Уверены, многие смогут по описанию узнать место, где расположен населенный пункт, о котором пойдёт речь.
Владимир Левицкий так его описал: «До недавнего времени на берегу стояла банька. По весне вода доходила к самой двери. Рядом стояла лодка... Место интересное, но жить там, видимо, непросто. Правда, построили большой новый дом. Электричество от двух ветряков. Рядом стоянка для дальнобойщиков...». А в газете «Киришский факел» от 6 мая 1991 года о ней написали: «…притулившиеся на берегу Тигоды домишки – тщетная попытка возродить старую стертую с лица земли войной деревню…».
Это деревня Менё(е)вша, что уютно расположилась на правом берегу речки Тигода. В списках деревень Киришского района (довоенных и послевоенных) Менёвша пишется с буквой «Е». Только в последние года и жители, и официальные лица стали именовать эту деревню МенЁвша! Почему такое вольное обращение с топонимами?» - задает риторический вопрос краевед М.Потанина.
У здешних коренных финно-угорских народов рыба налим называлась мень, менёк. Не случайно, жителей города Пудож (на Водле) называли «пудожские налимы, а ещё ранее – «меньки-толстолобики». В Великом Новгороде во время раскопок найдена крышка от бочки, в которой была засолена рыба. На крышке сохранилась надпись «Мнь» (мень). Также в Новгородских писцовых книгах часто упоминается мень, мнёвый лов. Возможно, и речка Меневша, которая впадает в р.Тигода, была богата этой рыбой?
М.Потанина предлагает и другое объяснение топонима: от финского слова «мено», что означает «течение». Речка Меневша, устье которой находится в 11 км по правому берегу реки Тигода, небольшая: ручей, поток, течение.
Впервые населенный пункт упоминается в «Переписной оброчной книге Вотской пятины, 1500 года». И первоначальное название ее «Меневшина на волоке на реце на Тигоде».
Деревня Меневша обозначена на карте Санкт-Петербургской губернии Ф.Ф.Шуберта 1834 года. На тот момент в деревне было 63! крестьянских двора. В сборнике «Описание Санкт-Петербургской губернии по уездам и станам» зафиксировано, что в 1838 году деревня Меневша принадлежала генерал-лейтенантше Шеншиной. На тот момент в деревне числилось 280 ревизских душ (поровну мужчин и женщин). Затем деревня уже значится за господином Шеншиным. К слову, это тот самый господин Шеншин, который совместно с новоладожским купцом Заикой и прихожанами причастны к строительству каменной церкви Покрова Пресвятой Богородицы в д.Мелехово.
После отмены крепостного права временнообязанные крестьяне выкупили свои земельные наделы у Е.С.Шеншиной и стали собственниками земли. На тот момент в деревне было 55 крестьянских дворов, 313 человек жителей, православная часовня.
В Сборнике Центрального статистического комитета 1885 года Меневша описывается как бывшая владельческая, 62 крестьянских двора, 288 жителей, в которой есть часовня и лавка.
В XIX- начале XX веков деревня относилась к Тигодской волости 5-го земского участка 1-го стана Новоладожского уезда Санкт-Петербургской губернии и входила в Меневшское сельское общество.
По данным переписи населения 1926 года в Меневше проживали 286 человек, все русские. Особенностью структуры местного население было большое количество староверов/раскольников. В Государственном архиве Новгородской области хранится Дело № 8 «Молитвенный дом д.Меневша Тигодской волости» (1927-1930гг.), в посемейном списке которого – 75 человек. До сегодняшнего дня среди местных жителей сохранились названия мест «потаенное кладбище», Меневшинский жальник и др.
С 1927 года Меневша была отнесена к Чудовскому району Новгородского округа Ленинградской области. Затем деревня вошла в состав уже Киришского района Ленинградской области. К началу Великой Отечественной войны ее население составляло стабильно чуть больше 200 человек.
Старожилы Иван Васильевич Круглов и его жена Мария Ивановна рассказывали, что деревня Меневша в своей жизни горела два раза – до революции и в сорок первом году. После первого пожара тульский мужик Бушин, перекупивший эту деревню у одного помещика, дал всем жителям лесу на строительство, заказал план, и деревня была построена по этому плану. Пять ровных улиц расположились на берегу реки Тигода.
Этот же мужик Бушин частенько упоминается в послереволюционных архивных документах.
В 1919 году на запрос Новоладожского районного управления советским хозяйством волостная управа сообщала, что «владелец имения в Меневше – Николай Прокопьевич Бушин. Пашни у него 20 десятин, усадебной земли 2,5 десятины, покоса 176 десятин, под лесом и вырубкой 152 десятины, под болотами и кустарником 29 десятин. Прилегают к имению земли деревень Меневша и Мелехово». Как «знающий специалист» помещик Бушин привлекался к работе в советском хозяйстве деревни, где был образован колхоз «Красное Знамя». Школьные проблемы были решены за счет того же самого Николая Прокопьевича Бушина: из бывшего его имения взяли пчельник для постройки дровяника для деревенской школы и амбар для постройки квартиры для учительницы. Эта учительница по фамилии Оболенская позже прочитала жителям доклад об очередной годовщине Октябрьской революции, который ими был «принят к сведению».
О том, что деревня была центром сельсовета и когда-то здесь кипела жизнь, говорят частично сохранившиеся «Протоколы общих собраний граждан Тигодской волости. 20 марта 1925 – 13 октября 1926». Собрания жителей деревни проводились каждый месяц. На них решались вопросы очистки улиц и «постановки бочек с водой», организации Меневшского комитета взаимопомощи, создания мелиоративного товарищества и пожарной дружины, найма «сторожихи» в школу, приобретения племенного быка, ремонта моста через реку и др. Из этих протоколов узнаем, что избачом жители деревни избрали Евсея Чугунова. Он же предложил свой дом, который стоял в центре деревни, под избу-читальню.
27 августа 1941 года деревня была захвачена немецко-фашистскими войсками, а освобождена от врага 22 января 1944 года.
Выдержка из Оперативной сводки Совинформбюро за 23 января 1944 года: «…Западнее и юго-западнее Кириши наши войска вели наступательные бои, в ходе которых заняли населенные пункты Белово, Костово, Ивановское, Васькины нивы, Смердыня, Басино, Дубовик, Липовик, Березовик, Мелехово, Меневша, Курников остров, Зеленцы, Лезко, Водосье, Пехово и железнодорожную станцию Тигода…»
В сорок первом от деревни остался один сарай. Многие мужчины не вернулись с войны, и женщинам было не под силу строиться в одиночку. Они разъехались искать счастья в другой стороне. Есть сведения, что после войны в полностью разрушенную деревню, административно входившую в состав Турского, а затем Кусинского сельсовета, никто не вернулся. Так что в разряд «неперспективных» Меневша попала не в застойные 1970-е годы, а сразу после войны.
И все же в 1997 году официально в ней проживал 1 человек, в 2002 – 2 человека. В 2007 в деревне Менёвша не был зарегистрирован ни один постоянно проживающий человек. Годом позже – один. А в 2010 году – население увеличилось в 5 раз! Т.е. 5 человек!
Справка:
Расстояние до административного центра д.Кусино - 6 км.
Расстояние до ближайшей железнодорожной станции «Тигода» - 5 км.
Расстояние до районного центра г.Кириши - 18 км
Материал подготовлен научным сотрудником Киришского историко-краеведческого музея Инной Юрьевной Ефимовой.