Найти в Дзене

Как отличить Питера Брейгеля Младшего («Адского») от Питера Брейгеля Старшего («Мужицкого»)?

Разница между отцом и сыном Брейгелями — это разница между гением и талантливым копиистом. Путаница возникает потому, что сын (Питер Брейгель Младший) буквально поставил на поток копирование работ отца. Но есть ключевые отличия. — В переводе с латыни означает «сделал». — Это стандартная формулировка XVI-XVII веков, аналог современного «худ. Петров». — Например: «P. BRVEGHEL FE» = «Питер Брейгель сделал [эту работу]». — Указывает на порядковый номер художника в династии. — Питер Брейгель Младший подписывался так, чтобы подчеркнуть: — Брейгель Старший никогда не использовал «FE» или «II» — он подписывался просто «BRVEGEL». — Если видите «FE»/«II» — перед вами точно копия или работа Младшего. Примеры подписей: Это как печать: «FE» и «II» — знаки художественного «цеха» семьи Брейгелей, помогающие отделить отца от сына. Важно: около 70% работ «Брейгеля» на рынке — это копии Младшего. Оригиналов Старшего сохранилось менее 50. Если видите ад с чертями, кишащими как муравьи — э
Оглавление

Разница между отцом и сыном Брейгелями — это разница между гением и талантливым копиистом. Путаница возникает потому, что сын (Питер Брейгель Младший) буквально поставил на поток копирование работ отца. Но есть ключевые отличия.

Питер Брейгель (Старший) "Художник и знаток" Ок. 1566. Бумага, карандаш, перо, чернила. Галерея Альбертина, Вена
Питер Брейгель (Старший) "Художник и знаток" Ок. 1566. Бумага, карандаш, перо, чернила. Галерея Альбертина, Вена

Питер Брейгель (Старший) "Охотники на снегу" 1565. Дерево, масло. Музей истории искусств, Вена
Питер Брейгель (Старший) "Охотники на снегу" 1565. Дерево, масло. Музей истории искусств, Вена

1. Сюжеты и темы

Питер Брейгель Старший (1525–1569)

  • Оригинальные композиции — он придумывал свои сюжеты («Вавилонская башня», «Охотники на снегу», «Нидерландские пословицы»).
  • Философская глубина — даже в народных сценах есть символизм (например, «Падение Икара» — где трагедия «тонет» в повседневности).
  • Сложная перспектива — его пейзажи монументальны, как мир в миниатюре.

Питер Брейгель (Старший) "Вавилонская башня" 1563. Дерево, масло. Музей истории искусств, Вена
Питер Брейгель (Старший) "Вавилонская башня" 1563. Дерево, масло. Музей истории искусств, Вена
Питер Брейгель (Старший) "Нидерландские пословицы" 1551. Дерево, масло. Берлинская картинная галерея
Питер Брейгель (Старший) "Нидерландские пословицы" 1551. Дерево, масло. Берлинская картинная галерея
«Падение Икара» — одна из самых известных картин нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего. Это единственная картина Брейгеля на мифологический сюжет.
«Падение Икара» — одна из самых известных картин нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего. Это единственная картина Брейгеля на мифологический сюжет.

  • Авторские аллегории — его картины наполнены скрытыми смыслами («Страна лентяев» — не просто смешная сценка, а сатира на человеческую лень и пороки). Здесь видна Народная мудрость и глубокая наблюдательность за природой человека.
Питер Брейгель (Старший) "Страна лентяев" 1567. Старая пинакотека, Мюнхен.
Питер Брейгель (Старший) "Страна лентяев" 1567. Старая пинакотека, Мюнхен.

Питер Брейгель Младший (1564–1638)

  • Копии отца + «адские» сцены — он повторял работы отца («Битва Масленицы и Поста», «Избиение младенцев в Вифлиеме»), но также писал дьявольские шабаши (отсюда прозвище «Адский»).
  • Меньше нюансов — его версии более плоские, без глубины замысла.
  • Акцент на жути — если у отца крестьяне пьянствуют, то у сына бесы их уже тащат в ад.

