Здравствуйте, уважаемые подписчики «Истории таблетки», клинически всех приветствую. А некоторых даже лабораторно. Куда пропал автор? Пару лет бодро вещал про анатомию-физиологию-болезни-таблетки, и вдруг год назад – как отрезало. Уж не помер ли, на радость уринотерапэутам и народным целителям?
Жив-здоров, режим труда и отдыха соблюдаю, Вашими рецептами, как говорится. А чего писать перестал – так тут всё просто. Организм наш анатомию с физиологией меняет неохотно, новинки, если и появятся, то через сотню-другую тыщ лет, а то и весь миллион. Тогда и расскажу. В плане диагностики и терапии, ситуация, конечно, пошустрее меняется, но тоже счёт на годы и десятилетия.
Вот и получилось, что темы логично иссякли, ибо разобрали мы все человеческие структуры и механизмы – от мозгов до вен на ногах, а лекарства - от косметических кремов до моноклональных антител. По основным врагам человеческим подробно прошлись, вирусам, бактериям, глистам да клещам, способам их выявления и уничтожения. И выяснили, что главный враг человека – он сам и есть. Рюмкой да сигареткой, ложкой и диваном мягким губит себя куда как бодрее, чем ковидлы и синегнойки.
Тут буквы и кончились. Это ж вам не про передний вырез на джинсовых юбках писать, который сегодня моден, а завтра не очень. Медицина – штука консервативная, а из пальца темы высысывать автору как-то не хочется.
Не про такое же писать:
Но мимо этой новости пройти не мог.Решил замахнуться на святое – жутко модное, страсть, какое эффективное и «совсем без побочек» чудо-лекарство Оземпик! Давай уже, автырь, токмо кратенько, скажи, что уколы эти – зло буржуйское, от них слепота, рак и почки отваливаются, а потом кидай ссылку на тоже самое, только наше и за копейки. С промокодом, скидкой и сумкой в подарок.
Не дождётесь, рекламы и сомнительных товаров на канале отродясь не было, а краткость – увы, не наша сестра. Тут больше про обстоятельность и неторопливость. Сегодняшняя статья не исключение. Копай, товарищ, оземпик на полный штык, на полный штык, как Маяковский писал.
Начнём с базы. Любой, кто «в теме», конечно, помнит, что сахар у нас регулируется в основном, двумя гормонами. Инсулин, понятно, глюкозу снижает, а глюкагон – повышает. Другие вещества и механизмы трогать не будем, оно всё непросто и запутанно, нас больше глюкагон сейчас волнует.
Вырабатывается он тоже в поджелудочной, только альфа-клетками (инсулин – в бета), заставляет печень делиться собственным гликогеном, расщепляя его до глюкозы. Такой вот антагонист инсулину, не менее быстрый и мощный, потому как гипогликемия – штука для нас смертельная, допустить никак нельзя.
Есть у него и более аккуратные «родственники» - глюкагоноподобные пептиды, которые вырабатываются в тонком кишечнике. Сокращённо по аглицки зовутся GLP, почти как мерседесы, которые GLC да GLA. Только нужнее и полезнее. Открыли их, кстати, ещё сто лет назад и назвали инкретинами, но в деталях разобрались и выделили GLP1 только в 1986 году.
Рецепторы к этим ГПП находятся в том же кишечнике и работают как датчики: поступила пища к нам внутрь, глюкоза на рецептор подействовала, сразу сигнал на выброс инсулина, моторику желудка – снизить, аппетит – поумерить. Глюкагону поджелудочной – стоп-машина. Крайне полезная вещь, вот бы научиться эти датчики «запускать» и без пищи! Сплошная польза выйдет – есть не хочется, собственный инсулин шпарит и лишнюю глюкозу убирает. Чудо-лекарство выйдет при диабете второго типа. Потом уже выяснили, что действуя на эти рецепторы можно влиять на 7 (!) из 11 патогенетических механизмов СД2.
Появились такие лекарства только через 20 лет после выделения ГЛП1 – в 2005 году FDA зарегистрировало первый агонист рецепторов глюкагоноподобного пептида (длинно и заумно как-то, давайте сократим до арГПП1 для удобства). Назывался он эксенатид, под фирменным «позывным» Баетта (Byetta, Astra Zeneca). У нас, кстати, его одобрили для лечения сахарного диабета практически сразу – в 2006, регистрация переоформлена в 2019, до сих пор активна.
Цена, правда, кусается, в районе 10 тысяч на шприц и 60 доз к нему. По рецепту, понятно, и в большинстве аптек в наличии нет. Дженерики на рынок ни мы, ни индусы с китайцами пока не выкинули. Ибо патент и нельзя.
