Кульминация - это момент высочайшего напряжения в сюжете, кризис или конфликт, проявленный на максимум. Без них ни одной истории не было бы, потому что вселенной просто неинтересно смотреть такое кино, в котором нет смерти и, если повезет, следующего за ней возрождения героя. Поэтому кризисы - это самая что ни на есть естественная часть жизни. Они не просто могут, а должны случаться, потому что жизнь не может быть статичной.
Все в мире живет по закону пульсации. Череда сжатий и расширений - основа движения. У вас кровь в жилах движется за счет смены напряжения и расслабления сердечной мышцы. Вы дышите, потому что диафрагма чередует напряжение и расслабление. А раз кризис это максимальное напряжение в старых конструкциях, то ваша единственная задача в кульминационном моменте - отпустить эти конструкции, хоть и хочется держать их всеми силами.
Знаете, почему люди часто в кризисах застревают и страдают? Потому что, во-первых, искренне считают, что кризисов не должно быть. И боли, говорят, тоже быть не должно. А во-вторых, потому что не умеют прожить отчаяние, не разрушаясь. В итоге их жизнь превращается в постоянное бегство от кульминации. И все! Песочные часы жизни не переворачиваются, время останавливается, сюжет буксует. А внутри этой паузы, как в капсуле, запирается то, что должно было измениться, но не изменилось. Именно это ощущается человеком как жизненное болото.
Если я вижу это в своей жизни, я всегда знаю, что я тут только по одной причине - мой отказ проживать боль отчаяния, встречаться с разочарованием и потерей прежних представлений о самой себе и мире. И тогда я ложусь на диван и начинаю смотреть вглубь, приветствуя всю боль, на которую натыкаюсь во время этих раскопок.
Уж простите, это не я сказала, а мои преподы в сценарной школе, но кризис всегда преодолевается одним единственным способом. Герой падает в отчаяние, и оно заставляет его действовать не так, как он действовал раньше. Заметьте! Чтобы сдвинуться, герою нужно не продолжить бороться, а сначала сдаться. Потому что кровь не потечет, если напрячь мышцу еще сильнее. Потому что невозможно вдохнуть воздух в легкие, которые не выдохнули. Потому что старый герой не может сделать ничего нового. Нужно измениться. А после этого можно продолжать бороться, но уже за что-то новое или в новом своем качестве.
Давайте от абстракции к жизни.
- Спасать брак до последнего, пережить точку невозврата, отпустить старую цель «спасти брак» и обрести новую цель - жить в качественно других отношениях. А с тем же человеком или с каким-то другим, это уже по ходу решается. Где тут отчаяние? - В том месте, где цель спасти брак в его прежнем виде больше не работает.
- Изо всех сил карабкаться по карьерной лестнице, чтобы стать богатым/уважаемым/достойным/любимым и т.д., внезапно встретиться с тяжелой болезнью. Понять, что прежние цели больше не имеют такой ценности, найти свои новые смыслы и цели и уже дальше строить жизнь, ориентируясь на новое. Где тут отчаяние? - В момент отказа от дальнейшего карьерного успеха и признания того, что твои силы и ресурсы ограничены.
- Жить ради детей, видя в них свою единственную ценность, а потом столкнуться с тем, что ребенок уходит жить свою жизнь. Остаться в одиночестве и принять, что прежний смысл не может быть воплощен. А потом найти новые смыслы уже без привязки к ребенку. Где тут отчаяние? - В принятии того, что ты уже не так-то и нужен своему ребенку, да и самому себе тоже не был особо нужен, как оказалось.
Степень отчаяния и тяжесть его проживания может быть разной. Но разочарование, сдача, потеря - это единственный путь в будущее.
Лошадь сдохла - слезь, гласит народная мудрость. И это относится не к чему-то снаружи, что себя исчерпало. Это про внутренние: про способы мышления, взгляд на себя, самоощущение, автоматические реакции, заезженные схемы общения, отношения с самим собой. И чтобы со старых рельсов соскочить, нужно остановить борьбу, по крайней мере если вашей жизни и здоровью ничто не угрожает в реальности.
Зачем это всё? - а вот за этим ⤵️
Если научиться использовать этот подход на практике, можно открыть для себя дивный новый мир направленных изменений. И сделать кульминационные моменты своих сценариев не такими драматичными и сокрушительными. А еще можно научиться проходить насквозь через парализующий страх изменений, если чуть уменьшить градус страха столкнуться с тяжелыми чувствами за счет накопленного опыта работы с ними.
И тогда время потечет снова, и тогда появится пространство для новой жизни, и кульминация станет новым рождением. И сценарий жизни можно будет менять уже и по своему усмотрению, а не только по воле внешних обстоятельств. И он будет интересным не за счет драматичности одного единственного момента, а за счет череды кульминационных моментов, которые создают динамику. А такое кино всем интересно: и небесным зрителям, и самому герою.
Про практику, навеянную этим постом, читайте в моем канале "Ремесло Осмысленности"
Наталья Адамова ©️