Найти в Дзене

Девочка созрела в комиксе Элизабет Ольвиль"Призрачное лето" и не только

Идеальная пляжно-каникулярная история в графическом романе "Призрачное лето" Элизабет Ольвиль наполнена стрёкотом цикад в саду бабушкиного дома, плеском моря и запахом солнцезащитного крема, но также и нарастающим саспенсом, сопровождающим переход от детства к девичеству. Раньше Луизон проводила лето в играх с сестрой и кузинами, когда они вместе приезжали на каникулы в бабушкин приморский городок. Теперь сёстры повзрослели и интересуются мальчиками, а игры Луизон для них слишком наивны и скучны. Вместо радостного беззаботного лета - одиночество и неловкость. Вместо всегда бодрой бабушки - теряющая память старушка. Черви заводятся в забытом сыре, любимый пёс пострадал от вредного соседа. Кажется, разложение проникает во все трещинки этого лета, хотя внешне оно остаётся таким же жарким, наполненным, ароматным, как раньше. Не удивительно, что Луизон находит себе воображаемую подругу - давно погибшую девочку, которой так же смертельно скучно и одиноко, как героине. Общение со сверстнице
Это лето должно было стать беззаботным, но детская непосредственность уступает место подростковому напряжению
Это лето должно было стать беззаботным, но детская непосредственность уступает место подростковому напряжению

Идеальная пляжно-каникулярная история в графическом романе "Призрачное лето" Элизабет Ольвиль наполнена стрёкотом цикад в саду бабушкиного дома, плеском моря и запахом солнцезащитного крема, но также и нарастающим саспенсом, сопровождающим переход от детства к девичеству.

Раньше Луизон проводила лето в играх с сестрой и кузинами, когда они вместе приезжали на каникулы в бабушкин приморский городок. Теперь сёстры повзрослели и интересуются мальчиками, а игры Луизон для них слишком наивны и скучны. Вместо радостного беззаботного лета - одиночество и неловкость. Вместо всегда бодрой бабушки - теряющая память старушка. Черви заводятся в забытом сыре, любимый пёс пострадал от вредного соседа. Кажется, разложение проникает во все трещинки этого лета, хотя внешне оно остаётся таким же жарким, наполненным, ароматным, как раньше.

Мне очень нравится, как Элизабет Ольвиль работает с цветом, как передаёт жаркое марево в саду, томность пляжа, синеву курортных вечеров.
Мне очень нравится, как Элизабет Ольвиль работает с цветом, как передаёт жаркое марево в саду, томность пляжа, синеву курортных вечеров.

Не удивительно, что Луизон находит себе воображаемую подругу - давно погибшую девочку, которой так же смертельно скучно и одиноко, как героине. Общение со сверстницей, да ещё и обладающей сверхъестественными способностями - чудесное приключение. К сожалению, это всего лишь фантазия, воплощенная семейная тайна, которая находит выплеск в форме одновременно утешительной и опасной для Луизон.

Элизабет Ольвиль удается через рисунки и краткие реплики передать тревожное и смешанное состояние, которое испытывают подростки на рубеже детства и взрослости. Старшие сёстры поглощены эротическими мечтами и приключениями, младшую такое пока не интересует, но уже раздражающе фонит где-то на периферии зрения.

Статичные сцены перемежаются динамичными, мы слышим звуки, чувствуем запахи и вкусы, ощущаем волнение, скуку, досаду, видим лето во всей его полноте.
Статичные сцены перемежаются динамичными, мы слышим звуки, чувствуем запахи и вкусы, ощущаем волнение, скуку, досаду, видим лето во всей его полноте.

Примерно так же периферийно воспринимается лейтмотив угасающей бабушки. Она всё ещё живет самостоятельно и может принимать внучек, но уже допускает странные оплошности, становится забывчива и рассеянна. Возможно, это последнее лето в таком привычном формате - девочки созрели, а бабушка увядает, всё меняется, мы наблюдаем жизнь этого семейства в переломной точке, когда все ещё не осознали перемен, в то время, как они уже пришли.