Не беда, тем более «подкалывать» этот препарат надо два раза в день, а есть уже и длительные арГПП1 – раз в сутки, а то и в неделю. Кратенько о них, и возьмёмся за героя статьи.
Лираглутид (виктоза, саксенда от Ново Нордиск, наши весфол, шугалес, квинлиро, мелитид, энлигрия) – 1 раз в день.
Дулаглутид (американский трулисити от Эли Лилли), албиглутид (эперзан от GSK, в РФ не зарегистрирован) – 1 раз в неделю.
Как видим, фарма «бурлит» разработками и исследованиями новых перспективных –глутидов, но почему именно семаглутид, который Оземпик, стал именем нарицательным для «уколов для похудения»? Датская Ново Нордиск, конечно, на инсулинах «собаку съела», но обойти в маркетинге американцев, GSK, Астра Зенеку и Авентис… В чём секрет?
Ещё и следующую «бомбу» зарегистрировала – семаглутид вообще без уколов, а в таблетках – ребелсас! 16 тысяч за 30 таблеточек, пор фавор, как говорится у нас, у датчанцев.
Северо-западные «товарищи» вещают про уникальное скандинавское сырьё – дрожжевые грибки, из которых вырабатывают этот самый семаглутид. Строжайшие меры безопасности, производство только «на месте», а не где-нибудь в Польше или Малайзии. Сплошное качество, контроль и секретность интеллектуальной собственности. Ну-ну, поверим, у американской биг фармы со всем этим точно швах. Ни технологий, ни сырья, ни коммерческой тайны, ребята рассказывали.
Цена у нас ниже, говорили они. По сравнению с тем же зепбаунд (Zepbound от Эли Лилли). Легко проверяется тут - https://www.drugs.com/compare/ozempic-vs-zepbound. «Американец» дешевле. У нас правда, этот зепбаунд стоит запредельных 130 000 тысяч за 4 шприц-ручки. Оно понятно, санкции, серый импорт, экзотика и «настоящее качество для состоятельных парней».
А кроется секрет мегапопулярности именно оземпика не в «высочайших технологиях, уникальном сырье» и прочих скандинавских традициях (хотя и они присутствуют, чего греха таить).
Добро пожаловать в капитализм и его маркетинговые штучки. Важно, не что ты производишь, а как ты это «что» продаёшь. Акцентируешь внимание не на основном действии препарата (контроль уровня глюкозы крови), а на побочном эффекте - снижении массы тела. Это же золотое дно! С виагрой же сработало, когда испытывали её как силденафил для лечения гипертонии.
И не беда, что FDA одобряет оземпик только для лечения диабета 2 типа (декабрь 2017 года). Запускаем рекламу в соцсетях и «независимых» медиа, привлекаем звёзд шоубиза. Если надо, раздадим «первую дозу бесплатно».
Полистайте на досуге этот список привлечённых селебритей в журнале «Пиплы», их под восемь десятков, я, кроме Вупи Голдберг, Опры Уинфри, Илона нашего Маска и ещё пары смутно знакомых пассажиров, никого не опознал. Но фанатов и поклонников у них, поди, миллиарды, у многих из которых сотня-другая долларов на укольчик найдётся. Реклама, конечно, «золотая» выходит и не совсем… законная. Какое там разрешение, кто эту FDу, слушает, когда САМА Мама Джун Шэнон советует! (кстати, кто это?).
В итоге каждый вложенный ржавый цент отбивается многократно: рост продаж на 392% только за 21-23 годы, диабетикам препарата просто не хватает, «худеющие» сметают всё! И это несмотря, что препарат рецептурный, врачи тоже люди, даже в Америке. В результате датская компания (большинство и Данию эту на карте не найдут) становится владельцем самого продаваемого лекарственного бренда – на 42 миллиарда долларов в год.
Но с государством, тем более, таким как США, шутки плохи. Медиаподдержка селебрити, Голливуда и всех Беверли Хиллов это прекрасно, но лучше подстраховаться. И сделано это блестяще. Учиться и учиться.
Ново Нордиск берёт тот же самый семаглутид, регистрирует его под другим названием – вегови (Wegovy) – и в июне 2021 года одобряет его в FDA для лечения ожирения у взрослых . В Евросоюзе вегови разрешается в январе 2022, а в 2024 препарат проникает на второй по размеру рынок в мире - Китай. Да продолжится оземпиковая лихорадка, только уже легально и «научно обоснованно»!
Только вот эта самая научная обоснованность играет не совсем на стороне маркетинга. С одной стороны у семаглутида открываются новые положительные стороны: снижение риска сердечно-сосудистых заболеваний, гипертонии и даже депрессии. Это, впрочем, можно связать с нормализацией уровня глюкозы крови, так все сахаропонижающие работают. Плюс, худеешь, чего бы и не радоваться? Ешь меньше – риск холециститов с энтероколитами ниже.
