Как правило, среди представителей актёрской профессии, чаще всего на виду те, кто исполняет главные роли — их знают, любят, обсуждают. В центре внимания оказываются и те, кто прославился не только талантом, но и скандалами. Но основа кинематографа — это, прежде всего, трудяги сцены, актеры второго и третьего плана. Их работа, хоть и остается в тени, крайне важна: без нее невозможно создать убедительный и живой мир на экране.
Именно они наполняют кадр глубиной, придают истории масштаб и достоверность. Во многом благодаря таким артистам советское кино и ценят — за яркие, запоминающиеся образы даже в эпизодах. Одним из таких героев экрана был Олег Голубицкий, которому пришлось пройти через слишком много препятствий на пути к своей мечте.
Олег Голубицкий родился 7 июня 1923 года в Москве, в семье военного. Его детство и юность пришлись на тревожные годы: в 1930-х его отца арестовали и сослали в Сибирь, а с началом Великой Отечественной войны сам Олег добровольно ушел на фронт. Он оказался в числе тех, кто участвовал в отступлении от Кирова к Одоеву и Туле, где получил тяжелое ранение. После этого будущего актера демобилизовали.
Вернувшись с фронта, Голубицкий уехал в Коми к отцу. Там он устроился на завод и всерьез решил получить инженерное образование — мечтал стать конструктором. Однако война не отпускала: в 1943 году его вновь призвали в армию. На этот раз служба продлилась недолго — Олег получил контузию, и снова был демобилизован по состоянию здоровья. Последствия травмы он ощущал всю оставшуюся жизнь.
Находясь в тылу, Голубицкий неожиданно для себя нашел новое призвание — актерское. Летом 1944 года он поступил во ВГИК, на курс, которым руководил Василий Ванин. Именно здесь, в институте, он встретил свою будущую супругу — Серафиму Холину. Вместе они прожили почти полвека, вырастили дочь Людмилу, которая, в отличие от родителей, выбрала путь государственной службы.
Кинематограф не встретил Олега Голубицкого с фанфарами. После окончания вуза он был принят в труппу Театра-студии киноактера, а свою первую роль в кино получил в 1950 году — в драме «Донецкие шахтеры». Картина была многолюдной, с участием известных актеров, но имя Голубицкого даже не появилось в титрах. Тем не менее, за этой работой последовали десятки небольших, но запоминающихся ролей.
Первая значимая роль в кино – приспособленец Варенцов в драме Ивана Пырьева "Испытание верности" (1954). Но все же известность Голубицкому принес фильм "В добрый час!" (1956), где он создал образ Аркадия Аверина, переживающего из-за неудачной карьеры.
Со временем за ним прочно закрепилось амплуа надежного артиста второго плана — скромного мастера, способного оживить любой эпизод.
Олегу Голубицкому часто поручали роли немецких солдат в военных фильмах, но не меньше он играл и советских офицеров — каждое его появление на экране придавало сценам дополнительную выразительность и глубину. Его персонажи, пусть и не всегда в центре сюжета, запоминались: четкие, точные реплики, выверенные интонации — он умел сказать немного, но метко.
Сегодня, вспоминая Голубицкого, в первую очередь называют его работу в сериале «Адъютант его превосходительства», где он блестяще исполнил роль ротмистра Волина.
За свою карьеру, охватывающую четыре десятилетия — с начала 1950-х до 1990-х годов, — он снялся более чем в 70 фильмах. В зрелые годы Голубицкий появлялся на экране реже, но зрители всё же могли заметить его, например, в одном из выпусков «Ералаша». Основное внимание в этот период он уделял дубляжу.
«Бетховен», «Робин Гуд: Принц воров», «Отпетые мошенники», «Банзай», «Легенда о динозавре», «Три дня Кондора», «Разиня», «Великолепная семерка», «Земляничная поляна», «12 разгневанных мужчин», «Большие маневры», «Огни рампы», «Фанфан-Тюльпан» — в общей сложности на счету Голубицкого свыше трехсот работ в области дубляжа.
Супруга Олега Голубицкого, Серафима Холина, также пробовала себя в кино, однако её актерская карьера оказалась менее заметной. В основном ей доставались небольшие, эпизодические роли.
Тем не менее, зрители могут вспомнить её по яркому появлению в комедии «Бриллиантовая рука», где она сыграла ведущую показа мод — ту самую, которая с улыбкой объявляла: «Брюки превращаются... в элегантные шорты». Также Холина снималась в таких картинах, как «Иван Бровкин на целине», «Смелые люди», «Верные друзья», «Аннушка», а также в телесериале «Вызываем огонь на себя». Также, как и супруг, Серафима много работала над озвучиванием фильмов.
В 1983 году Олег Голубицкий исполнил одну из центральных ролей — чиновника Стебелькова — в драматической экранизации романа Ф.М. Достоевского «Подросток». В центре сюжета — молодой Аркадий Долгорукий, двадцатилетний юноша, лишённый жизненного опыта и чётких моральных ориентиров. Он вступает в мир, где царят лицемерие, алчность и нравственное разложение.
Свою последнюю роль в кино Голубицкий сыграл в шпионской драме Бориса Галкина «Чёрный клоун», где предстал в образе председателя КГБ.
Почётного звания заслуженного артиста РСФСР Олег Голубицкий удостоился лишь в 1988 году, в возрасте 65 лет — слишком поздно, чтобы рассчитывать на взлет карьеры или дальнейшие государственные награды. Тем не менее, его вклад в отечественный кинематограф был значительным и по достоинству оценен коллегами и зрителями.
Олег Борисович на протяжении всей жизни страдал от проблем с сердцем. Иногда ему приходилось отказываться от ролей — здоровье не всегда позволяло работать в полную силу.
В 1995 году актер был госпитализирован с очередным сердечным приступом. Именно там, в больничной палате, он совершил свой последний, по-настоящему человечный поступок, стоивший ему жизни.
По рассказам медицинского персонала, в комнате открылось окно, и сквозняк стал досаждать пациентам. Никто из лежащих не решался встать, чтобы закрыть форточку — все были слишком слабы. Лишь Голубицкий, собравшись с силами, поднялся на тумбочку и попытался дотянуться до ручки. Этот простой жест заботы оказался роковым — его сердце не выдержало нагрузки.
Олег Голубицкий ушёл из жизни 7 сентября 1995 года, на 73-м году жизни.
Также смотрите: