На прошлой неделе мой друг рассказал историю, которая многое объясняет в ситуации с российским автомобильным рынком. Знаем мы друг друга уже лет десять, он человек основательный, к покупкам подходит серьезно.
Решил он поменять свой потрепанный Фокус 2012 года на что-то более современное и надежное. Денег в полном объеме на новую машину не было, пришлось смотреть в сторону автокредита. Начал «бегать» по разным банкам, узнавать. То, что он там услышал, заставило его пересмотреть планы. 38% годовых на пять лет, рассказывает Алексей, до сих пор находясь в недоумении. При сумме кредита 2 миллиона рублей переплата составила бы 3,8 миллиона. Получается, за машину стоимостью 2 миллиона пришлось бы заплатить почти 6. Естественно, от такого «предложения» он отказался. Но история заставила меня задуматься: что происходит с нашим автомобильным рынком?
Как друг разбирался в ситуации
Он человек дотошный, решил разобраться, откуда такие ставки. Оказалось, что ключевая ставка ЦБ 21% годовых напрямую влияет на стоимость автокредитов. Банки добавляют свою маржу 15-20%, и получается те самые астрономические проценты.
«Я спросил у кредитного менеджера, как можно брать кредит под такой процент. Она ответила: а что делать, таковы реалии. Хотите машину – платите». Рассказывает он мне. Сравнил с советскими временами. Его отец стоял в очереди на «Жигули» семь лет, но когда очередь подошла, машина стоила 7600 рублей при зарплате инженера 120 рублей в месяц. Дорого, но за 5 лет можно было накопить. Сейчас Lada Vesta стоит 2 миллиона при зарплате Алексея 60 тысяч. Формально 33 месячных зарплаты, но с учетом кредитных ставок покупка превращается в финансовое самоубийство.
Поход по автосалонам открыл глаза
После неудачи с кредитом мой товарищ решил изучить рынок. Поездил по нескольким салонам, поговорил с продавцами. Картина везде одинаковая – пустые залы, скучающие менеджеры, машины покрываются пылью.
В салоне Lada продавец честно признался: «Кто сейчас может позволить себе кредит под 35-40%? Только очень богатые люди, а они наши машины не покупают».
В салоне китайских марок ситуация не лучше. Chery Tiggo 7 Pro за 3,2 миллиона рублей простоял там уже четвертый месяц. В Китае такая машина стоит в два раза дешевле, но у нас утильсбор, пошлины, НДС. Что остается делать? Получается порочный круг: государство защищает отечественный автопром высокими пошлинами, но эти меры делают дорогими все машины, включая российские.
Воспоминания о лучших временах
Алексей рассказал мне историю своего первого автомобиля – ВАЗ-2109 1997 года. Покупал в 2004-м за 190 тысяч рублей при зарплате 12 тысяч. Это 16 месячных доходов – вполне подъемно для молодого специалиста. Тогда альтернатив особо не было. Подержанные иномарки дорогие, новые недоступны. ВАЗ был единственным вариантом. Сейчас ситуация кардинально изменилась. На рынке десятки марок, конкуренция жесткая. Но парадокс в том, что выбор есть, а денег на покупку нет. Кредитные ставки делают любой автомобиль недоступным для среднего класса. Раньше проблема была в дефиците предложения, сейчас проблема в дефиците платежеспособного спроса.
История знакомого автодилера
У Алексея есть приятель Сергей, который держал автосалон в подмосковье. Салон конечно громко сказано, так перекупская площадка. Торговал подержанными машинами, дела шли неплохо. В прошлом году решил расшириться – взял большую площадку, нанял людей. Рассчитывал на рост рынка, но вышло наоборот. Продажи упали в три раза. Людям не хочется брать кредиты под такие проценты, жаловался «авто бизнесмен» . А за наличные покупает один клиент из десяти». В итоге салон пришлось закрыть, сотрудников уволить. Сергей остался с долгами и горьким опытом. «Мы стали заложниками денежно-кредитной политики» говорил он. ЦБ борется с инфляцией, а реальная экономика умирает.