А с другой стороны – аппетит не просто так снижается, а на фоне неприятных ощущений: тошнота (у каждого 5-6-го из получающих инъекции), рвота (5-9%), диарея (8%) или, наоборот, запор (3-7%). Ещё и боли в животе могут беспокоить (6-7%). Что ж хотели, лезем своими уколами в работу ЖКТ, ему, понятно, и не нравится, бывает и «бунтует». Кстати, производитель об этом честно предупреждает, правда, бороться с такими последствиями предлагает… другими методами от ожирения: не есть жирного и сладкого, жевать медленнее, больше пить воды и гулять на свежем воздухе. Так и без уколов похудеешь.
Сами решайте, потерпеть пару недель, пока само не пройдёт или отменять. У трёх из ста может перерасти в проблемы посерьёзнее – паралич желудка (гастропарез) и панкреатит.
Слабость, головокружение, потливость (1,6-3,8%). Каждый диабетик знает – такое может возникнуть за счёт снижения сахара в крови (гипогликемии). Одной конфеткой или яблоком справиться можно. Но не всегда.
Аллергия, возможные реакции в месте введения – это понятно, и на боржом появиться может.
Из-за того, что вес быстро «уходит», кожа лица за подкожной клетчаткой не успевает и маленько висит. Оземпик фэйс называется, даже модно такое носить. У кого победнее тургор кожи сам восстановится со временем, ежели побогаче – могут и скальпелем подправить. Лицевым хирургам тоже есть хочется.
А вот вам «побочка» пострашнее. У экспериментальных мышей зарегистрировано несколько случаев рака щитовидной железы. Разработчик говорит, спокойно, товарищи. Случаи единичные, у людей пока не выявлено, только у грызунов. Вы лет сто поколите, мы данных насобираем, тогда и отчитаемся. А пока, если в семье случаи подобных раков были, лучше воздержаться. Нечего нам статистику портить.
Ну и последний на данный момент «неприятный сюрприз» от оземпика. В инструкции к препарату он скромно называется «осложнения диабетической ретинопатии». То есть, подразумевается, что у принимающего уже есть диабет и проблемы с сетчаткой. А человеку без диабета, получающему оземпик беспокоиться за глаза не стоит. Оказывается – стоит.
На днях (июнь 2025 года) Комитет по безопасности лекарственных средств ЕМА (Европейское Медицинское Агенство, типа минздрава всего Евросоюза) пересмотрел данные клинических, доклинических и постмаркетинговых исследований семаглутида (оземпик, вигови и ребелсас) и обнаружил очень редкий (надеюсь, им и останется) побочный эффект. Вот тут их отчёт лежит.
По-русски звучит как «Неартериитная передняя ишемическая оптическая нейропатия». Красиво и загадочно. На деле, чик – и зрение на один пропало, безболезненно, полностью и скорее всего, навсегда. Лечения толком нет, но есть вариант подобной катастрофы и на втором глазу. За счёт нарушения кровоснабжения оптического (зрительного) нерва. Да, «всего» один на 10000 (только принимают оземпик миллионы!), да, после года инъекций, да, не смертельно. Но страшно.
Запретят ли после этого препарат для использования в штатах, Европах и остальному миру? Вот это навряд ли. Эпизод «неприятный», но пока единичный, других новых опасностей не зарегистрировано. Слишком много серьёзных парней уже вовлечено в этот бизнес на многие миллиарды, датчане новый огромный завод в США строят (а как же скандинавское качество, уникальное сырьё и жуткая секретность?), продажи будут только расти. На них такой «щелчок» и не скажется, в крайнем случае, мегарэпер какой очередной сингл-джингл про оземпик расскажет, отобьётся за пару дней и гонорар и возможное снижение продаж.
Другая неприятность датчан ждёт, срок действия патента в Китае – до 2026 года, дженерики хлынут, поверьте, десятками наименований и мегатоннами на разлив. Они уже готовы. И начнётся оземпиковая лихорадка ( с такими же фэйсами) уже для бедных.
Если у «родного», оригинального препарата периодически выявляются новые нежелательные реакции, они хоть регистрируются и репортируются. Что тогда ожидать от «доступных аналогов»? Лучше не проверять. Оставить эту группу препаратов для страдающих сахарным диабетом, глутиды – как ни крути, лекарства, крайне перспективные, по безопасности фору всем другим дают. Ещё скажут своё слово и как монотерапия, и в комбинации (с инсулином уже есть).
А пару-тройку лишних килограмм можно забороть и традиционными способами. Главный из которых не меняется тысячи лет. Надо. Меньше. Есть.
Будьте здоровы!