Бабушкин дом - отдельный повод погрузиться в эту историю. Он чудесный, хранящий семейную историю, с садом, террасой, множеством таинственных старинных вещиц, со своими традициями.
Бабушкин дом - отдельный повод погрузиться в эту историю. Он чудесный, хранящий семейную историю, с садом, террасой, множеством таинственных старинных вещиц, со своими традициями.

Дом бабушки - безопасный, привычный, с детства знакомый, много раз принимавший беззаботных девочек на каникулы. И в то же время он начинает напоминать склеп, в его тенях царят призраки, которые раньше не могли попасть на глаза Луизон, так как она была слишком мала, увлечена играми, окружена заботой старших. Этим летом ей приоткрывается нечто инициирующее и знаменующее новый этап её жизни.

Все цвета слегка припылённые, как на старой плёнке, при этом часто сцены окрашены неожиданными оттенками, как в этом раскалённом эпизоде, где полуденный белый или жёлтый заменены розовым.
Все цвета слегка припылённые, как на старой плёнке, при этом часто сцены окрашены неожиданными оттенками, как в этом раскалённом эпизоде, где полуденный белый или жёлтый заменены розовым.

Цветную графику Ольвиль хочется разобрать на стикеры, украсить ими стены, тетрадки и шоперы, разглядывать отдельные кадры, настолько они экспрессивные и летние. При этом рисунок достаточно беглый, без чрезмерной прорисовки, это не реалистичные скетчи, а именно комикс.

Запах крема от загара - что-то, чего много лет не замечаешь, пока однажды не обнаруживаешь, что в нём сосредоточена масса летних воспоминаний.
Запах крема от загара - что-то, чего много лет не замечаешь, пока однажды не обнаруживаешь, что в нём сосредоточена масса летних воспоминаний.

Читая этот графический роман, я вспоминала несколько схожих по атмосфере произведений:

У Веры Бросгол русские корни, как и у её героини Ани.
У Веры Бросгол русские корни, как и у её героини Ани.

* "Призрак для Ани" Веры Бросгол - тоже графический роман, где девочка, испытывающая неприятности со сверстниками, подружилась с призраком;
*
"Где Анна Франк" - мультфильм по графическому роману, основанному на дневнике Анны Франк. В мультике призрак - это воплощение Китти, выдуманной собеседницы Анны, к которой она обращается в дневниковых записях. Китти воплощается в наши дни, наблюдает культ Анны Франк в Амстердаме и одновременно дегуманизацию беженцев, живущих на улицах в страхе депортации. Мне понравился и графический роман, который я взяла сразу после чтения дневника Анны Франк, и мультфильм, делающий новый творческий виток на базе комикса, могу рекомендовать все три произведения;

Взросление девушки, надежды, тайны, противоречия, юмор, творчество - всё это есть в дневнике Анны Франк, это замечательно написанное свидетельство внутренней жизни подростка, в первую очередь, а потом уже - мемориал миллионов чудовищно загубленных жизней.
Взросление девушки, надежды, тайны, противоречия, юмор, творчество - всё это есть в дневнике Анны Франк, это замечательно написанное свидетельство внутренней жизни подростка, в первую очередь, а потом уже - мемориал миллионов чудовищно загубленных жизней.

* "Мектуб, моя любовь" - фильм Абделатифа Кешиша про молодых людей, отдыхающих летом на море, испытывающих влюбленность, страсть, сомнения, соблазны на фоне великолепных пейзажей и брызжущей во все стороны молодой энергии;

С графическим романом Элизабет Ольвиль этот фильм роднит не только французская и морская тема, но и марокканские корни персонажей.
С графическим романом Элизабет Ольвиль этот фильм роднит не только французская и морская тема, но и марокканские корни персонажей.

* "Мое прекрасное лето с Софи" - фильм Ребекки Злотовски про двух кузин, проводящих лето на Лазурном берегу. Одна более скромная и юная, переживающая как раз переход от детства к девичеству, другая совсем немного старше, но выглядит уже вполне искушенной в любовных делах женщиной.

Девочка и женщина, невинность и искушенность, романтика и эротика, море, каникулы и взросление - трогательное, серьезное и очень летнее кино.
Девочка и женщина, невинность и искушенность, романтика и эротика, море, каникулы и взросление - трогательное, серьезное и очень летнее кино.