Почему сравнения с Китаем некорректны
Я часто слышу от коллег, друзе и знакомых, почему мы не можем повторить китайский опыт? Мол, за 30 лет создали мощнейший автопром. Но это же разные весовые категории . У Китая полтора миллиарда населения, у нас 146 миллионов. У них рынок в десять раз больше, соответственно, и возможности другие. Плюс китайцы стали «мировой фабрикой». Apple производит айфоны в Китае, немецкие автопроизводители размещают там заводы. Технологии приходили вместе с инвестициями и рабочими местами. А у нас автопром как был отверточной сборкой, так и остался. Даже новый Москвич – это китайский JAC под другой эмблемой».
Что происходит с обычными семьями
Мне как то рассказали про одну семейную пару. Их старая «Калина» постоянно ломалась, жена боялась на ней ездить. Присмотрели кроссовер за 2,5 миллиона.
Банк одобрил кредит под 36% годовых. Ежемесячный платеж составил 85 тысяч при семейном доходе 120 тысяч. На жизнь оставалось 35 тысяч – хватит только на самое необходимое. Это же кабала. Пять лет жить впроголодь ради автомобиля. В итоге решили ездить на старой машине и откладывать на ремонт. Таких историй десятки. Люди хотят обновить автомобиль, но не могут себе позволить грабительские кредиты.
Вторичный рынок тоже замер
Алексей изучил и рынок подержанных автомобилей. Ситуация не лучше. Продавцы завышают цены, пытаясь компенсировать инфляционные потери.
BMW X5 2018 года с пробегом 100 тысяч просят 4,5 миллиона. Три года назад такая машина стоила 3,2 миллиона. Рост на 40% при том, что автомобиль постарел еще на три года. Кто покупает по таким ценам?поинтересовался у продавца. «Почти никто. Машина стоит полгода, но снижать не хочется – сам дорого покупал». Замкнутый круг: продавцы не хотят продавать дешево, покупатели не могут покупать дорого. Рынок парализован.
Безрадостные перспективы
По моему мнению, если ситуация не изменится, российский авторынок ждет коллапс. Продажи новых машин упадут до критических значений. Заводы будут сокращать производство и персонал.
Пострадает и смежная экономика: автосалоны, сервисы, производители запчастей. Сотни тысяч рабочих мест окажутся под угрозой. Макроэкономическая стабильность важнее отдельных отраслей
Как люди приспосабливаются
Пока власти борются с инфляцией за счет реального сектора, люди ищут альтернативы. Алексей заметил несколько тенденций.
Растет популярность каршеринга и такси. Зачем покупать машину за 3 миллиона, если можно пользоваться транспортом по мере необходимости? Развивается рынок ремонта старых автомобилей. Люди предпочитают восстанавливать имеющиеся машины, а не покупать новые в кредит.
Некоторые переходят на мотоциклы, скутеры, электросамокаты. Для городских поездок это дешевле и практичнее.
Решение
В итоге мой друг принял решение продолжать ездить на старом фокусе. Планирует потратить тысяч 150-200 на капитальный ремонт и эксплуатировать машину еще несколько лет.
«Лучше вложить деньги в восстановление старой машины, чем влезать в кредитную кабалу. Пока экономическая политика не изменится, покупка нового автомобиля – это финансовое дно».
Его история типична для миллионов россиян. Люди хотят обновить автопарк, но экономические условия делают это невозможным. Российский авторынок действительно замер, но не от естественных причин. Его убивают методично и сознательно, прикрываясь благородными целями борьбы с инфляцией. Возможно, когда-нибудь ситуация изменится. Но пока приходится жить в той реальности, которая есть.
Спасибо, что дочитали мою статью. Рассказывайте свои истории в комментариях!