Питер Брейгель (Младший) "Битва масленицы и Великого поста" (фрагмент)
Питер Брейгель (Младший) "Битва масленицы и Великого поста" (фрагмент)

2. Техника и детализация

Брейгель Старший

  • Тонкая живопись — даже в хаосе («Битва Масленицы и Поста») каждая фигура прописана. Сравните с копией Брейгеля Младшего
  • Свет и воздух — его зимние пейзажи («Охотники на снегу») дышат морозной свежестью.
  • Естественность — лица и позы людей живые, даже если сцены гротескные.

Питер Брейгель Младший – Путь на Голгофу
Питер Брейгель Младший – Путь на Голгофу
1599.
1599.
Питер Брейгель Младший – Извлечение камня глупости
Питер Брейгель Младший – Извлечение камня глупости

Брейгель Младший

  • Жёсткие контуры — фигуры часто графичные, как раскрашенные рисунки.
  • Яркие, но плоские цвета — особенно в огнях ада (например, «Страшный суд»).
  • Повторы — он тиражировал одни и те же мотивы десятилетиями, поэтому работы выглядят шаблоннее.

Питер Брейгель Младший – Строительство Вавилонской башни
Питер Брейгель Младший – Строительство Вавилонской башни
1595, 43,2 смx42,9 см, панель, масло. Питер II Брейгель (1564 Брюссель - 1638 Антверпен)
1595, 43,2 смx42,9 см, панель, масло. Питер II Брейгель (1564 Брюссель - 1638 Антверпен)

3. Подпись и датировка

  • Брейгель Старший подписывал работы «BRVEGEL» (иногда с датой).
  • Брейгель Младший«P. BRVEGHEL» (с добавлением «II» или «FE»fecit, «сделал»).
  • Когда вы видите на картине подпись «P. BRVEGHEL FE» или «P. BRVEGHEL II», это важные маркеры авторства. Разберём их значение:

«FE» (fecit)

— В переводе с латыни означает «сделал».

— Это стандартная формулировка XVI-XVII веков, аналог современного «худ. Петров».

— Например: «P. BRVEGHEL FE» = «Питер Брейгель сделал [эту работу]».

«II»

— Указывает на порядковый номер художника в династии.

— Питер Брейгель Младший подписывался так, чтобы подчеркнуть:

  • Он второй (после отца, Питера Брейгеля Старшего).
  • Его сын (Питер Брейгель III) позже станет «III».

Почему это важно для атрибуции?

Брейгель Старший никогда не использовал «FE» или «II» — он подписывался просто «BRVEGEL».

Если видите «FE»/«II» — перед вами точно копия или работа Младшего.

Примеры подписей:

  • «BRVEGEL» (Старший, оригинал)
  • «P. BRVEGHEL FE 1592» (Младший, копия)
  • «P. BRVEGHEL II» (Младший, поздняя работа)

Это как печать: «FE» и «II» — знаки художественного «цеха» семьи Брейгелей, помогающие отделить отца от сына.

Важно: около 70% работ «Брейгеля» на рынке — это копии Младшего. Оригиналов Старшего сохранилось менее 50.

4. Проверочный вопрос

Если видите ад с чертями, кишащими как муравьи — это Младший.

Если перед вами крестьяне, в которых видна вся человеческая комедия — это Старший.

Почему это важно?

Брейгель Старший — визионер, предвосхитивший Босха и даже кинематограф (его многофигурные сцены как кадры из фильмов).

Брейгель Младший — умелый ремесленник, сохранивший наследие отца, но не добавивший глубины.

Брейгель Старший — художник-мыслитель, его «Страна лентяев» не просто высмеивает лень, но и показывает, как общество деградирует, когда все живут в праздности.

Брейгель Младший — талантливый интерпретатор, но его работы чаще развлекают, а не заставляют задуматься.

Старший показывает жизнь, Младший — её карнавальную тень

Запомните: если видите дьявольскую вакханалию — это Младший. Если перед вами многогранная притча о человеческой природе — это Старший.

Старший — это Шекспир, а Младший — актёр, который заучил его текст, но не понял подтекста».

Художник Полина Горецкая
VK | VK
VK | VK