснялась особым строением её тела: изящным ростом и хрупкостью, выделявшими её среди таких балерин, как Пьерина Леньяни, Матильда Кшесинская и Ольга Преображенская. Её техника отличалась «зависанием» в прыжках и плавными изгибами конечностей при пируэтах. Современница Тамара Карсавина восхищалась её полётом в танце, сравнивая с лёгкой снежинкой, отмечая, что ей не хватало этой воздушной грации.

-4

Вдохновение от Павловой распространилось и на кулинарию: в 1926 году, во время её гастролей в Австралии и Новой Зеландии, повара были поражены воздушностью её нарядов. В Веллингтоне повар одного из отелей создал десерт на основе безе с фруктами. Позже, в 1935 году, в Австралии, аналогичное блюдо приготовил повар отеля «Esplanade» Берт Саше. Когда десерт подали к столу, он воскликнул: «Он такой же воздушный, как балерина Павлова!» Так пирожное получило своё знаменитое название, став символом утончённости и лёгкости, как и сама великая русская балерина.

Десерт "Анна"
Десерт "Анна"

На фото представлен не классический десерт «Анна Павлова», а его вариация под названием «Анна». Основное отличие заключается в оформлении: если оригинальный десерт украшен ягодами, то его аналог подаётся с фруктами. Это придаёт десерту другой вкусовой и визуальный акцент, сохраняя при этом его лёгкость и воздушность.