Российский геймдев нередко называют чем-то нишевым, «для своих». Однако стараниями отечественных разработчиков получались игры, которые смогли выйти далеко за границы локального рынка и завоевать сердца игроков по всему миру. Вспоминаем семь знаковых российских игр, которые покорили международную аудиторию.
«Мор. Утопия» (Pathologic)
- Год выхода: 2005;
- Разработчики: Ice-Pick Lodge;
- Жанр: квест, RPG, выживание.
«Мор. Утопия» — игра-явление. Выпущенная студией Ice-Pick Lodge, она стала одним из самых необычных и смелых проектов в индустрии. Игрокам предстояло вжиться в роль одного из трех героев, пытающихся спасти город, охваченный загадочной эпидемией. Игра смешивала элементы выживания, философского триллера и театральной постановки, не боясь запутать аудиторию и бросить ей вызов.
За границей «Мор. Утопия» обрела, что называется, популярность в узких кругах. Игру перевели на английский, но «криво», поэтому и без того странная игра казалась западным игрокам странной вдвойне. Многие, впрочем, посчитали, что это добавляет игре шарма.
Благодаря уникальной атмосфере, глубине, сложности и оригинальному подходу к повествованию вокруг игры образовалось фанатское сообщество. Ice-Pick Lodge дажесобрала через Kickstarter $250 тысяч на ремейк. В 2015 вышел ремастер «Мора», а в 2019 — его полное переосмысление под названием Pathologic 2. Игроки приняли ее очень тепло, а вот западным критикам она показалась слишком «безжалостной» и сложной.
«Космические рейнджеры 2: Доминаторы» (Space Rangers 2: Dominators)
- Год выхода: 2004;
- Разработчики: Elemental Games;
- Жанр: симулятор космоса с элементами RPG, стратегии и др.
«Космические рейнджеры 2: Доминаторы» — игра от российской студии Elemental Games, продолжение культовой первой части. Игра покорила российских игроков, а потом, как получила перевод на английский, обрела культовый статус и среди любителей космосимов по всему миру.
Причин много, в первую очередь — невиданный масштаб и уникальная смесь жанров, которая постоянно преподносит сюрпризы. В «Рейнджерах» были и текстовые квесты, и экономическая стратегия, и тактический пошаговый бой. Всё это — на фоне открытого мира, где можно было стать кем угодно: пиратом, торговцем, наёмником или спасителем цивилизации.
Зарубежные критики ругали локализацию, в которой было много неточностей ошибок, но все равно с удовольствием играли и писали хвалебные рецензии. Так что игра сумела пробиться к международной аудитории, а в 2013 вышел ремейк, позволяющий залипнуть в «Рейнджеры» на новых системах.
War Thunder
- Год выхода: 2012;
- Разработчики: Gaijin Entertainment;
- Жанр: MMO, симулятор сражений.
Онлайн-экшен War Thunder от российской студии Gaijin Entertainment начал свой путь в 2012 году и со временем превратился в один из крупнейших военных MMO-симуляторов в мире. Изначально проект задумывался как авиасимулятор времен Второй мировой, но быстро разросся до масштабной игры о военной технике всех родов войск.
По теме:
Благодаря глубокой проработке техники, исторической достоверности и регулярным обновлениям War Thunder заняла нишу, в которой не так много конкурентов с таким уровнем детализации. Сегодня сообщество игры насчитывает миллионы игроков по всему миру, что делает ее одним из самых успешных российских проектов на глобальном игровом рынке. Недавно игра, кстати, отмечала день рождения.
Escape from Tarkov
- Год выхода: 2017;
- Разработчики: Battlestate Games;
- Жанр: шутер от первого лица.
Хардкорный онлайн-шутер Escape from Tarkov переносит игроков в вымышленный российский город Тарков, охваченный конфликтом. Это не просто шутер, а смесь военного симулятора, «выживача» и RPG. Каждое рейдовое задание — это напряжённая экспедиция с риском потерять всё: патроны, снаряжение и даже самообладание. Одна из главных особенностей игры — реалистичная баллистика и проработанная система ранений.
Escape from Tarkov быстро обрела популярность в международном сообществе благодаря стримерам и блогерам. Живые трансляции с напряженными моментами и сложным геймплеем привлекли миллионы зрителей. Несмотря на то, что игра до сих пор находится в состоянии бета-тестирования, она уже собрала преданную аудиторию и прочно заняла свое место среди «реалистичных шутеров». А в этом году игра, как пообещали разработчики, выйдет из раннего доступа.
Atomic Heart
- Год выхода: 2023;
- Разработчики: Mundfish;
- Жанр: шутер от первого лица.
Atomic Heart вышла в феврале 2023 года и моментально привлекла внимание аудитории атмосферой альтернативного СССР. Игра представляет собой одиночный шутер от первого лица с элементами RPG, вдохновленный такими тайтлами, как BioShock, Half-Life и Prey. Сюжет разворачивается в ретрофутуристическом Советском Союзе, где учёные создали утопию на базе робототехники и нейротехнологий. Но, как водится, что-то пошло не так.
Игра быстро вышла на международный рынок — Atomic Heart вызвала большой интерес в западных СМИ и геймерском сообществе. Многие были очарованы её странной (для западной аудитории) эстетикой и смелыми дизайнерскими решениями, а некоторые персонажи мгновенно стали узнаваемыми — например, роботы-балерины. К игре уже вышло несколько DLC, которые расхвалили игроки.
MiSide
- Год выхода: 2024;
- Разработчики: AIHASTO;
- Жанр: психологический хоррор.
MiSide — это психологический хоррор от российской инди-студии AIHASTO, состоящей из двух человек. Игра начинается как симпатичный симулятор общения с виртуальной подругой по имени Мита, но вскоре превращается в тревожное и мрачное приключение, где границы между реальностью и цифровым миром стираются. Геймплей сочетает элементы визуальной новеллы, головоломки и ужаса — непривычное сочетание, которое пришлось по душе геймерам по всему миру.
MiSide пронеслась в соцсетях, как шторм. В нее повально играли стримеры и летсплееры, собирая при этом миллионы просмотров. В итоге игра, созданная дуэтом разработчиков из России, отлично продалась, была переведена на кучу языков и обрела преданное фанатское сообщество.
«Тетрис»
- Год выхода: 1984;
- Жанр: головоломка.
«Тетрис» — это не просто игра, а культурный феномен. Созданный в СССР в стенах Вычислительного центра Академии наук, он буквально за несколько лет стал глобальным хитом. Простой, но бесконечно увлекательный геймплей — складывание падающих фигур в горизонтальные линии — оказался универсальным языком, понятным людям всех возрастов и национальностей.
Со временем «Тетрис» стал одним из самых продаваемых и узнаваемых тайтлов в истории. Его адаптировали под сотни платформ, он вошел в Зал славы видеоигр и вдохновил поколения разработчиков. Эта простая игра — неотъемлемая часть истории индустрии и, пожалуй, самая известная российская (и советская) игра в принципе.
А какие игры в этом списке хотели бы увидеть вы? Делитесь любимыми отечественными играми в комментариях.