Идеальная пляжно-каникулярная история в графическом романе "Призрачное лето" Элизабет Ольвиль наполнена стрёкотом цикад в саду бабушкиного дома, плеском моря и запахом солнцезащитного крема, но также и нарастающим саспенсом, сопровождающим переход от детства к девичеству.
Раньше Луизон проводила лето в играх с сестрой и кузинами, когда они вместе приезжали на каникулы в бабушкин приморский городок. Теперь сёстры повзрослели и интересуются мальчиками, а игры Луизон для них слишком наивны и скучны. Вместо радостного беззаботного лета - одиночество и неловкость. Вместо всегда бодрой бабушки - теряющая память старушка. Черви заводятся в забытом сыре, любимый пёс пострадал от вредного соседа. Кажется, разложение проникает во все трещинки этого лета, хотя внешне оно остаётся таким же жарким, наполненным, ароматным, как раньше.
Не удивительно, что Луизон находит себе воображаемую подругу - давно погибшую девочку, которой так же смертельно скучно и одиноко, как героине. Общение со сверстницей, да ещё и обладающей сверхъестественными способностями - чудесное приключение. К сожалению, это всего лишь фантазия, воплощенная семейная тайна, которая находит выплеск в форме одновременно утешительной и опасной для Луизон.
Элизабет Ольвиль удается через рисунки и краткие реплики передать тревожное и смешанное состояние, которое испытывают подростки на рубеже детства и взрослости. Старшие сёстры поглощены эротическими мечтами и приключениями, младшую такое пока не интересует, но уже раздражающе фонит где-то на периферии зрения.
Примерно так же периферийно воспринимается лейтмотив угасающей бабушки. Она всё ещё живет самостоятельно и может принимать внучек, но уже допускает странные оплошности, становится забывчива и рассеянна. Возможно, это последнее лето в таком привычном формате - девочки созрели, а бабушка увядает, всё меняется, мы наблюдаем жизнь этого семейства в переломной точке, когда все ещё не осознали перемен, в то время, как они уже пришли.
Дом бабушки - безопасный, привычный, с детства знакомый, много раз принимавший беззаботных девочек на каникулы. И в то же время он начинает напоминать склеп, в его тенях царят призраки, которые раньше не могли попасть на глаза Луизон, так как она была слишком мала, увлечена играми, окружена заботой старших. Этим летом ей приоткрывается нечто инициирующее и знаменующее новый этап её жизни.
Цветную графику Ольвиль хочется разобрать на стикеры, украсить ими стены, тетрадки и шоперы, разглядывать отдельные кадры, настолько они экспрессивные и летние. При этом рисунок достаточно беглый, без чрезмерной прорисовки, это не реалистичные скетчи, а именно комикс.
Читая этот графический роман, я вспоминала несколько схожих по атмосфере произведений:
* "Призрак для Ани" Веры Бросгол - тоже графический роман, где девочка, испытывающая неприятности со сверстниками, подружилась с призраком;
* "Где Анна Франк" - мультфильм по графическому роману, основанному на дневнике Анны Франк. В мультике призрак - это воплощение Китти, выдуманной собеседницы Анны, к которой она обращается в дневниковых записях. Китти воплощается в наши дни, наблюдает культ Анны Франк в Амстердаме и одновременно дегуманизацию беженцев, живущих на улицах в страхе депортации. Мне понравился и графический роман, который я взяла сразу после чтения дневника Анны Франк, и мультфильм, делающий новый творческий виток на базе комикса, могу рекомендовать все три произведения;
* "Мектуб, моя любовь" - фильм Абделатифа Кешиша про молодых людей, отдыхающих летом на море, испытывающих влюбленность, страсть, сомнения, соблазны на фоне великолепных пейзажей и брызжущей во все стороны молодой энергии;
* "Мое прекрасное лето с Софи" - фильм Ребекки Злотовски про двух кузин, проводящих лето на Лазурном берегу. Одна более скромная и юная, переживающая как раз переход от детства к девичеству, другая совсем немного старше, но выглядит уже вполне искушенной в любовных делах женщиной.